Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 N 09АП-14768/2013 ПО ДЕЛУ N А40-10045/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. N 09АП-14768/2013

Дело N А40-10045/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: Свиридова В.А., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Коротковым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "АПС-Центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "05" апреля 2013 г по делу N А40-10045/2013, принятое судьей С.А. Кузнецовой,
по заявлению ЗАО "АПС-Центр" (ОГРН 1037789035162)
к РО ФСФР России в ЦФО
третьи лица: ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники", ОАО "ЦТК"
о признании незаконным определения
при участии:
от заявителя: Дроздова О.С. по дов. от 27.05.2013,
от ответчика: Дворцов А.С. по дов. от 08.04.2013,
от третьих лиц: 1) Голубев Д.В. по дов. от 18.09.2012 N 127, Подгорный А.А. по дов. от 17.05.2013 N 55, 2) Шчепанчевич А.А. по дов. от 09.01.2013, Василенко Л.А. по дов. от 14.03.2013,

установил:

ЗАО "АПС-Центр" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене определения РО ФСФР России по ЦФО (административный орган, заинтересованное лицо) от 27.12.2012 N 73-12-2053/оп-отк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Центральная топливная компания" (ОАО "ЦТК") по ст. 15.28 КоАП РФ.
Решением от 05.04.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого определения РО ФСФР России по ЦФО.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "АПС-Центр" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в срок, установленный ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ОАО "ЦТК" не направило обязательное предложение о приобретении акций, в связи с чем, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.28 КоАП РФ. Полагает, что 35-дневный срок для направления обязательного предложения необходимо считать с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо).
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ОАО "ЦТК" поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела в РО ФСФР России в ЦФО 25.10.2012 (вх. от 11.02.2013 N 73-12-37410/ж-юр) поступило обращение акционера ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" - ЗАО "АПС-Центр", владеющего 23616 обыкновенными именными бездокументарными акциями общества, что составляет 11,9% от общего количества голосующих акций ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники", по факту нарушения президентом ОАО "ЦТК" правил приобретения более 30% акций названного акционерного общества.
Для проверки сведений, изложенных в указанном заявлении РО ФСФР России в ЦФО в адрес реестродержателя ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" - ОАО "СРК "Регион" направлено предписание от 08.11.2012 о предоставлении документов.
Во исполнение предписания ОАО "СРК "Регион" 04.12.2012 представлены копии документов, из которых следует, что согласно справке об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "ЦТК" в реестре владельцев ценных бумаг ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" за период с 08.06.2012 по 04.12.2012, ОАО "ЦТК" 01.08.2012 стало владельцем более 50% от общего количества акций названного общества в соответствии с решением о дополнительном выпуске акций N 1-02-05904-А-001D от 07.06.2012.
04.10.2012 в реестр владельцев ценных бумаг ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" внесены записи о списании принадлежащих ОАО "ЦТК" акций, в результате чего доля принадлежащих ОАО "ЦТК" акций уменьшилась до 29,99% от общего количества акций ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники". По состоянию на дату представления регистратором в РО ФСФР России в ЦФО документов (04.12.2012) ОАО "ЦТК" также владело 29,99% от общего количества акций ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники".
Таким образом, в связи с уменьшением акций принадлежащих ОАО "ЦТК" до 29,99% от общего количества акций общества до истечения 35-дневного срока, установленного ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", у ОАО "ЦТК" отсутствовала обязанность направить в адрес акционеров - владельцев остальных акций общества публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Учитывая данные обстоятельства, по результатам рассмотрения заявления ЗАО"АПС-Центр" заместителем руководителя РО ФСФР России в ЦФО вынесено определение от 27.12.2012 N 73-12-2053/оп-отк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ЦТК" по ст. 15.28 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой КоАП РФ.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что исходя из толкования норм ч. 3 ст. 29, ст. 207 АПК РФ, ч. ч. 3 и 4 ст. 30.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе, связанные с отказом в возбуждении дела об административном правонарушении, подведомственны арбитражному суду и рассматриваются в порядке, установленном главой 25 АПК РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются, в том числе сообщения и заявления юридических лиц.
Проверяя оспариваемое решение административного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действия общества не содержат событие административного правонарушения, определение вынесено полномочным органом, процедура и срок рассмотрения жалобы заинтересованным лицом соблюдены.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры рассмотрения жалобы ЗАО "АПС-Центр", которые в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены данного решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.28 КоАП РФ на основании следующего.
Согласно ст. 15.28 КоАП РФ нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Статьей 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено:
- - право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя. В случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;
- - права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу.
В соответствии с нормой ч. 7 ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом на основании заявления эмитента, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении эмиссионных ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Нормами ч. 1 ст. 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что совершение сделок, влекущих за собой переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги (обращение эмиссионных ценных бумаг), допускается после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) или присвоения их выпуску (дополнительному выпуску) идентификационного номера.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке (по состоянию на 02.11.2012) из реестра эмиссионных ценных бумаг ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" 30.08.2012 зарегистрирован отчет об итогах выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций общества N 1-02-05904-А-001D в количестве 100 000 штук номинальной стоимостью 10 000 рублей.
Владельцем дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций общества стало ОАО "ЦТК", увеличив свою долю в уставном капитале общества с 24 617 (25,02%) обыкновенных акций до 124 617 обыкновенных акций (62,81%), о чем внесена соответствующая приходная запись по лицевому счету (счету депо) от 01.08.2012, что подтверждается справкой об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "ЦТК" в реестре владельцев ценных бумаг ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" за период с 08.06.2012 по 04.12.2012.
Впоследствии, 04.10.2012 в реестр владельцев ценных бумаг ОАО"Олимпийский комплекс "Лужники" внесены записи о списании принадлежащих ОАО "ЦТК" акций, в результате чего доля принадлежащих ОАО "ЦТК" акций уменьшилась до 29,99% от общего количества акций общества.
По мнению заявителя 35-дневный срок для направления обязательного предложения, предусмотренный п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", необходимо считать с момента внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо) от 01.08.2012 о приобретении ОАО "ЦТК" обыкновенных именных бездокументарных акций общества N 1-02-05904-А-001D в количестве 100 000 штук номинальной стоимостью 10 000 рублей.
В то же время, по смыслу норм ст. ст. 29, 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ОАО "ЦТК" не могло рассматриваться как собственник дополнительно размещенных акций (N 1-02-05904-А-001D) до государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска (30.08.2012).
Таким образом, направление ОАО "ЦТК" обязательного предложения до государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска противоречило бы требованиям названных норм Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Кроме того, в силу п. 2 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", направляя обязательное предложение, лицо должно в нем указать долю акций, которые принадлежат ему и его аффилированным лицам на дату направления обязательного предложения.
Вместе с тем, точную долю таких ценных бумаг при проведении дополнительной эмиссии лицо может указать только после государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, поскольку государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг является завершающим этапом эмиссии ценных бумаг (ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
При этом в случае отказа в государственной регистрации отчета, дополнительный выпуск ценных бумаг признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется, что приводит к тому, что количество принадлежащих акционерам акций останется прежним.
Поскольку операции по списанию принадлежащих ОАО "ЦТК" акций, в результате чего доля принадлежащих ОАО "ЦТК" акций снизилась до 29,99% от общего количества акций ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники", проведены до истечения 35-дневного срока (04.10.2012) с даты регистрации (30.08.2012) отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" N 1-02-05904-A-001D, РО ФСФР России в ЦФО правомерно пришло к выводу об отсутствии в действиях ОАО "ЦТК" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.28 КоАП РФ.
В соответствии с нормой п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии события административного правонарушения.
Следовательно, определение РО ФСФР России в ЦФО от 27.12.2012 N 73-12-2053/оп-отк, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ЦТК", является законным и обоснованным.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2013 по делу N А40-10045/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ

Судьи
В.А.СВИРИДОВ
Э.В.ЯКУТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)