Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2008 ПО ДЕЛУ N А35-2461/08-С8

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. по делу N А35-2461/08-С8


Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2008 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.
судей Скрынникова В.А.
Михайловой Т.Л,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
при участии:
от ОГСУ "Ветеран": представители не явились, надлежаще извещено.
от ИФНС России по г. Курску: представители не явились, надлежаще извещена.
от Комитета социального обеспечения Курской области: представители не явились, надлежаще извещен.
от Комитета финансов Курской области: представители не явились, надлежаще извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 года по делу N А35-2461/08-С8 (судья Горевой Д.А.), по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску к Областному государственному социальному учреждению "Ветеран" о взыскании 13 089 руб. 30 коп.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС России по г. Курску, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Областному государственному социальному учреждению "Ветеран" (далее - ОГСУ "Ветеран", Учреждение) о взыскании 13 089 руб. 30 коп. налоговых санкций в соответствии с решением Инспекции N 27517 от 06.09.2007 г. за несвоевременное представление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2005 г.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 года в удовлетворении заявленных требований ИФНС России по г. Курску о взыскании с ОГСУ "Ветеран" 13 089 руб. 30 коп. штрафа, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отказано.
ИФНС России по г. Курску не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то обстоятельство, что денежные средства, полученные ОГСУ "Ветеран", являются доходом от осуществления розничной торговли продуктами питания, т.е. прибылью от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
По мнению Инспекции, розничная продажа продуктов питания ветеранам и инвалидам ВОВ со скидкой к розничной цене товара через специализированные магазины и отделы, соответствует критериям, установленным главой 23.3 НК РФ и Решением Курского городского собрания от 25.11.2005 г. N 171-3-РС "О введении на территории муниципального образования "город Курск" единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В связи с чем Учреждение является плательщиком ЕНВД и в силу ст. 80 НК РФ обязано было представлять декларацию в установленный срок.
Также, Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции о нарушениях ИФНС России по г. Курску при вынесении решения N 27526 от 06.09.2007 г. и направлении требования N 3951 по состоянию на 10.10.2007 г. положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция указывает на то обстоятельство, что ОГСУ "Ветеран" представило уточненную декларацию по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2005 г. с суммой налога к уплате 6 233 руб., т.е. сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет, составила 6 233 руб. Исходя из этой суммы, согласно решению N 27517 от 06.09.2007 г., Инспекцией был исчислен штраф за непредставление основной декларации по ЕНВД.
В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Курску, ОГСУ "Ветеран", а также Комитет социального обеспечения Курской области и Комитет финансов Курской области, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. В материалах дела имеется ходатайство ОГСУ "Ветеран" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОГСУ "Ветеран" представило 15.06.2007 г. в Инспекцию налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2005 г., согласно которой сумма налога к уплате составила 18 698 руб. Также, 15.06.2007 г. Учреждение представило уточненную налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2005 г., согласно которой, сумма налога к уплате составила 6 233 руб.
ИФНС России по г. Курску 06.09.2007 г. было принято решение N 27517 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОГСУ "Ветеран" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 13 089 руб. 30 коп.
Инспекцией в адрес Учреждения было направлено требование N 3944 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2007 г. на уплату указанной суммы штрафа, со сроком исполнения до 30.10.2007 г.
Поскольку в установленный срок ОГСУ "Ветеран" не уплатило указанную сумму штрафа, Инспекция обратилась в арбитражный суд за взысканием с ОГСУ "Ветеран" штрафа в сумме 13 089 руб. 30 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии со ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода по единому налогу на вмененный доход представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа 1 месяца следующего налогового периода.
Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Решением Курского городского собрания от 25.11.2005 г. N 171-3-РС "О введении на территории муниципального образования "Город Курск" единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории муниципального образования "Город Курск" был введен единый налог на вмененный доход, в том числе для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлена обязанность коммерческих организаций по заключению договоров розничной купли-продажи как публичного договора. Понятие публичного договора установлено статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Между тем из смысла названной статьи следует, что закон не запрещает некоммерческим организациям получать прибыль посредством осуществления предпринимательской деятельности - в соответствии с ч. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОГСУ "Ветеран" является областным государственным социальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно Постановлению Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 г. "О создании областного государственного социального учреждения "Ветеран", ОГСУ "Ветеран" было создано в целях финансовой поддержки и обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
Вся поступающая выручка от реализации продукции за минусом расходов на издержки обращения (10%) в сумме, указанной в расчетах, засчитывается как очередное финансирование из областного бюджета и остается в распоряжении ОГСУ "Ветеран" для последующей закупки продукции.
В соответствии с порядком возмещения расходов, связанных с реализацией продукции через областное государственное социальное учреждение "Ветеран", утвержденного Постановлением Губернатора от 09.12.1998 г. N 607, расходы, связанные с функционированием ОГСУ "Ветеран", производятся из областного бюджета за счет средств, предусмотренных по статье "Прочие расходы".
Издержки по осуществлению деятельности по обеспечению продуктами питания льготных категорий населения г. Курска формируются ОГСУ "Ветеран" в размере, утвержденном 10 процентов от стоимости поставленных учреждению предприятиями продовольственных товаров (без учета НДС).
В соответствии с Правилами обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран", утвержденным Постановлением Правительства Курской области N 250 от 27.12.2006 г., право на обеспечение продовольственными товарами по сниженным ценам имеют постоянно проживающие на территории Курской области следующие категории граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной Войны и инвалиды боевых действий; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в возрасте старше 80 лет и являющиеся инвалидами 1 или 2 групп; матери или отцы и несовершеннолетние дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
Для обеспечения продовольственными товарами вышеуказанные граждане обязаны пройти процедуру по отнесению их к льготным категориям граждан. В целях надлежащего исполнения предусмотренного Правилами обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран", утвержденным Постановлением Правительства Курской области N 250 от 27.12.2006 г., граждане, претендующие на социального обеспечение, обращаются в Комитет социального обеспечения Курской области.
Гражданам, в отношении которых принято положительное решение об обеспечении продовольственными товарами по сниженным ценам, выдается направление в ОГСУ "Ветеран". Указанное направление регистрируется в журнале учета отпуска продовольственных товаров.
В журнале указываются еженедельная норма отпуска продовольственных товаров, исходя из установленного ассортимента и месячной нормы, фактически отпущенное количество продуктов в неделю и месяц, подпись гражданина, получившего товар.
Как усматривается из п. 3.1 Устава ОГСУ "Ветеран", целями создания Учреждения являются финансовая поддержка и создание условий для обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
Судом первой инстанции установлено, что Учреждение в спорный период деятельностью по свободной розничной реализации продуктов питания не занималось, договоров розничной купли-продажи, отвечающих признакам публичности в смысле, придаваемом Гражданским кодексом РФ, не заключало. Продукты питания отпускались только лицам, указанным в Правилах обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам, в порядке, размере и ассортименте, установленными указанными выше Правилами. Иная деятельность по розничной купли-продажи, отвечающая признакам ЕНВД, ОГСУ "Ветеран" не осуществлялась. Доказательств обратного Инспекцией суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ОГСУ "Ветеран" не может являться плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в связи с чем, в соответствии со ст. 80 НК РФ у Учреждения отсутствовала обязанность по представлению в Инспекцию декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
Из содержания названной норм следует, что отсутствие обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, исключает обязанность Учреждения по представлению налоговой декларации по нему.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 ст. 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В силу ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В силу п. 6 статьи 108 НК РФ и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговый орган (в рассматриваемом деле - на ИФНС России по г. Курску).
При этом, в ходе камеральной проверки налоговой декларации, Инспекцией фактическая обязанность по декларированию и уплате ЕНВД не проверялась.
Таким образом, оснований для привлечения ОГСУ "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ у Инспекции не имелось, поскольку отсутствовал состав налогового правонарушения.
Кроме того, из материалов дела следует, что Инспекцией был исчислен штраф исходя из суммы налога, указанной в уточненной декларации по ЕНВД за 4 квартал 2005 г.
Вместе с тем, Инспекцией не было учтено, что ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены сроки представления уточненных налоговых деклараций и не установлена ответственность за их непредставление.
Таким образом, отсутствие сроков для представления уточненных налоговых деклараций исключает возможность привлечения Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, ввиду отсутствия состава налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В нарушение указанных норм Инспекция не представила суду доказательств правомерности принятого ей решения N 27517 от 06.09.2007 г.
Довод апелляционной жалобы Инспекции о соблюдении срока на взыскание с Учреждения налоговых санкций, предусмотренный ст. 115 НК РФ, не принимается судом апелляционной инстанции, так как при отсутствии у ОГСУ "Ветеран" обязанности по представлению декларации по ЕНВД за 1 квартал 2007 г., факт нарушения, либо соблюдения сроков на обращение в суд в данном споре не имеет правового значения.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 года по делу N А35-2461/08-С8 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ исходя из предмета спора Инспекция, являясь заявителем по настоящему делу, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117, поскольку Инспекция освобождается от уплаты государственной пошлины в целом по делу, следовательно, Инспекция не обязана уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная ИФНС России по г. Курску по платежному поручению N 787 от 04.09.2008 г. при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 года по делу N А35-2461/08-С8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску излишне уплаченную по платежному поручению от 04.09.2008 г. N 787 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.А.СУРНЕНКОВ

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Т.Л.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)