Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2010 N 17АП-10604/2010-АК ПО ДЕЛУ N А60-24754/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. N 17АП-10604/2010-АК

Дело N А60-24754/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Малышевское рудоуправление": Конюхов В.Е. - представитель по доверенности от 28.12.2009 г.;
- от заинтересованного лица ИФНС России по г. Асбесту Свердловской области: Белоглазова А.В. - представитель по доверенности от 12.01.2010 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Малышевское рудоуправление" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2010 года
по делу N А60-24754/2010,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению ОАО "Малышевское рудоуправление"
к ИФНС России по г. Асбесту Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

установил:

ОАО "Малышевское рудоуправление" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) N 11-21/272 от 19.04.2010 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2010 в удовлетворении требований отказано.
ОАО "Малышевское рудоуправление" (заявитель по делу), не согласившись с судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требование удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства. При отработке месторождения "Квартальное" из отходов горнодобывающего производства в период с 1976 по 1986 года сформировано 3 отвала N 6, 12, 15. Состав отходов идентичный. Отработка отвала N 15 закончена в 2004 году, отвала N 6 завершается (деятельность осуществлялась по лицензии СВЕ 00723 ТЭ от 23.10.1998), к отработке отвала N 12 приступили в 2009 году. Отвал N 12 граничит с отвалом N 15. При таких обстоятельствах получение лицензии на разработку отвала N 12 только в 2005 году (лицензия СВЕ 02115 ТР от 01.12.2005) не может препятствовать исчислению НДПИ по пониженной ставке, налогоплательщик продолжает осуществление деятельности, начатой в рамках лицензии, выданной в 1998 году. В таком случае налогоплательщик считает обоснованным применение п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации и уплату налога с коэффициентом 0,7 в отношении разработки отвала N 12. Формальный подход налогового органа к определению размера налога в данном случае не допустим.
ИФНС России по г. Асбесту Свердловской области (заинтересованное лицо) представила письменный отзыв, в котором возражает против изложенных доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что лицензия, выданная в 2005 году в отношении отвала N 12, не содержит положений об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы до 01.07.2001 включительно, в таком случае при определении размера НДПИ по добыче из отвала N 12 положения п. 2 ст. 342 НК РФ не применимы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации открытого акционерного общества "Малышевское рудоуправление" по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года.
По результатам проверки составлен акт N 178 от 15.03.2010 и вынесено решение N 11-21/272 от 19.04.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком суммы налога за декабрь 2009 г. в сумме 48 423 рублей в результате необоснованного применения понижающего коэффициента 0,7, в связи с чем налогоплательщику предложено уплатить НДПИ в сумме 48 423 руб., пени по состоянию на 19.04.2010 в размере 1 131,01 руб. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 9 684,60 руб.
Не согласившись с указанными выводами, налогоплательщик в порядке ч. 5 ст. 101.2 НК РФ обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 09.06.2010 N 664/10 оспариваемое решение оставлено без изменения, утверждено.
Не согласившись с решением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованным вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении НДПИ коэффициента 0,7 по п. 2 ст. 342 НК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда указывает, что судом первой инстанции не учтено, что при отработке месторождения "Квартальное" из отходов горнодобывающего производства в период с 1976 по 1986 года было сформировано 3 отвала N 6, 12, 15, состав отходов является идентичным. Отработка отвала N 15 закончена в 2004 году, отвала N 6 завершается (деятельность осуществлялась по лицензии СВЕ 00723 ТЭ от 23.10.1998), к отработке отвала N 12 приступили в 2009 году. Отвал N 12 граничит с отвалом N 15, следовательно получение лицензии на разработку отвала N 12 только в 2005 году (лицензия СВЕ 02115 ТР от 01.12.2005) не может препятствовать исчислению НДПИ по пониженной ставке, поскольку налогоплательщик продолжает осуществление деятельности, начатую в рамках лицензии, выданной в 1998 году.
Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Таким образом, для применения ставки налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 должны одновременно соблюдаться два условия: поиск и разведка разрабатываемых месторождений полезных ископаемых осуществлены за счет собственных средств налогоплательщика, и по состоянию на 01.07.2001 налогоплательщик имеет освобождение в соответствии с федеральными законами от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке данных месторождений полезных ископаемых.
До введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закона о недрах).
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Порядку использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597, решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Порядка).
Таким образом Закон о недрах прямо предусматривал, что право на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы имеют пользователи недр, как осуществившие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, так и полностью возместившие все расходы государства на их поиск и разведку.
Следовательно с 01.01.2002 г. (момент, с которого было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и Налоговым кодексом Российской Федерации введена уплата налога на добычу полезных ископаемых) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых была сохранена в качестве переходной меры для обеих упомянутых категорий налогоплательщиков, то есть для тех, кто пользовался льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 ФЗ "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", должны быть прописаны в лицензии. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции уплата налога с коэффициентом 0,7 по п. 2 ст. 342 НК РФ осуществляется только в отношении полезных ископаемых, добываемых на основании лицензии на право пользования недрами, в которую внесены положения об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы до 01.07.2001 (включительно).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Малышевское рудоуправление" осуществляет добычу полезных ископаемых в соответствии с лицензией СВЕ 00723 ТЭ от 23.10.1998 на разработку редкометалльного месторождения "Липовый Лог".
В границах горного отвода к данной лицензии находятся ранее отработанное месторождение "Квартальное" и отвалы, образованные в прошлые годы (1972-1986 г.г.) при отработке месторождений "Квартальное" и "Липовый Лог".
При отработке месторождения "Квартальное", из отходов горнодобывающего производства этого месторождения в период с 1976 по 1986 годы предприятием были сформированы три отвала, сложенные вскрышными и вмещающими горными породами (пегматоидными гранитами) - отвалы N 6, 12, 15.
С 1998 года предприятие занимается переработкой отходов горного производства, заскладированных в указанных выше отвалах, на основании лицензии СВЕ 00723 ТЭ от 23.10.1998 (на отвалы N 6 и 15 в границах горного отвода).
Разработка спорного отвала N 12 месторождения "Квартальное" начата налогоплательщиком в 2005 году по лицензии СВЕ 02115 ТР от 01.12.2005, выданной на срок до 31.12.2021.
Данная лицензия выдана на геологическое изучение, разведку и добычу полевого шпата и мусковита из отвала N 12 участка "Квартальный" и не содержит условия об освобождении заявителя в соответствии с федеральными законами от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке данных месторождений полезных ископаемых.
Ссылка налогоплательщика на наличие необходимого освобождения по лицензии на право пользование недрами СВЕ 00723 Т7 во внимание не принимается.
По лицензии на право пользование недрами СВЕ 00723 Т7, выданной 23.10.1998 на срок до 31.12.2014, налогоплательщик осуществлял разработку редкометалльного месторождения "Липовый Лог". При этом п. 5 условий названной лицензии было предусмотрено, что отчисления на воспроизводство минерального - сырьевой базы с реализованной товарной продукции, полученной при переработке отвалов, не производится.
Пунктами 10, 14 Уточненных условий недропользования, внесенных в лицензию СВЕ 00723 Т7 от 23.10.1998 в 2000 г., предусмотрено использование породы вскрыши месторождения для рекультивации (засыпки карьера) отработанного участка "Квартальный" и освобождение от отчислений на воспроизводство минерального - сырьевой базы при добыче сырья из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства.
Между тем, в нарушении ст. 65 АПК РФ, налогоплательщиком не представлено доказательств того, что отвал N 12 образован при разработке месторождения "Липовый Лог" в рамках лицензии СВЕ 00723 Т7 от 23.10.1998.
Более того, из текста заявления налогоплательщика и апелляционной жалобы усматривается, что отвал N 12 сформирован в результате разработки Квартального тантал-бериллиевого месторождения, границы которого проходят рядом с отвалом N 15.
Судом апелляционной инстанции при анализе лицензии установлено, что согласно лицензии СВЕ 00723 Т7 от 23.10.1998 обществу предоставлено право на разработку редкометалльного месторождения, а по лицензии СВЕ 02115 ТР от 01.12.2005 на добычу полевого шпата и мусковита, следовательно по составу полезных ископаемых, указанных в лицензиях, взаимосвязь не прослеживается.
Лицензия СВЕ 02115 ТР от 01.12.2005 выдана на добычу вмещающих пород Квартального тантал-бериллиевого месторождения, а не месторождения "Липовый Лог", поименованного в лицензии СВЕ 00723 Т7 от 23.10.1998.
Разработка отвала N 12 из вскрышенных и вмещающих пород Квартального месторождения также отражена в первом абзаце раздела "Состояние минерально-сырьевой базы ОАО "МРУ" Плана развития горных работ на 2009 год. Аналогичные обстоятельства указаны в разделе 2 приложения N 1 к протоколу ТКЗ при Уралнедра о 17.08.2009 N 130 (л.д. 57-65), данных оценки и разведки техногенного месторождения отвала N 12 по состоянию на 01.01.2009 (л.д. 80-83). Относимость месторождения "Липовый Лог" к "Квартальному месторождению" из кратких сведений о геологическом строении не следует (л.д. 84-85).
Из приведенных обстоятельств взаимосвязь между освобождением, указанным в лицензии СВЕ 00723 Т7 от 23.10.1998, и разработкой спорного отвала N 12 материалами дела не подтверждается. Доказательств освобождения от уплаты отчислений по лицензии, выданной в отношении Квартального тантал-бериллиевого месторождения, налогоплательщиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на отвалах N 15, 6, 12 производится однородная продукция, граница между ними условна были исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку лицензии выданы в пределах определенной горной границы; отвал N 12 расположен за границей до которой выдана лицензия СВЕ 00723 ТЭ от 23.10.1998.
Тот факт, что иные отвалы в рамках того же месторождения разрабатывались на основании иной лицензии с указанием условия об освобождении заявителя в соответствии с федеральными законами от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке данных месторождений полезных ископаемых, в связи с вышеизложенными выводами правового значения для разрешения спора не имеет. Условия иных имеющихся в деле лицензий обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Приведенные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 14842/05, от 17.07.2007 N 3803/07.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения понижающего коэффициента в порядке п. 2 ст. 342 НК РФ при переработке отходов горного производства на отвале N 12.
На основании изложенного решение суда от 06 сентября 2010 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Малышевское рудоуправление" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ ОАО "Малышевское рудоуправление" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2010 года по делу N А60-24754/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Малышевское рудоуправление" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Малышевское рудоуправление" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 3064 от 09.09.2010 г. при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)