Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А60-1459/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А60-1459/2013


Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску
Вилисовой Елены Владимировны
к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация города Екатеринбурга
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании:
- от истца: Вахмистрова А.Ю.., представитель по доверенности от 06.12.2012;
- от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности от 06.12.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Вилисова Елена Владимировна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии по Свердловской области и просит признать кадастровую стоимость земельного площадью 487 183 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513041:160, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, станция Сысерть, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно в размере 55 258 827 руб. 48 коп., исходя из стоимости 1 кв. м в размере 115 руб. 56 коп., установить удельный показатель кадастровой стоимости для вновь образованных земельных участков исходя из стоимости 1 кв. м - 115 руб. 56 коп., установить, что решение суда является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости, установить, что решение суда является основанием к применению для целей налогообложения с 01.01.2010 измененной кадастровой стоимости.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 487 183 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513041:160, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, станция Сысерть, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ N 071027 от 23.09.2011.
Истец, ссылаясь на составленный оценщиком ООО "Консалтинг Групп" отчет от 24.12.2012 N 1526-12/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 55 258 827 руб. 48 коп., указал на то, что кадастровая стоимость в размере 310 374 545 руб. 64 коп., утвержденная в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
При этом, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, является нарушение прав истца, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет оценщика от 24.12.2012 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение N 597/06-12 от 25.12.2012.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Учитывая изложенное, исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в части признания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Требование об установлении удельного показателя кадастровой стоимости для вновь образованных земельных участков, не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих величину такого показателя. То обстоятельство, что стоимость одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513041:160 составляет 115,56 руб. (что подтверждено отчетом оценщика) само по себе не означает, что стоимость квадратного метра земельных участков, выделенных из этого участка, составляет точно такую же величину.
Решение суда по настоящему делу, после его вступления в законную силу, является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при этом включение соответствующих указаний в резолютивную часть решения, не требуется.
Требование об установлении оснований для использования вновь установленной кадастровой стоимости для целей налогообложения, не подлежит удовлетворению, поскольку ответчик не является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. При этом истец не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в компетентный налоговый орган.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Поскольку стороны заключили соглашение о распределении судебных расходов, государственная пошлина взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.
Признать кадастровую стоимость земельного участка, площадью 487 183 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513041:160, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, станция Сысерть, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно в размере 55 258 827 руб. 48 коп., исходя из стоимости 1 кв. м в размере 115 руб. 56 коп.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья
А.Г.БИНДЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)