Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2009 ПО ДЕЛУ N А29-7222/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу N А29-7222/2008


Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
при участии представителей:
заявителя - Ермакова Э.Г. по доверенности от 21.06.2007, Гусева Н.Н. по доверенности от 22.06.2007, Ложкиной Н.В. по доверенности от 22.06.2007,
заинтересованного лица - Нестеровой Т.М. по доверенности от 17.05.2007, Терентьевой В.В. по доверенности от 07.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2008 по делу N А29-7222/2008, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным решения от 06.06.2008 N 154,

установил:

открытое акционерное общество "Воркутауголь" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 06.06.2008 N 154.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что судом нарушены нормы материального права. По его мнению, суд не принял во внимание, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ, а не по шахте либо месторождению в целом. Ссылаясь на абзац 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что возможность применения в очередной календарном году вновь утвержденных нормативов потерь указанной нормой предусмотрена; в данном случае нормативы потерь твердых полезных ископаемых на 2007 год для Общества утверждены 22.01.2008 и подлежали применению при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года. В дополнении к апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что в 2007 году не допускало сверхнормативных потерь, о чем свидетельствует акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере недропользования от 19.09.2008.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с доводами заявителя, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и отзыва на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года и установила неправильное определение налоговой базы по налоговой ставке ноль процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых. По мнению Инспекции, по шахте "К" количество фактических потерь (164 177 тонн) заявлено выше нормативных потерь (87 367 тонн), рассчитанных исходя из утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 норматива потерь - 4, 6 процентов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.05.2008 N 96, на основании которого начальником Инспекции принято решение от 06.06.2008 N 154 об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Данным решением Обществу доначислено 1 851 336 рублей налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 21.08.2008 N 296-А указанное решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции от 06.06.2008 N 154, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 341, подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Общество на 2007 год имеет право применять нормативы потерь каменного угля, утвержденные ему ранее на 2006 год; применение Обществом при расчете налога за декабрь 2007 года нормативов потерь за 2007 год, не утвержденных в установленном порядке, является неправомерным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 338 и статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в порядке, определенном указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 Обществу на 2006 год по шахте "К" утвержден норматив эксплуатационных потерь при добыче в размере 4,6 процента. На момент наступления срока уплаты налога за январь 2007 года (25.02.2007) у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год. Поэтому в 2007 году впредь до утверждения нормативов потерь на этот календарный год подлежали применению вышеуказанные нормативы потерь, утвержденные ранее на 2006 год.
Из документов видно, что Общество не имело в декабре 2007 года и на момент наступления срока уплаты налога за декабрь 2007 года утвержденных нормативов потерь на 2007 год, исходя из следующего.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 приказом Федерального агентства по недропользованию от 30.05.2007 N 623 утверждены Временные рекомендации по организации рассмотрения и утверждения уточненных в составе годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче (далее - Временные рекомендации).
Согласно пункту 3 раздела 3 Временных рекомендаций Центральная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР Роснедра) на своем заседании рассматривает согласованное заключение экспертной организации по обоснованности нормативов потерь полезных ископаемых при добыче и принимает решение по утверждению уточненных нормативов потерь, которое оформляется протоколом секции твердых полезных ископаемых ЦКР Роснедра или его соответствующего территориального отделения. Протокол ЦКР Роснедра в соответствии с распределением полномочий утверждается уполномоченным на то заместителем Руководителя Роснедра или заместителем Руководителя соответствующего территориального органа Роснедра.
Приложением 2 к приказу Роснедра от 30.05.2007 N 623 определено, что полномочиями по утверждению нормативов потерь добываемого Обществом угля каменного наделена ЦКР Роснедра.
Как видно из материалов дела, заседание ЦКР Роснедра по рассмотрению материалов по обоснованию нормативов потерь при добыче для Общества на 2007 год состоялось 22.01.2008. Протокол заседания секции твердых полезных ископаемых от 22.01.2008 об утверждении уточненных нормативов потерь каменного угля при его добыче на 2007 год утвержден заместителем руководителя Роснедра 31.01.2008.
Таким образом, уточненные нормативы потерь каменного угля для Общества на 2007 год были утверждены 31.01.2008, то есть не в декабре 2007 года и на момент наступления срока уплаты налога за декабрь 2007 года (25.01.2008).
Следовательно, при применении налоговой ставки ноль процентов в декабре 2007 года в части нормативных потерь полезных ископаемых подлежали применению нормативы потерь, утвержденные Обществу на 2006 год.
Из документов видно и стороны не отрицают, что у Общества фактические потери при добыче по шахте "К" составили 164 177 тонн. Исходя из утвержденного для Общества приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 норматива потерь в размере 4,6 процента, нормативные потери по указанной шахте составили 87 367 рублей. Таким образом, Общество неправомерно отразило в декларации в декабре 2007 года нормативные потери в количестве 76 810 тонн и необоснованно применило по ним налоговую ставку ноль процентов.
С учетом изложенного, Инспекция правильно доначислила Обществу 1 851 336 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя апелляционной жалобы и расчеты нормативов потерь по лавам со ссылкой на то, что нормативы потерь полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь, поскольку нормативы потерь для Общества на 2006 год, в частности по конкретному месту их образования в пределах поля шахты "К" разрабатываемого Обществом месторождения, в установленном порядке утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 (по шахте "К" в размере 4,6 процента). Данные нормативы правильно применены Инспекцией при определении нормативных потерь в спорный период. Планируемый норматив потерь (23,1 процента) по одной лаве пласта "Тройной" Обществу не утверждался.
Довод Общества о том, что Протоколом заседания коллегии Печерского межрегионального управления Ростехнадзора от 25.12.2006 N 8 были согласованы нормативы потерь угля на 2007 год, не принимается, поскольку данный протокол не утвердил нормативы потерь на 2007 год. Протокол в числе других документов рассматривался на заседании ЦКР Роснедра 22.01.2008 по рассмотрению материалов по обоснованию нормативов потерь при добыче каменного угля на 2007 год.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Акт проверки соблюдения пользователями недр обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр от 19.09.2008, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном Акте не отражено выводов, опровергающих установленные по делу обстоятельства. Из данного Акта не следует, что Обществу в декабре 2007 года были утверждены нормативы потерь полезных ископаемых на 2007 год. Кроме того, отсутствие в Акте указаний на сверхнормативные потери Общества при добыче не является достаточным основанием считать обоснованным применение Обществом налоговой ставки ноль процентов в отношении всего объема нормативных потерь, отраженных Обществом в декларации за декабрь 2007 года.
С учетом изложенного, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2008 по делу N А29-7222/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)