Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Угланова М.А.
Федеральный судья: Старых М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Саниной Л.Л.
судей Углановой М.А. и Склярука С.А.
при секретаре Ш.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 29 марта 2011 года, которым постановлено:
"Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла в удовлетворении иска к С. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., выслушав представителя ИФНС по Советскому району г. Орла К., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла (далее ИФНС) обратилась в суд с иском к С. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа.
В обоснование требований указывалось, что в отношении С. России представил в ИФНС справку о доходах 2-НДФЛ за 2006 г., согласно которой сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, составляет .
Поскольку по сроку на 22.07.2010 г. и на 23.08.2010 г. ответчиком не уплачен налог на доходы физических лиц в размере , была начислена пеня в сумме .
В связи с этим просила взыскать со С. налог на доходы физических лиц в размере . и пени в размере .
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Орла просит решение суда отменить как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что выводы суда о пропуске ИФНС России по Советскому району г. Орла процессуальных сроков на взыскание налога являются небоснованными, поскольку налоговым органом полностью соблюдена процедура взыскания налога со С.
Также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Налоговый кодекс не разграничивает компетенцию налоговых органов, поскольку законодатель указывает на самостоятельность каждого территориального органа ФНС и наличие у каждого из них прав и обязанностей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлен срок подачи в суд заявления о взыскании налога с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу абз.1 п. 1 и п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 30 сентября 2004 года федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2007 года в ИФНС N г. Москвы поступила справка о доходах С., в соответствии с которой сумма, переданная на взыскание в налоговый орган, составила (л.д. 8).
В ИФНС России по Советскому району города Орла данная справка поступила 23.07.2007 года, что подтверждается выпиской из электронной почты (л.д. 23).
Требование об уплате налога было направлено С. только 06.08.2010 г. (л.д. 10)
В суд с настоящим иском ИФНС России по Советскому району обратилась только 13.12.2010 г. (л.д. 3-5).
Таким образом, судом по делу установлено, что требование об уплате налога, в нарушение ч. 1 ст. 70 НК РФ, было направлено С. по истечении более трех лет с момента, когда ИФНС по Советскому району г. Орла стало известно о неуплате налога.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, срок на обращение в суд должен исчисляться со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока для направления требования. При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с физического лица недоимки необходимо учитывать совокупность всех сроков: трехмесячный срок по статье 70 НК РФ, который подлежит исчислению, в данном случае, с момента выявления налоговым органом недоимки (22.03.2007 года), срок на добровольное исполнение обязанности по уплате налога, который указывается в требовании и шестимесячный срок, установленный п. 2 статьи 48 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований ИФНС по Советскому району г. Орла о взыскании с С. налога на доходы физических лиц и пени, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу системного толкования и сравнительного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 3 ст. 44, абз. 1 ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет 3 года с момента ее образования.
Ввиду изложенного, является несостоятельным довод кассационной жалобы истца в той части, что ИФНС по Советскому району г. Орла не пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании с ответчика указанного налога и пени.
Не влияет на законность принятого решения суда, как основанная на ошибочном толковании норм материального права ссылка в кассационной жалобе ИФНС по Советскому району г. Орла на неправомерность вывода суда в той части, что Налоговый кодекс не разграничивает компетенцию налоговых органов, поскольку законодатель указывает на самостоятельность каждого территориального органа ФНС и наличие у каждого из них прав и обязанностей.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Орла от 29 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-716
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2011 г. по делу N 33-716
Докладчик: Угланова М.А.
Федеральный судья: Старых М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Саниной Л.Л.
судей Углановой М.А. и Склярука С.А.
при секретаре Ш.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 29 марта 2011 года, которым постановлено:
"Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла в удовлетворении иска к С. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., выслушав представителя ИФНС по Советскому району г. Орла К., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла (далее ИФНС) обратилась в суд с иском к С. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа.
В обоснование требований указывалось, что в отношении С. России представил в ИФНС справку о доходах 2-НДФЛ за 2006 г., согласно которой сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, составляет .
Поскольку по сроку на 22.07.2010 г. и на 23.08.2010 г. ответчиком не уплачен налог на доходы физических лиц в размере , была начислена пеня в сумме .
В связи с этим просила взыскать со С. налог на доходы физических лиц в размере . и пени в размере .
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Орла просит решение суда отменить как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что выводы суда о пропуске ИФНС России по Советскому району г. Орла процессуальных сроков на взыскание налога являются небоснованными, поскольку налоговым органом полностью соблюдена процедура взыскания налога со С.
Также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Налоговый кодекс не разграничивает компетенцию налоговых органов, поскольку законодатель указывает на самостоятельность каждого территориального органа ФНС и наличие у каждого из них прав и обязанностей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлен срок подачи в суд заявления о взыскании налога с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу абз.1 п. 1 и п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 30 сентября 2004 года федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2007 года в ИФНС N г. Москвы поступила справка о доходах С., в соответствии с которой сумма, переданная на взыскание в налоговый орган, составила (л.д. 8).
В ИФНС России по Советскому району города Орла данная справка поступила 23.07.2007 года, что подтверждается выпиской из электронной почты (л.д. 23).
Требование об уплате налога было направлено С. только 06.08.2010 г. (л.д. 10)
В суд с настоящим иском ИФНС России по Советскому району обратилась только 13.12.2010 г. (л.д. 3-5).
Таким образом, судом по делу установлено, что требование об уплате налога, в нарушение ч. 1 ст. 70 НК РФ, было направлено С. по истечении более трех лет с момента, когда ИФНС по Советскому району г. Орла стало известно о неуплате налога.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, срок на обращение в суд должен исчисляться со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока для направления требования. При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с физического лица недоимки необходимо учитывать совокупность всех сроков: трехмесячный срок по статье 70 НК РФ, который подлежит исчислению, в данном случае, с момента выявления налоговым органом недоимки (22.03.2007 года), срок на добровольное исполнение обязанности по уплате налога, который указывается в требовании и шестимесячный срок, установленный п. 2 статьи 48 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований ИФНС по Советскому району г. Орла о взыскании с С. налога на доходы физических лиц и пени, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу системного толкования и сравнительного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 3 ст. 44, абз. 1 ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет 3 года с момента ее образования.
Ввиду изложенного, является несостоятельным довод кассационной жалобы истца в той части, что ИФНС по Советскому району г. Орла не пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании с ответчика указанного налога и пени.
Не влияет на законность принятого решения суда, как основанная на ошибочном толковании норм материального права ссылка в кассационной жалобе ИФНС по Советскому району г. Орла на неправомерность вывода суда в той части, что Налоговый кодекс не разграничивает компетенцию налоговых органов, поскольку законодатель указывает на самостоятельность каждого территориального органа ФНС и наличие у каждого из них прав и обязанностей.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Орла от 29 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)