Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от администрации Серпуховского муниципального района - Купряхина Е.С. по доверенности от 09.01.2013 N 5-401;
- от администрации городского округа Серпухов - не явились, извещены;
- от ЗАО "Руэл" - Винокурова Ю.В. по доверенности от 01.09.2012 N 146,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11, принятого судьей Васильевой Е.В., по заявлению ЗАО "Руэл" к администрации Серпуховского муниципального района, третье лицо - администрация городского округа Серпухов, об оспаривании бездействия, обязании принять решение о предоставлении земельного участка и подготовке договора купли-продажи,
установил:
закрытое акционерное общество "Руэл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит:
- - признать незаконными действия администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл";
- - обязать администрацию Серпуховского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл" по цене, определенной в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января 2011 года;
- - обязать администрацию Серпуховского муниципального района Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, с указанием стоимости земельного участка, рассчитанной в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января 2011 года и направить его в адрес ЗАО "Руэл" с предложением о заключении данного договора.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует администрация Серпуховского муниципального района Московской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация городского округа Серпухов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 заявленные ЗАО "Руэл" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции администрация Серпуховского муниципального района обжаловала его в Десятый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, администрация просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 28 марта 2012 года производство по апелляционной жалобе администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А41-14665/2012.
Определением от 17 июля 2013 года производство по апелляционной жалобе администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 возобновлено.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Заявитель является собственником следующих объектов недвижимого имущества, приобретенного им на основании договора купли-продажи от 16.11.2001, заключенного с ООО "Пилон": ограждение: железобетонные панели протяженностью 772 м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002); разгрузочная рампа, застроенная площадь 647,40 кв. м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2002); внутриплощадочный вынос кабелей, инв. N 10869, лит. 6, объект N 6 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002); нежилое здание - склад кислорода и ацетилена, застроенная площадь 73, 80 кв. м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2002); железная дорога протяженностью 430 п. м, инв. N 10869, объект N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
На основании договора аренды земельного участка от 26.02.2007 N 835, заключенного между администрацией Серпуховского муниципального района и заявителем, ЗАО "Руэл" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
Заявитель 24.05.2010 обратился в администрацию Серпуховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Повторно письмом от 21.07.2010 заявитель обратился в администрацию Серпуховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 01.02.2011 заявитель обратился к Главе администрации Серпуховского муниципального района, указав, что ответа на заявление общества о приобретении в собственность земельного участка от администрации не последовало.
На обращение заявителя от 21.07.2010 администрация Серпуховского муниципального района дала ответ (письмо от 19.08.2010 N 290/411), в котором предложила ООО "Руэл" использовать земельный участок на праве аренды.
Заявитель, считая действия администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл", незаконными, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Обстоятельствами дела установлено, что заявителем фактически оспаривается решение администрации Серпуховского муниципального района Московской области, оформленное письмом от 19.08.2010 N 290/411.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Заявитель обратился в суд 29.04.2011, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
ЗАО "Руэл" указало, что о наличии решения администрации Серпуховского муниципального района Московской области, оформленного письмом от 19.08.2010 N 290/411, ему стало известно в ходе рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о восстановлении срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Материалами дела установлено: 06.12.2002 и 22.11.2002 Московской областной регистрационной палатой на основании договора купли-продажи акций от 16.11.2001, заключенного между ООО "Пилон" и ЗАО "Руэл" зарегистрировано право собственности последнего на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на недвижимое имущество, находящееся на истребуемом заявителем земельном участке, никем не оспорено, зарегистрировано в установленном законом порядке, свидетельства о государственной регистрации права недействительными не признаны.
Согласно п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Материалами дела установлено, что заявление о предоставлении в собственности земельного участка подано заявителем в орган местного самоуправления в порядке реализации права, установленного ст. 36 ЗК РФ.
К данному заявлению приложен комплект документов, перечень которых установлен абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ и предусмотрен Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания и сооружения (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370).
Указанный Перечень, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О отмечается, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Оспариваемыми действиями администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл" нарушены права и законные интересы последнего, как собственника объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом им земельном участке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы администрации Серпуховского муниципального района Московской области о том, что заявитель реализовал свое исключительное право на земельный участок путем заключения договора аренды земельного участка и утратило право на его выкуп, несостоятельны, поскольку в порядке п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-17007/11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А41-17007/11
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от администрации Серпуховского муниципального района - Купряхина Е.С. по доверенности от 09.01.2013 N 5-401;
- от администрации городского округа Серпухов - не явились, извещены;
- от ЗАО "Руэл" - Винокурова Ю.В. по доверенности от 01.09.2012 N 146,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11, принятого судьей Васильевой Е.В., по заявлению ЗАО "Руэл" к администрации Серпуховского муниципального района, третье лицо - администрация городского округа Серпухов, об оспаривании бездействия, обязании принять решение о предоставлении земельного участка и подготовке договора купли-продажи,
установил:
закрытое акционерное общество "Руэл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит:
- - признать незаконными действия администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл";
- - обязать администрацию Серпуховского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл" по цене, определенной в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января 2011 года;
- - обязать администрацию Серпуховского муниципального района Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, с указанием стоимости земельного участка, рассчитанной в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января 2011 года и направить его в адрес ЗАО "Руэл" с предложением о заключении данного договора.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует администрация Серпуховского муниципального района Московской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация городского округа Серпухов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 заявленные ЗАО "Руэл" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции администрация Серпуховского муниципального района обжаловала его в Десятый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, администрация просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 28 марта 2012 года производство по апелляционной жалобе администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А41-14665/2012.
Определением от 17 июля 2013 года производство по апелляционной жалобе администрации Серпуховского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 возобновлено.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Заявитель является собственником следующих объектов недвижимого имущества, приобретенного им на основании договора купли-продажи от 16.11.2001, заключенного с ООО "Пилон": ограждение: железобетонные панели протяженностью 772 м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002); разгрузочная рампа, застроенная площадь 647,40 кв. м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2002); внутриплощадочный вынос кабелей, инв. N 10869, лит. 6, объект N 6 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002); нежилое здание - склад кислорода и ацетилена, застроенная площадь 73, 80 кв. м, инв. N 10869 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2002); железная дорога протяженностью 430 п. м, инв. N 10869, объект N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2002).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
На основании договора аренды земельного участка от 26.02.2007 N 835, заключенного между администрацией Серпуховского муниципального района и заявителем, ЗАО "Руэл" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
Заявитель 24.05.2010 обратился в администрацию Серпуховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Повторно письмом от 21.07.2010 заявитель обратился в администрацию Серпуховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 01.02.2011 заявитель обратился к Главе администрации Серпуховского муниципального района, указав, что ответа на заявление общества о приобретении в собственность земельного участка от администрации не последовало.
На обращение заявителя от 21.07.2010 администрация Серпуховского муниципального района дала ответ (письмо от 19.08.2010 N 290/411), в котором предложила ООО "Руэл" использовать земельный участок на праве аренды.
Заявитель, считая действия администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл", незаконными, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Обстоятельствами дела установлено, что заявителем фактически оспаривается решение администрации Серпуховского муниципального района Московской области, оформленное письмом от 19.08.2010 N 290/411.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Заявитель обратился в суд 29.04.2011, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
ЗАО "Руэл" указало, что о наличии решения администрации Серпуховского муниципального района Московской области, оформленного письмом от 19.08.2010 N 290/411, ему стало известно в ходе рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о восстановлении срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Материалами дела установлено: 06.12.2002 и 22.11.2002 Московской областной регистрационной палатой на основании договора купли-продажи акций от 16.11.2001, заключенного между ООО "Пилон" и ЗАО "Руэл" зарегистрировано право собственности последнего на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на недвижимое имущество, находящееся на истребуемом заявителем земельном участке, никем не оспорено, зарегистрировано в установленном законом порядке, свидетельства о государственной регистрации права недействительными не признаны.
Согласно п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Материалами дела установлено, что заявление о предоставлении в собственности земельного участка подано заявителем в орган местного самоуправления в порядке реализации права, установленного ст. 36 ЗК РФ.
К данному заявлению приложен комплект документов, перечень которых установлен абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ и предусмотрен Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания и сооружения (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370).
Указанный Перечень, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О отмечается, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Оспариваемыми действиями администрации Серпуховского муниципального района Московской области по уклонению в принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:320, общей площадью 16 962 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе Северного шоссе, в собственность ЗАО "Руэл" нарушены права и законные интересы последнего, как собственника объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом им земельном участке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы администрации Серпуховского муниципального района Московской области о том, что заявитель реализовал свое исключительное право на земельный участок путем заключения договора аренды земельного участка и утратило право на его выкуп, несостоятельны, поскольку в порядке п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2011 года по делу N А41-17007/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)