Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Хайруллина А.Ф. (доверенность от 01.03.2013 г. N РБ-02/2095),
от ООО "Стройхолдинг" - представителя Кашаева Р.Ш. (доверенность от 20.09.2012 г. N 1/13/юр),
от Прокуратуры города Казани - представитель не явился, извещена,
от ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" - представителя Кашаева Р.Ш. (доверенность от 18.05.2011 г. N 2/юр),
от ООО "ГарантДорСтрой" - представитель не явился, извещено,
от МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" - представитель не явился, извещено,
от МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани" - представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2013 года по делу N А65-27819/2012 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица: ООО "Стройхолдинг", Прокуратура города Казани, ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", ООО "ГарантДорСтрой", МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани",
о признании незаконным решения,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком МО г. Казани, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение УФАС России по РТ от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 признано незаконным в части указания МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань". На УФАС России по РТ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Исполкома МО г. Казани. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Исполком МО г. Казани обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.03.2013, принять по делу новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг" (далее - ООО "Стройхолдинг", общество), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.03.2013, принять по делу новый судебный акт.
УФАС России по РТ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении требований Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".
Прокуратурой г. Казани представлен отзыв в котором прокуратура, указывая на согласие с выводами антимонопольного органа и принятым им решением, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Стройхолдинг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" поддержал доводы апелляционных жалоб Исполкома МО г. Казани и ООО "Стройхолдинг", просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "ГарантДорСтрой", МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани", Прокуратуры города Казани в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение Прокуратуры города Казани, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов по продаже акций Открытого акционерного общества "Объединенная инвестиционная компания "Саф".
Приказом Татарстанского УФАС России от 07.11.2011 г. N 01/845-к было возбуждено дело N 06-608/2011 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" и ООО "Стройхолдинг" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", а также по признакам нарушения МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий на открытом аукционе по продаже пакета акций ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", которые могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" признан нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении действий на открытом аукционе по продаже акций ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", а также нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф"; Исполнительный комитет муниципального образования "город Казань" и ООО "Стройхолдинг" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф".
Несогласие с вынесенным решением послужило основанием для обращения Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, ответчик признал, что МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" указано в Решении ошибочно, данное лицо не участвовало в согласованных действиях, однако ввиду расформирования комиссии возможность исправления описки опечатки отсутствует.
В соответствии с абз. 3. пп. 3 ч. 7 ст. 170 АПК РФ суд принял частичное признание требований заявителя ответчиком и в указанной части удовлетворил требования, признав незаконным Решение УФАС России по РТ от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 признано в части указания МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".. Данные выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле не обжалуются возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 06-608/2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства установлено и следует из материалов настоящего дела, что на основании решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2009 г. по делу N А65-3922/2009, от 05.05.2009 г. по делу N А65-3924/2009, от 28.05.2009 г. по делу N А65-6139/2009 по искам ООО "Эра" Арбитражным судом Республики Татарстан 15.06.2009 г." 18.06.2009 г., 10.07.2009 г., соответственно, выданы исполнительные листы о взыскании с муниципального учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - УКСиР) за выполненные работы в пользу ООО "Эра" денежных средств на общую сумму 37 957 077 (тридцать семь миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч семьдесят семь) рублей.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2009 г. и 18.11.2009 г. удовлетворены заявления ООО "Эра" и произведено процессуальное правопреемство на стадии исполнения перечисленных ранее решений Арбитражного суда РТ с заменой взыскателя на его правопреемника - ООО "Стройхолдинг".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 23 ноября 2009 года N 10179 создано ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" (далее - ОАО "ОИК "Саф") со стопроцентной долей муниципального образования города Казани. В качестве вклада в уставной капитал ОАО "ОИК "Саф" внесено 11 помещений, находящихся в городе Казани:
- ул. Баумана, д. 42/9 (лит. 1, 2, 3, 5), площадь 141,2 кв. м;
- ул. Дачная, д. З (лит. АГ), площадь 100,0 кв. м;
- ул. 3. Султана, д. 13/18 (лит. 2), площадь 40,0 кв. м;
- ул. К. Маркса, д. 54, площадь 154,8 кв. м;
- ул. Поддужная, д. 40 (лит. А) площадь 152,0 кв. м;
- ул. Чернышевского, д. 9, площадь 172,9 кв. м;
- ул. Ватутина, д. 1 (лит. А), площадь 17,3 кв. м;
- ул. Р. Зорге, д. 95 площадь 522,6 кв. м;
- пр. Победы, д. 100, площадь 216,6 кв. м;
- ул. Ю. Фучика, д. 94, площадь 374,8;
- ул. Восстания, д. 58, площадь 79,9 кв. м.
Ранее решением Казанской городской Думы от 17.11.2008 N 6-36 внесенные в уставный капитал ОАО "ОИК "Саф" объекты были включены в прогнозный план (программу) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2009 год.
Распоряжением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 20.01.2010 N 40р назначенные представители муниципального образования г. Казани в совете директоров ОАО "ОИК "Саф" из числа должностных лиц муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - КЗИО).
Во исполнение указанных правовых актов руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" распоряжением председателя КЗИО Фаттахова И.Т. от 25.01.2010 г. создано ОАО "ОИК "Саф", утвержден его устав, определен уставный капитал в размере 32 089 000 руб.
При этом денежная стоимость вносимого в уставный капитал недвижимого имущества определена на основании отчета ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" N 322Б/Оц-09 от 29.12.2009 г.
Единоличным исполнительным органом ОАО "ОИК "Саф" являлся генеральный директор Вишняков М.Г.
В штатном расписании организации имелась лишь должность генерального директора. По бухгалтерским балансам организация убыточна. Опрошенный антимонопольным органом Вишняков М.Г. пояснил, что организация хозяйственную деятельность не осуществляла, прибыли не имела, при этом убыток составляет 378 тыс. руб. Убыток появился из-за начисления налога на имущество.
Решением Казанской городской Думы от 21.06.2010 N 4-51 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы N 3-44 "О Прогнозном плане (Программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год" в прогнозный план (Программу) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год" внесено дополнение в части реализации акций ОАО "ОИК "Саф".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 21.07.2010 г. N 6605, принятого во исполнение решения Казанской городской Думы от 21.06.2010 N 4-51 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы N 3-44 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год", постановлено провести аукцион по продаже, находящегося в муниципальной собственности пакета акций ОАО "ОИК "Саф" (100%).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации госимущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании муниципального контракта N 73 от 12.10.2010 г. ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" с 30.06.2010 г. по 15.10.2010 г. произвело оценку 100% пакета акций ОАО "ОИК "Саф".
На 15.10.2010 г. итоговая оценка пакета акций составила 37 950 000 руб.
Распоряжением председателя КЗИО Фаттахова И.Т. от 18.10.2010 г. N 995р на 19.11.2010 назначено проведение открытого аукциона по продаже 100% пакета акций ОАО "ОИК "Саф" с начальной ценой в размере 37 950 000 руб. Задаток установлен в размере 3 795 000 руб.
Соответствующее информационное сообщение опубликовано в газете "Казанские ведомости" за N 156 (5126) от 19.10.2010 г.
Платежным поручением от 12.11.2010 г. N 00472 ООО "Стройхолдинг" внесен задаток в сумме 3 795 000 руб. по лоту N 1 открытого аукциона по продаже пакета акций ОАО "ОИК "Саф".
На основании протокола о результатах аукциона от 19.11.2010 г. N 3 между КЗИО и ООО "Стройхолдинг" заключен договор купли-продажи акций ОАО "ОИК "Саф" от 22.11.2010 г. N 5 на сумму 37 950 000 руб., т.е. по первоначальной цене. Согласно указанному протоколу в открытом аукционе участвовало 2 лица.
Согласно пункта 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585) по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества. Таким образом, вышеуказанный договор был заключен в нарушение пункта 19 указанного Положения.
Кроме того, платежным поручением от 01.12.2010 N 11690 ООО "Стройхолдинг" оплатило оставшуюся стоимость пакета акций ОАО "ОИК "Саф" в сумме 34 155 000 руб. Таким образом, ОАО "ОИК "Саф" оплатило стоимость акций на общую сумму 37 950 000 руб. При этом отметка банка о списании со счета датирована 03.12.2010 г.
Также антимонопольным органом и судом установлено, что УКСиР платежными поручениями от 03.12.2010 г. N 306563 и N 306564 перечислило ООО "Стройхолдинг" денежные средства на общую сумму 37 957 077 руб. во исполнение указанных ранее исполнительных листов Арбитражного суда Республики Татарстан. То есть поступление денежных средств от УКСиР обществу с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг" в размере 37 957 077 руб. и оплата ООО "Стройхолдинг" стоимости акций на общую сумму 37 950 000 руб. произведено в один день.
При этом выделение денежных средств на указанные расходы предусмотрено постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 29.11.2010 г. N 10595 "О выделении средств на погашение задолженности Управления капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета г. Казани по исполнительным листам" за счет дополнительных доходов, полученных в процессе исполнения бюджета г. Казани в 2010 году. Данным постановлением предусмотрено, что данный вопрос подлежит внесению на рассмотрение в Казанскую городскую Думу для изменения решения Казанской городской Думы от 26.11.2009 г. N 16-44 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2010 год".
Однако изменения в решение о бюджете города на 2010 год внесены лишь решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 42-3 "Об изменениях бюджета муниципального образования города Казани на 2010 год".
Отличительной особенностью процедуры проведения аукциона является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Участниками аукциона по продаже акций ОАО "ОИК "Саф" были ООО "Стройхолдинг" и ООО "Гарантдорстрой". Учредителем обеих организаций является Кашаев Руслан Шамильевич. Вишняков М.Г. бывший ранее директором ООО "Эра", являвшегося кредитором заявителя, был выбран на должность генерального директора ОАО "ОИК "Саф". Также согласно журналу приема заявок для участия в аукционе по продаже акций ОАО "ОИК "Саф" представителем ООО "Стройхолдинг" был Вишняков М.Г., действующий по доверенности.
Пакет акций ОАО "ОИК "Саф" был продан по начальной цене, иных предложений от участников аукциона не последовало, что не характерно для торгов.
Необходимо отметить, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
С момента создания ОАО "ОИК "Саф" и внесения в уставный капитал муниципального имущества не вело самостоятельной хозяйственной деятельности, не имело штатных работников, кроме генерального директора. Оценка пакета акций начата (30.06.2010) ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" еще до принятия Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань" решения об условиях приватизации муниципального имущества (21.07.2010) и до заключения муниципального контракта на проведение оценки (12.10.2010).
Кроме того, сумма долга структурного подразделения Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" - УКСиР и сумма сделки, моменты перечисления денежных средств совпадают, то есть усматривается проведение последовательных действий, направленных на отчуждение муниципального имущества конкретному покупателю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как разъяснено п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 30.06.2008, при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ указанные обстоятельства с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений постановления пленума ВАС РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной выше части.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, отражены в Решении ответчика на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя о нарушении требований закона о сроках рассмотрения и изготовления правомерно отклонены судом, так как указанные в законе сроки не являются пресекательными и их истечение не влечет автоматического признания незаконными оспариваемого акта.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта. Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2013 года по делу N А65-27819/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-27819/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А65-27819/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Хайруллина А.Ф. (доверенность от 01.03.2013 г. N РБ-02/2095),
от ООО "Стройхолдинг" - представителя Кашаева Р.Ш. (доверенность от 20.09.2012 г. N 1/13/юр),
от Прокуратуры города Казани - представитель не явился, извещена,
от ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" - представителя Кашаева Р.Ш. (доверенность от 18.05.2011 г. N 2/юр),
от ООО "ГарантДорСтрой" - представитель не явился, извещено,
от МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" - представитель не явился, извещено,
от МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани" - представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2013 года по делу N А65-27819/2012 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица: ООО "Стройхолдинг", Прокуратура города Казани, ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", ООО "ГарантДорСтрой", МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани",
о признании незаконным решения,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком МО г. Казани, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение УФАС России по РТ от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 признано незаконным в части указания МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань". На УФАС России по РТ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Исполкома МО г. Казани. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Исполком МО г. Казани обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.03.2013, принять по делу новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг" (далее - ООО "Стройхолдинг", общество), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.03.2013, принять по делу новый судебный акт.
УФАС России по РТ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении требований Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".
Прокуратурой г. Казани представлен отзыв в котором прокуратура, указывая на согласие с выводами антимонопольного органа и принятым им решением, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Стройхолдинг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" поддержал доводы апелляционных жалоб Исполкома МО г. Казани и ООО "Стройхолдинг", просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "ГарантДорСтрой", МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО города Казани", Прокуратуры города Казани в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение Прокуратуры города Казани, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов по продаже акций Открытого акционерного общества "Объединенная инвестиционная компания "Саф".
Приказом Татарстанского УФАС России от 07.11.2011 г. N 01/845-к было возбуждено дело N 06-608/2011 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" и ООО "Стройхолдинг" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", а также по признакам нарушения МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий на открытом аукционе по продаже пакета акций ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", которые могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" признан нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении действий на открытом аукционе по продаже акций ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф", а также нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф"; Исполнительный комитет муниципального образования "город Казань" и ООО "Стройхолдинг" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Стройхолдинг" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф".
Несогласие с вынесенным решением послужило основанием для обращения Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, ответчик признал, что МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" указано в Решении ошибочно, данное лицо не участвовало в согласованных действиях, однако ввиду расформирования комиссии возможность исправления описки опечатки отсутствует.
В соответствии с абз. 3. пп. 3 ч. 7 ст. 170 АПК РФ суд принял частичное признание требований заявителя ответчиком и в указанной части удовлетворил требования, признав незаконным Решение УФАС России по РТ от 26.07.2012 по делу N 06-608/2011 признано в части указания МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".. Данные выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле не обжалуются возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 06-608/2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства установлено и следует из материалов настоящего дела, что на основании решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2009 г. по делу N А65-3922/2009, от 05.05.2009 г. по делу N А65-3924/2009, от 28.05.2009 г. по делу N А65-6139/2009 по искам ООО "Эра" Арбитражным судом Республики Татарстан 15.06.2009 г." 18.06.2009 г., 10.07.2009 г., соответственно, выданы исполнительные листы о взыскании с муниципального учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - УКСиР) за выполненные работы в пользу ООО "Эра" денежных средств на общую сумму 37 957 077 (тридцать семь миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч семьдесят семь) рублей.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2009 г. и 18.11.2009 г. удовлетворены заявления ООО "Эра" и произведено процессуальное правопреемство на стадии исполнения перечисленных ранее решений Арбитражного суда РТ с заменой взыскателя на его правопреемника - ООО "Стройхолдинг".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 23 ноября 2009 года N 10179 создано ОАО "Объединенная инвестиционная компания "Саф" (далее - ОАО "ОИК "Саф") со стопроцентной долей муниципального образования города Казани. В качестве вклада в уставной капитал ОАО "ОИК "Саф" внесено 11 помещений, находящихся в городе Казани:
- ул. Баумана, д. 42/9 (лит. 1, 2, 3, 5), площадь 141,2 кв. м;
- ул. Дачная, д. З (лит. АГ), площадь 100,0 кв. м;
- ул. 3. Султана, д. 13/18 (лит. 2), площадь 40,0 кв. м;
- ул. К. Маркса, д. 54, площадь 154,8 кв. м;
- ул. Поддужная, д. 40 (лит. А) площадь 152,0 кв. м;
- ул. Чернышевского, д. 9, площадь 172,9 кв. м;
- ул. Ватутина, д. 1 (лит. А), площадь 17,3 кв. м;
- ул. Р. Зорге, д. 95 площадь 522,6 кв. м;
- пр. Победы, д. 100, площадь 216,6 кв. м;
- ул. Ю. Фучика, д. 94, площадь 374,8;
- ул. Восстания, д. 58, площадь 79,9 кв. м.
Ранее решением Казанской городской Думы от 17.11.2008 N 6-36 внесенные в уставный капитал ОАО "ОИК "Саф" объекты были включены в прогнозный план (программу) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2009 год.
Распоряжением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 20.01.2010 N 40р назначенные представители муниципального образования г. Казани в совете директоров ОАО "ОИК "Саф" из числа должностных лиц муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - КЗИО).
Во исполнение указанных правовых актов руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" распоряжением председателя КЗИО Фаттахова И.Т. от 25.01.2010 г. создано ОАО "ОИК "Саф", утвержден его устав, определен уставный капитал в размере 32 089 000 руб.
При этом денежная стоимость вносимого в уставный капитал недвижимого имущества определена на основании отчета ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" N 322Б/Оц-09 от 29.12.2009 г.
Единоличным исполнительным органом ОАО "ОИК "Саф" являлся генеральный директор Вишняков М.Г.
В штатном расписании организации имелась лишь должность генерального директора. По бухгалтерским балансам организация убыточна. Опрошенный антимонопольным органом Вишняков М.Г. пояснил, что организация хозяйственную деятельность не осуществляла, прибыли не имела, при этом убыток составляет 378 тыс. руб. Убыток появился из-за начисления налога на имущество.
Решением Казанской городской Думы от 21.06.2010 N 4-51 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы N 3-44 "О Прогнозном плане (Программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год" в прогнозный план (Программу) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год" внесено дополнение в части реализации акций ОАО "ОИК "Саф".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 21.07.2010 г. N 6605, принятого во исполнение решения Казанской городской Думы от 21.06.2010 N 4-51 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы N 3-44 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2010 год", постановлено провести аукцион по продаже, находящегося в муниципальной собственности пакета акций ОАО "ОИК "Саф" (100%).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации госимущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании муниципального контракта N 73 от 12.10.2010 г. ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" с 30.06.2010 г. по 15.10.2010 г. произвело оценку 100% пакета акций ОАО "ОИК "Саф".
На 15.10.2010 г. итоговая оценка пакета акций составила 37 950 000 руб.
Распоряжением председателя КЗИО Фаттахова И.Т. от 18.10.2010 г. N 995р на 19.11.2010 назначено проведение открытого аукциона по продаже 100% пакета акций ОАО "ОИК "Саф" с начальной ценой в размере 37 950 000 руб. Задаток установлен в размере 3 795 000 руб.
Соответствующее информационное сообщение опубликовано в газете "Казанские ведомости" за N 156 (5126) от 19.10.2010 г.
Платежным поручением от 12.11.2010 г. N 00472 ООО "Стройхолдинг" внесен задаток в сумме 3 795 000 руб. по лоту N 1 открытого аукциона по продаже пакета акций ОАО "ОИК "Саф".
На основании протокола о результатах аукциона от 19.11.2010 г. N 3 между КЗИО и ООО "Стройхолдинг" заключен договор купли-продажи акций ОАО "ОИК "Саф" от 22.11.2010 г. N 5 на сумму 37 950 000 руб., т.е. по первоначальной цене. Согласно указанному протоколу в открытом аукционе участвовало 2 лица.
Согласно пункта 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585) по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества. Таким образом, вышеуказанный договор был заключен в нарушение пункта 19 указанного Положения.
Кроме того, платежным поручением от 01.12.2010 N 11690 ООО "Стройхолдинг" оплатило оставшуюся стоимость пакета акций ОАО "ОИК "Саф" в сумме 34 155 000 руб. Таким образом, ОАО "ОИК "Саф" оплатило стоимость акций на общую сумму 37 950 000 руб. При этом отметка банка о списании со счета датирована 03.12.2010 г.
Также антимонопольным органом и судом установлено, что УКСиР платежными поручениями от 03.12.2010 г. N 306563 и N 306564 перечислило ООО "Стройхолдинг" денежные средства на общую сумму 37 957 077 руб. во исполнение указанных ранее исполнительных листов Арбитражного суда Республики Татарстан. То есть поступление денежных средств от УКСиР обществу с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг" в размере 37 957 077 руб. и оплата ООО "Стройхолдинг" стоимости акций на общую сумму 37 950 000 руб. произведено в один день.
При этом выделение денежных средств на указанные расходы предусмотрено постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 29.11.2010 г. N 10595 "О выделении средств на погашение задолженности Управления капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета г. Казани по исполнительным листам" за счет дополнительных доходов, полученных в процессе исполнения бюджета г. Казани в 2010 году. Данным постановлением предусмотрено, что данный вопрос подлежит внесению на рассмотрение в Казанскую городскую Думу для изменения решения Казанской городской Думы от 26.11.2009 г. N 16-44 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2010 год".
Однако изменения в решение о бюджете города на 2010 год внесены лишь решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 42-3 "Об изменениях бюджета муниципального образования города Казани на 2010 год".
Отличительной особенностью процедуры проведения аукциона является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Участниками аукциона по продаже акций ОАО "ОИК "Саф" были ООО "Стройхолдинг" и ООО "Гарантдорстрой". Учредителем обеих организаций является Кашаев Руслан Шамильевич. Вишняков М.Г. бывший ранее директором ООО "Эра", являвшегося кредитором заявителя, был выбран на должность генерального директора ОАО "ОИК "Саф". Также согласно журналу приема заявок для участия в аукционе по продаже акций ОАО "ОИК "Саф" представителем ООО "Стройхолдинг" был Вишняков М.Г., действующий по доверенности.
Пакет акций ОАО "ОИК "Саф" был продан по начальной цене, иных предложений от участников аукциона не последовало, что не характерно для торгов.
Необходимо отметить, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
С момента создания ОАО "ОИК "Саф" и внесения в уставный капитал муниципального имущества не вело самостоятельной хозяйственной деятельности, не имело штатных работников, кроме генерального директора. Оценка пакета акций начата (30.06.2010) ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" еще до принятия Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань" решения об условиях приватизации муниципального имущества (21.07.2010) и до заключения муниципального контракта на проведение оценки (12.10.2010).
Кроме того, сумма долга структурного подразделения Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" - УКСиР и сумма сделки, моменты перечисления денежных средств совпадают, то есть усматривается проведение последовательных действий, направленных на отчуждение муниципального имущества конкретному покупателю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как разъяснено п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 30.06.2008, при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ указанные обстоятельства с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений постановления пленума ВАС РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной выше части.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, отражены в Решении ответчика на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя о нарушении требований закона о сроках рассмотрения и изготовления правомерно отклонены судом, так как указанные в законе сроки не являются пресекательными и их истечение не влечет автоматического признания незаконными оспариваемого акта.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта. Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2013 года по делу N А65-27819/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)