Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N А13-10325/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N А13-10325/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Васильевой Е.С., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области Короваева И.В. (доверенность от 15.03.2013 N 55), рассмотрев 16.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карпунина Николая Михайловича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2012 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (судьи Осокина Н.Н., Смирнов В.И., Чельцова Н.С.) по делу N А13-10325/2012,

установил:

индивидуальный предприниматель Карпунин Николай Михайлович (ОГРНИП 304353706900036) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (место нахождения: 162130, г. Сокол, ул. Советская, д. 43; далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 4835 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление ФНС России по ВО) от 17.08.2012 N 07-09/010061@ в части предложения уплатить 31 477 руб. 53 коп. земельного налога, соответствующих пеней и налоговых санкций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.02.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление.
По мнению подателя жалобы, судами не исследован вопрос о правильности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Номера земельного участка, указанные в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте, не идентичны.
Карпунин Н.М. и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
В судебном заседании представитель налогового органа отклонил доводы, приведенные Предпринимателем в кассационной жалобе, просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предприниматель 30.01.2012 представил в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой исчислил налог в сумме 10 280 руб. По результатам камеральной налоговой проверки этой декларации налоговый орган составил акт от 11.05.2012 N 4103 и принял решение от 21.06.2012 N 4835 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Инспекции о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.
Решением Управление ФНС России по ВО от 17.08.2012 N 07-09/010061@ оспариваемый ненормативный акт налогового органа частично изменен. А именно, изменено название пункта 3.1 резолютивной части решения на "Уплатить доначисленную сумму налога с учетом имеющейся переплаты на дату вынесения решения", пункт 3.1 дополнен текстом следующего содержания "по состоянию на 21.06.2012 у Н.М. Карпунина в карточке расчетов с бюджетом числится переплата по земельному налогу в сумме 11 127 руб. 47 коп. Следовательно, сумма земельного налога к уплате за 2011 год составит 35 737 руб. 53 коп." В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым налоговым органом решением, Карпунин Н.М. обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судебные инстанции исходили из того, что исчисление земельного налога за 2011 год должно было производиться налогоплательщиком с учетом кадастровой стоимости, указанной в постановлении Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав участвующего в деле представителя Инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
На основании пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 4 368 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Сокол, ул. Водников, д. 26, кадастровый номер 35:26:0201012:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2004 серии 35-АА N 152446.
Постановлением N 2154 (приложение N 1 к постановлению, позиция N 435883), опубликованным в официальном издании - газете "Красный Север" за 16.01.2010 N 4 и за 23.10.2010 N 119 (приложение 1, пункты таблицы с 431008 по 493501), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011; кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 5 714 479 руб. 68 коп.
Представленный Управлением в материалы дела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области от 11.09.2009 N 1-НП/2007/35 подтверждает достоверность опубликованной кадастровой стоимости земельного участка.
На основании установленных по рассматриваемому делу фактических обстоятельств и руководствуясь приведенными выше положениями земельного и налогового законодательства, судебные инстанции обоснованно признали, что исчисление земельного налога за 2011 год должно было производиться заявителем с применением указанной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом суды мотивированно отклонили довод Предпринимателя о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 454 000 руб., определенной на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Центр риэлторских услуг" от 12.07.2012 N 38-12/н (далее - Отчет).
Как казано выше, в силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. То есть в данном случае она должна быть определена по состоянию на 01.01.2011. Вместе с тем, из представленного налогоплательщиком Отчета следует, что рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 12.07.2012. Это свидетельствует о том, что указанная в Отчете рыночная стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 12.07.2012, не может быть применена для целей исчисления земельного налога за 2011 год.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Однако, по смыслу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость предъявляется по общим правилам искового производства к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
В рассматриваемом деле Предпринимателем заявлено требование о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о доначислении земельного налога, а не требование к органу кадастрового учета об изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, в связи с чем вопросы соответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости не могут быть рассмотрены в данном деле.
Судебные инстанции обоснованно признали несостоятельным и довод Предпринимателя о наличии расхождений в указании номера спорного земельного участка в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" (действовавшим в спорный период) кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера участка в кадастровом квартале. При этом номер участка в кадастровом квартале представляет собой порядковый номер записи о земельном участке в журнале учета кадастровых номеров.
Как следует из положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельных участков", количество нулей в указании кадастровых номеров земельных участков для идентификации земельного участка значения не имеет.
В силу пункта 2 письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25.03.2008 N ВК/1376 "О направлении разъяснений", нули в указании номера земельного участка в кадастровом квартале не имеют правового значения.
В данном случае Управление в отзыве от 23.11.2012 N 05-06/15804 также подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201012:1 соответствует земельному участку с кадастровым номером 35:26:0201012:0001.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у них законных оснований для признания оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным и отказали в удовлетворении заявления Предпринимателя.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. Поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А13-10325/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карпунина Николая Михайловича - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ПАСТУХОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)