Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "5" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Гуровой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Белоновской Татьяны Яковлевны: Белоновского В.Ю., представителя по доверенности от 12.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 3 июня 2013 года по делу N А33-3725/2013, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Белоновская Татьяна Яковлевна (ОГРНИП 304246428600043, ИНН 246400009930) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю(ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) с требованиями (с учетом уточнения):
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Свердловский район, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строение 30,33, равной его рыночной стоимости в размере 14 979 000 руб. 00 коп., определенной в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 года по состоянию на 01 января 2011 года.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Свердловский район, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строение 30,33, равный его рыночной стоимости в размере 14 979 000 руб. 00 коп., определенной в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 года по состоянию на 01 января 2011 года.
Определением от 09.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Красноярска, Правительство Красноярского края.
Определением от 07.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Альянс-оценка", подготовившего отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, судебное разбирательство отложено на 27.05.2013.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июня 2013 года иск удовлетворен частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 общей площадью 8 280 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, строения 30,33 ул. Семафорная, 261д; ул. Академика Вавилова, 1 в размере равном его рыночной стоимости - 14 979 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением в части удовлетворения исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, данное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что является ненадлежащим ответчиком.
Определением апелляционной инстанции от 5 июля 2013 года апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению на 5 августа 2013 года.
В судебное заседание не явились представители ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части удовлетворения исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.08.2009 серии 24ЕИ N 294369 Белоновской Т.Я. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 8280 кв. м с кадастровым номером 24:50:0700201:219, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строения 30,33.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость в размере 54 719 373,60 руб., УПКС в сумме 6 608,62 руб. за 1 кв. м.
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету N 1-зем/02/13 от 11.02.2013, подготовленному ООО "Альянс-Оценка" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 по состоянию на 01.01.2011 составляет 14 979 000 руб. без учета НДС (стр. 2 отчета).
По данному отчету Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из экспертного заключения НП Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 120/03/13 от 01.03.2013, рецензируемый Отчет N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков". Методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в достаточном объеме. Замечаний по обоснованию, применению методов и произведенным расчетам нет (раздел 3 заключения N 120/03/13 от 01.03.2013).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 не соответствует их рыночной стоимости, индивидуальный предприниматель Белоновская Т.Я. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции правомерно указал, что заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанных земельных участков на их рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Истец, являясь собственником земельного участка N 24:50:0700201:219, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по их содержанию.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, то увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний в праве обратится в суд или в иной уполномоченный орган с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 определена в размере 54 719 373,60 руб. по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строения 30, 33, по состоянию на 01.01.2011 составляет 14 979 000 руб.
В этой связи апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данные рыночной стоимости земельного участка и его кадастровая стоимость существенно разнятся.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Отчет N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 являлся предметом оценки Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и имеет положительное заключение - экспертное заключение N 120/03/13 от 01.03.2013. В экспертных заключениях дана оценка примененной оценщиком методологии при оценке рыночной стоимости земельных участков, отражено, что расчет стоимости объекта оценки произведен с использованием сравнительного подхода. В рамках отчета затратный и доходный подход не использовался, отказ от применения данных подходов обоснован. Сравнительный подход реализован комбинированным методом. Подобраны аналоги для участка. К выбору аналогов замечаний нет. К стоимости аналогов внесены и обоснованы корректировки на торг, местоположение и общую площадь. Замечаний к внесению корректировок нет. Итоговая величина определена с учетом валовой коррекции как взвешенное значение.
Размер рыночной стоимости земельного участка N 24:50:0700201:219, установленный в отчете N 1-зем/02/13 от 11.02.2013, ответчиками не оспорен, в том числе и в апелляционной жалобе.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета N 24:50:0700201:219 суду не представлены, в связи с чем требования истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 равной его рыночной стоимости в размере 14 979 000 рублей правомерно удовлетворены судом.
Довод о том, что Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю.
То есть, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красновскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
В остальной части решение не обжаловано, в связи с чем основания для его проверки у суда апелляционной инстанции в необжалуемой части отсутствуют (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения в обжалуемой части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "3" июня 2013 года по делу N А33-3725/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Т.С.ГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3725/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А33-3725/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "5" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Гуровой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Белоновской Татьяны Яковлевны: Белоновского В.Ю., представителя по доверенности от 12.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 3 июня 2013 года по делу N А33-3725/2013, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Белоновская Татьяна Яковлевна (ОГРНИП 304246428600043, ИНН 246400009930) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю(ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) с требованиями (с учетом уточнения):
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Свердловский район, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строение 30,33, равной его рыночной стоимости в размере 14 979 000 руб. 00 коп., определенной в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 года по состоянию на 01 января 2011 года.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Свердловский район, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строение 30,33, равный его рыночной стоимости в размере 14 979 000 руб. 00 коп., определенной в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 года по состоянию на 01 января 2011 года.
Определением от 09.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Красноярска, Правительство Красноярского края.
Определением от 07.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Альянс-оценка", подготовившего отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, судебное разбирательство отложено на 27.05.2013.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июня 2013 года иск удовлетворен частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 общей площадью 8 280 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, строения 30,33 ул. Семафорная, 261д; ул. Академика Вавилова, 1 в размере равном его рыночной стоимости - 14 979 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением в части удовлетворения исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, данное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что является ненадлежащим ответчиком.
Определением апелляционной инстанции от 5 июля 2013 года апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению на 5 августа 2013 года.
В судебное заседание не явились представители ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части удовлетворения исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.08.2009 серии 24ЕИ N 294369 Белоновской Т.Я. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 8280 кв. м с кадастровым номером 24:50:0700201:219, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строения 30,33.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость в размере 54 719 373,60 руб., УПКС в сумме 6 608,62 руб. за 1 кв. м.
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету N 1-зем/02/13 от 11.02.2013, подготовленному ООО "Альянс-Оценка" следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 по состоянию на 01.01.2011 составляет 14 979 000 руб. без учета НДС (стр. 2 отчета).
По данному отчету Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" проведена экспертиза.
Как следует из экспертного заключения НП Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 120/03/13 от 01.03.2013, рецензируемый Отчет N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков". Методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в достаточном объеме. Замечаний по обоснованию, применению методов и произведенным расчетам нет (раздел 3 заключения N 120/03/13 от 01.03.2013).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 не соответствует их рыночной стоимости, индивидуальный предприниматель Белоновская Т.Я. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции правомерно указал, что заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанных земельных участков на их рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Истец, являясь собственником земельного участка N 24:50:0700201:219, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по их содержанию.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, то увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний в праве обратится в суд или в иной уполномоченный орган с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 определена в размере 54 719 373,60 руб. по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 261д, ул. Академика Вавилова, 1, строения 30, 33, по состоянию на 01.01.2011 составляет 14 979 000 руб.
В этой связи апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данные рыночной стоимости земельного участка и его кадастровая стоимость существенно разнятся.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Отчет N 1-зем/02/13 от 11.02.2013 являлся предметом оценки Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и имеет положительное заключение - экспертное заключение N 120/03/13 от 01.03.2013. В экспертных заключениях дана оценка примененной оценщиком методологии при оценке рыночной стоимости земельных участков, отражено, что расчет стоимости объекта оценки произведен с использованием сравнительного подхода. В рамках отчета затратный и доходный подход не использовался, отказ от применения данных подходов обоснован. Сравнительный подход реализован комбинированным методом. Подобраны аналоги для участка. К выбору аналогов замечаний нет. К стоимости аналогов внесены и обоснованы корректировки на торг, местоположение и общую площадь. Замечаний к внесению корректировок нет. Итоговая величина определена с учетом валовой коррекции как взвешенное значение.
Размер рыночной стоимости земельного участка N 24:50:0700201:219, установленный в отчете N 1-зем/02/13 от 11.02.2013, ответчиками не оспорен, в том числе и в апелляционной жалобе.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка N 24:50:0700201:219 определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета N 24:50:0700201:219 суду не представлены, в связи с чем требования истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700201:219 равной его рыночной стоимости в размере 14 979 000 рублей правомерно удовлетворены судом.
Довод о том, что Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю.
То есть, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красновскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
В остальной части решение не обжаловано, в связи с чем основания для его проверки у суда апелляционной инстанции в необжалуемой части отсутствуют (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения в обжалуемой части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "3" июня 2013 года по делу N А33-3725/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Т.С.ГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)