Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 по делу N А82-1512/2008-99, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка"
о взыскании 42 836 рублей 25 копеек,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" о взыскании 42 836 рублей 25 копеек, в том числе 42 609 рублей земельного налога за 9 месяцев 2007 года и 227 рублей 25 копеек пени по налогу по состоянию на 01.11.2007.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 требования Инспекции удовлетворены в полном объеме.
МДОУ детский сад N 9 "Березка" не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что у него отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, то есть свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный объект с последующей передачей в постоянное (бессрочное) пользование, либо иные акты органов местного самоуправления и государственных органов, устанавливающие иные вещные права на земельный участок; в судебном заседании, данный вопрос не был рассмотрен и разрешен. По мнению заявителя жалобы, МДОУ детский сад N 9 "Березка" финансируется из областного бюджета, следовательно, имеет право на льготу, установленную пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога".
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 9 "Березка" представило налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года, согласно которому исчислен к уплате земельный налог в размере 42 609 рублей.
Поскольку в установленный срок данная сумма налога Учреждением уплачена не была, Инспекция направила Учреждению требование N 9321 от 19.11.2007 об уплате 42 609 рублей земельного налога и 227 рублей 25 копеек пени по налогу.
В связи с тем, что по требованию Учреждение не уплатило земельный налог и пени, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, удовлетворяя требования Инспекции, руководствовался частью 1 статьи 397, статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога", Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 28.09.2007 N 135 "О внесении изменений в Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67" и исходил из того, что МДОУ детский сад N 9 "Березка" не является учреждением, финансируемым в полном объеме за счет средств областного бюджета и не является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского поселения Углич, в связи с чем на него не распространяется действие Решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (в редакции решения от 28.09.2007 N 135) в части применения льготы, предусмотренной пунктом 7 указанного Решения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Углич введен земельный налог на 2007 год.
Согласно части 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктам 1 статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога у организации возникает с момента государственной регистрации права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Как следует из материалов дел, учредителем МДОУ детский сад N 9 "Березка" является администрация Угличского муниципального округа в лице Управления образования УМО. Место нахождение и юридический адрес Учреждения: 152612, Ярославская область, г. Углич, ул. Волжская, д. 17 "а" (пункт 1.2, 1.4 Устава).
В соответствии с пунктом 7.1 Устава здания, земля и имущество закрепляются за МДОУ детский сад N 9 "Березка" на праве оперативного управления.
Постановлением Главы Угличского муниципального района от 02.03.2007 N 196 Учреждению для обслуживания детского сада в постоянное (бессрочное) пользование предоставляется земельный участок по адресу: г. Углич, ул. Волжская, д. 17 "а".
Между тем, из материалов дела видно, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в рассматриваемый период (9 месяцев 2007 года) не осуществлена.
Налоговым органом не установлено и МДОУ детский сад N 9 "Березка" не отражено в налоговой декларации, что Учреждение владеет на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования иными земельными участками.
Следовательно, у МДОУ детский сад N 9 "Березка" не возникла обязанность по уплате земельного налога за 9 месяцев 2007 года.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области о взыскании с МДОУ детский сад N 9 "Березка" недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года в размере 42 609 рублей и 227 рублей 25 копеек пени по налогу удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 подлежит отмене, а апелляционная жалоба МДОУ детский сад N 9 "Березка" - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 по делу N А82-1512/2008-99 отменить.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" 42 609 рублей земельного налога и 227 рублей 25 копеек пени по налогу отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленные сроки.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Г.Г.БУТОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2008 ПО ДЕЛУ N А82-1512/2008-99
Разделы:Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2008 г. по делу N А82-1512/2008-99
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 по делу N А82-1512/2008-99, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка"
о взыскании 42 836 рублей 25 копеек,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" о взыскании 42 836 рублей 25 копеек, в том числе 42 609 рублей земельного налога за 9 месяцев 2007 года и 227 рублей 25 копеек пени по налогу по состоянию на 01.11.2007.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 требования Инспекции удовлетворены в полном объеме.
МДОУ детский сад N 9 "Березка" не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что у него отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, то есть свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный объект с последующей передачей в постоянное (бессрочное) пользование, либо иные акты органов местного самоуправления и государственных органов, устанавливающие иные вещные права на земельный участок; в судебном заседании, данный вопрос не был рассмотрен и разрешен. По мнению заявителя жалобы, МДОУ детский сад N 9 "Березка" финансируется из областного бюджета, следовательно, имеет право на льготу, установленную пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога".
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 9 "Березка" представило налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года, согласно которому исчислен к уплате земельный налог в размере 42 609 рублей.
Поскольку в установленный срок данная сумма налога Учреждением уплачена не была, Инспекция направила Учреждению требование N 9321 от 19.11.2007 об уплате 42 609 рублей земельного налога и 227 рублей 25 копеек пени по налогу.
В связи с тем, что по требованию Учреждение не уплатило земельный налог и пени, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, удовлетворяя требования Инспекции, руководствовался частью 1 статьи 397, статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога", Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 28.09.2007 N 135 "О внесении изменений в Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67" и исходил из того, что МДОУ детский сад N 9 "Березка" не является учреждением, финансируемым в полном объеме за счет средств областного бюджета и не является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского поселения Углич, в связи с чем на него не распространяется действие Решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (в редакции решения от 28.09.2007 N 135) в части применения льготы, предусмотренной пунктом 7 указанного Решения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Углич введен земельный налог на 2007 год.
Согласно части 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктам 1 статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога у организации возникает с момента государственной регистрации права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Как следует из материалов дел, учредителем МДОУ детский сад N 9 "Березка" является администрация Угличского муниципального округа в лице Управления образования УМО. Место нахождение и юридический адрес Учреждения: 152612, Ярославская область, г. Углич, ул. Волжская, д. 17 "а" (пункт 1.2, 1.4 Устава).
В соответствии с пунктом 7.1 Устава здания, земля и имущество закрепляются за МДОУ детский сад N 9 "Березка" на праве оперативного управления.
Постановлением Главы Угличского муниципального района от 02.03.2007 N 196 Учреждению для обслуживания детского сада в постоянное (бессрочное) пользование предоставляется земельный участок по адресу: г. Углич, ул. Волжская, д. 17 "а".
Между тем, из материалов дела видно, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в рассматриваемый период (9 месяцев 2007 года) не осуществлена.
Налоговым органом не установлено и МДОУ детский сад N 9 "Березка" не отражено в налоговой декларации, что Учреждение владеет на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования иными земельными участками.
Следовательно, у МДОУ детский сад N 9 "Березка" не возникла обязанность по уплате земельного налога за 9 месяцев 2007 года.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области о взыскании с МДОУ детский сад N 9 "Березка" недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года в размере 42 609 рублей и 227 рублей 25 копеек пени по налогу удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 подлежит отмене, а апелляционная жалоба МДОУ детский сад N 9 "Березка" - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2008 по делу N А82-1512/2008-99 отменить.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" 42 609 рублей земельного налога и 227 рублей 25 копеек пени по налогу отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 9 "Березка" 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленные сроки.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Г.Г.БУТОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)