Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" - до перерыва представителя Мифтахутдинова Т.Ф. (доверенность от 09 января 2013 г.), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - до перерыва представителя Хабибрахмановой Л.А. (доверенность от 06 сентября 2012 г. N 554), после перерыва представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до перерыва представителя Муртазина А.А. (доверенность от 10 июля 2012 г. N 22), после перерыва представитель не явился, извещено,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2013 года по делу N А65-19392/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (ИНН 1657021129, ОГРН 1041625497220), Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании частично недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 5 по РТ, налоговый орган) от 24.05.2012 N 2.11/592к в части доначисления земельного налога в сумме 67 399 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.02.2013, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на правомерность исчисления им земельного налога в уточненной налоговой декларации за 2011 год исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани" и ошибочность выводов налогового органа и суда первой инстанции о необходимости при исчислении земельного налога за 2011 год применения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу после 01.01.2011.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган указывает на неправомерность применения налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани" и необходимость применения при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и соответственно на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15.04.2013 г. до 17.04.2013. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
После перерыва судебное заседание продолжено и дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, налогоплательщиком 22.02.2012 г. в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой земельный налог исчислен к уменьшению, в результате чего, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за земельный участок под кадастровым номером 16:50:110801:17 составила 353795 руб., а за земельный участок под номером 16:50:1100804:17 сумма налога составила 353833 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка данной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 437 от 18.04.2012 (л.д. 51 - 52).
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена (не полностью уплачена) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка.
В Акте камеральной проверки N 437 от 18.04.2012 отражено, что заявитель при расчете земельного налога за 2011 год применил кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани".
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В виду неверного определения кадастровой стоимости, налоговым органом исчислена сумма налога к доплате в размере 67399 руб.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и представленных налогоплательщиком пояснений и возражений по акту, налоговым органом принято решение от 24.05.2012. N 2.11/592 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 67399 руб. Возражения налогоплательщика в части необоснованности начисления пеней были приняты Инспекцией (л.д. 9 - 15).
Заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с апелляционной жалобой на оспариваемое решение, по результатам рассмотрения которой принято решение от 25.06.2012 об утверждении решения от 24.05.2012 N 2.11/592 и признании его вступившим в силу (л.д. 18 - 20).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Размещение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, утвержденных Постановлением от 24 декабря 2010 года N 1102 на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан и осведомленность налогоплательщика о кадастровой стоимости земельных участков на момент уплаты первого авансового платежа, не опровергают обстоятельств официального опубликования Постановления от 24 декабря 2010 года N 1102 лишь 02 февраля 2011 и вступления его в силу после 01 января 2011 года, и не могут быть приняты во внимание.
Оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику за 2011 год начислен земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу после 01 января 2011 года, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Налоговый орган не доказал законность принятого им оспариваемого решения, обоснованность доначислений по земельному налогу.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10 и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля по делу N А65-19393/2012.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда, удовлетворяет требования заявителя и признает оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Государственная пошлина в размере 1 000 рублей уплаченная по платежному поручению от 05.03.2013 N 38 при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2013 года по делу N А65-19392/2012 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан от 24.05.2012 N 2.11/592 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога в сумме 67 399 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (ИНН 1657021129, ОГРН 1041625497220), Республика Татарстан, г. Казань, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.03.2013 N 38.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-19392/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А65-19392/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" - до перерыва представителя Мифтахутдинова Т.Ф. (доверенность от 09 января 2013 г.), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - до перерыва представителя Хабибрахмановой Л.А. (доверенность от 06 сентября 2012 г. N 554), после перерыва представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до перерыва представителя Муртазина А.А. (доверенность от 10 июля 2012 г. N 22), после перерыва представитель не явился, извещено,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2013 года по делу N А65-19392/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (ИНН 1657021129, ОГРН 1041625497220), Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании частично недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 5 по РТ, налоговый орган) от 24.05.2012 N 2.11/592к в части доначисления земельного налога в сумме 67 399 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.02.2013, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на правомерность исчисления им земельного налога в уточненной налоговой декларации за 2011 год исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани" и ошибочность выводов налогового органа и суда первой инстанции о необходимости при исчислении земельного налога за 2011 год применения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу после 01.01.2011.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган указывает на неправомерность применения налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани" и необходимость применения при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и соответственно на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15.04.2013 г. до 17.04.2013. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
После перерыва судебное заседание продолжено и дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, налогоплательщиком 22.02.2012 г. в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой земельный налог исчислен к уменьшению, в результате чего, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за земельный участок под кадастровым номером 16:50:110801:17 составила 353795 руб., а за земельный участок под номером 16:50:1100804:17 сумма налога составила 353833 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка данной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 437 от 18.04.2012 (л.д. 51 - 52).
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена (не полностью уплачена) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка.
В Акте камеральной проверки N 437 от 18.04.2012 отражено, что заявитель при расчете земельного налога за 2011 год применил кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани".
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В виду неверного определения кадастровой стоимости, налоговым органом исчислена сумма налога к доплате в размере 67399 руб.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и представленных налогоплательщиком пояснений и возражений по акту, налоговым органом принято решение от 24.05.2012. N 2.11/592 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 67399 руб. Возражения налогоплательщика в части необоснованности начисления пеней были приняты Инспекцией (л.д. 9 - 15).
Заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с апелляционной жалобой на оспариваемое решение, по результатам рассмотрения которой принято решение от 25.06.2012 об утверждении решения от 24.05.2012 N 2.11/592 и признании его вступившим в силу (л.д. 18 - 20).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Размещение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, утвержденных Постановлением от 24 декабря 2010 года N 1102 на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан и осведомленность налогоплательщика о кадастровой стоимости земельных участков на момент уплаты первого авансового платежа, не опровергают обстоятельств официального опубликования Постановления от 24 декабря 2010 года N 1102 лишь 02 февраля 2011 и вступления его в силу после 01 января 2011 года, и не могут быть приняты во внимание.
Оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику за 2011 год начислен земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу после 01 января 2011 года, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Налоговый орган не доказал законность принятого им оспариваемого решения, обоснованность доначислений по земельному налогу.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10 и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля по делу N А65-19393/2012.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда, удовлетворяет требования заявителя и признает оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Государственная пошлина в размере 1 000 рублей уплаченная по платежному поручению от 05.03.2013 N 38 при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2013 года по делу N А65-19392/2012 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан от 24.05.2012 N 2.11/592 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога в сумме 67 399 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (ИНН 1657021129, ОГРН 1041625497220), Республика Татарстан, г. Казань, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.03.2013 N 38.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)