Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А64-4254/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А64-4254/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ООО "Пигмент" (ОГРН 1026801222821; г. Тамбов, ул. Монтажников, д. 1) Палагиной Р.В. - представителя (доверенность от 01.01.2013 г. N 22юр/14, пост.), Баевой Т.В. - представителя (доверенность от 01.01.2013 г. N 22юр/8, пост.),
от Инспекции ФНС РФ по г. Тамбову (г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2) Алпатовой Е.А. - представителя (доверенность от 13.06.2013 г. N 05-24/014373, пост.),
от Администрации г. Тамбова (г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 6) Двойцовой Т.Ю. - представителя (доверенность от 29.11.2012 г. N 2-40-2660/12, пост.),
от Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Московская, д. 65) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 1А) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области (ОГРН 1027700485757; г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационные жалобы Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Инспекции ФНС России по г. Тамбову, Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2012 г. (судья Тишин А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 г. (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-4254/2012,

установил:

открытое акционерное общество "Пигмент" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 13.03.2012 г. N 67.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Администрация города Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Инспекция ФНС России по г. Тамбову, Администрация г. Тамбова в своих кассационных жалобах просят решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Тамбову по результатам камеральной проверки представленной ОАО "Пигмент" уточненной налоговой декларации N 2 по земельному налогу за 2009 год составлен акт проверки от 28.12.2011 г. N 11429 и принято решение от 13.03.2012 г. N 67, которым доначислены и предложены к уплате налог в сумме 9863891 руб. и пени в сумме 91341 руб., мотивированное занижением плательщиком в уточненной налоговой декларации налоговой базы (в первоначально представленной налоговой декларации налоговая база, представляющая собой кадастровую стоимость земельных участков, была указана в сумме 9184608176 руб., в уточненной декларации - 1206913636 руб.), а также неверным определением количества месяцев владения земельными участками, выделенными из земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:533.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 28.04.2012 г. N 05-10/36 инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Пигмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Судами установлено, что на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 г. N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов".
Названным нормативным актом установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года; органы администрации города Тамбова проводят разъяснительную работу среди плательщиков земельного налога.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 г. N 810 в решение от 09.11.2005 г. N 74 были внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области была проведена и утверждена постановлением Администрации Тамбовской области от 29.07.2003 г. N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 г. N 1130 и от 26.04.2007 г. N 435).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 г. N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" от 18.01.2008 г., были утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, судами установлено и сторонами не опровергается, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены, в связи с чем, по результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом этих замечаний Администрацией Тамбовской области было принято постановление от 26.02.2009 г. N 188 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 к постановлению от 30.11.2007 г. N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009 г.
Указанные обстоятельства были установлены также Тамбовским управлением Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении дела N 20/02, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 г. по делу N А64-8042/09, определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2010 г. N 13-Г10-11.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что до момента принятия и опубликования постановления от 26.02.2009 г. N 188 в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты.
Поэтому доначисление налоговым органом обществу земельного налога с применением существовавших до указанного момента искаженных удельных показателей стоимости земли неправомерно, так как такой расчет не отражает реальных налоговых обязательств налогоплательщика.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Как установлено судами, налоговым органом при доначислении земельного налога и пени в спорных суммах данное положение не применено, сведения о нормативной цене земли не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав незаконным доначисление обществу земельного налога в сумме 9863891 руб. и пени в сумме 91341 руб. за 2009 год.
Доводы о том, что постановление от 26.02.2009 г. N 188 лишь вносит изменения в постановление от 30.11.2007 г. N 1311, в связи с чем, может быть применено с 01.01.2009 г., отклоняются, поскольку постановление N 188 является отдельным нормативным правовым актом, который утверждает новые удельные показатели кадастровой стоимости.
Как правильно указали суды, постановление от 30.11.2007 г. N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 г. N 188, установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, и вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год.
Всем доводам сторон, заявленным при рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций, судами дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь выражают несогласие с выводами судов.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2012 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 г. по делу N А64-4254/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
М.Н.ЕРМАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)