Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды": Меняйло Г.Н., представителя по доверенности от 24.01.2013 N 5/53,
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: представитель не явился,
от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу: Дзюбанюка Д.А., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 1-17/01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение от 21.03.2013
по делу N А04-9295/2012
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Качуковым С.Б.,
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Амурской области и Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному Федеральному округу
о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
Федеральное государственное бюджетного учреждения "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 2801035369, ОГРН 1022800513780, далее - ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН 2801150690, ОГРН 1102801004712, далее - ТУ Росимущества в Амурской области) о признании права постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 28:11:010901:3, площадью 8 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:060101:0001, площадью 10 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:071851:0002, площадью 1 га,
- с кадастровым номером 28:13:160101:0002, площадью 10 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200101:0029, площадью 5 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200610:0003, площадью 20 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200611:0001, площадью 0,2 га,
- с кадастровым номером 28:22:011101:291, площадью 1 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:05:020504:7, площадью 1 100 кв. м,
- с кадастровым номером 28:22:010422:20, площадью 900 кв. м.
Определением от 27.12.2012 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721002350, ОГРН 1022700910748, далее - Департамент Росгидромета по ДФО).
В связи с реорганизацией истца определением от 20.02.2013 произведена замена ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на его правопреемника федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 2721198926, ОГРН 1132801000364, далее - ФГБУ "Дальневосточное УГМС"). Названным судебным актом изменено процессуальное положение третьего лица - Департамента Росгидромета по ДФО на соответчика.
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, указав, что является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью сетевых оперативно производственных организаций, расположенных на территории Амурской области.
Решением от 21.03.2013 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
ФГБУ "Дальневосточное УГМС", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.03.2013 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав в обоснование на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, и на несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, водомерные посты являются сооружениями, следовательно, к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судом не исследованы находящиеся в материалах дела декларации о земельном налоге, реестр для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год; сведения о земельных участках, закрепленных за истцом, подаваемые в комитет по земельным ресурсам и землеустройству, которые подтверждают несение бремени содержания спорного имущества и фактическое их использование для выполнения уставных задач; ФГБУ "Дальневосточное УГМС" является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в порядке универсального правопреемства, является фактическим пользователем спорных земельных участков, на которых расположены его обособленные подразделения; вывод суда о том, что земельные участки для размещения гидрологических постов и метеорологических станций в период с 1985 по 1994 годы предоставлены в бессрочное пользование Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является ошибочным, поскольку спорные участки предоставлены в бессрочное пользование Зейской гидрометеорологической обсерватории, являвшейся оперативно-производственной организацией названного Управления, а впоследствии - обособленным подразделением истца; судом не учтено, что Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение от 21.03.2013 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель Департамента Росгидромета по ДФО в судебном заседании поддержал доводы заявителя апелляционной жалобы и представленного отзыва, указал на наличие оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения исковых требований.
Представитель ТУ Росимущества в Амурской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии от 01.09.1988 N 198 (том 1, л.д. 24) с 01.09.1988 на базе Амурской зональной гидрометобсерватории создан Амурский областной центр по гидрометеорологии.
Согласно приказу Государственного комитета СССР по гидрометеорологии от 11.05.1988 N 119 (том 1, л.д. 23) сетевые оперативно-производственные организации, расположенные на территории Амурской области, подчинялись создаваемому Амурскому областному центру по гидрометеорологии.
Приказом Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.04.1992 N 62 (том 1, л.д. 30) Амурский областной центр по гидрометеорологии переименован в Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Положение о центре, том 1, л.д. 31-33).
На основании приказа Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24.07.2002 N 102 последнее переименовано в государственное учреждение Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которое впоследствии согласно приказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) от 06.05.2011 N 187 (том 1, л.д. 47) переименовано в ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Устав учреждения, том 1, л.д. 48-69).
Приказом Росгидромета от 11.10.2012 N 609 ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" реорганизовано путем слияния с федеральным государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды", в связи с чем образовано ФГБУ "Дальневосточное центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", к которому перешли права и обязанности реорганизованных лиц.
В соответствии с находящимися в материалах дела свидетельствами от 04.11.1993 N 2829, от 01.07.1992 N 36, от 03.07.1992 N 45, от 03.07.1992 N 44, от 03.08.1992 N 118, от 01.07.1992 N 37, от 19.04.1996 N 247, от 11.11.1992 N 157, от 06.07.1994, от 11.11.1993 N 155 (том 1, л.д. 77, 81, 87, 93, 100, 105, 113, 120, 124, 128) Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены десять земельных участков.
Согласно архивной справке Департамента Росгидромета по ДФО (том 3, л.д. 37) Дальневосточное территориальное управление по гидрометеорологии неоднократно переименовывалось, окончательно - на основании приказа Росгидромета от 24.10.2011 N 559 в Департамент Росгидромета по ДФО. Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской на основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- общей площадью 8 000 кв. м, кадастровый номер 28:11:010901:3, адрес объекта: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по р. Тюкан, р. Правый Тюкан, земли бывшего совхоза "Бурейский", полосы отвода ж/д, по а/дороге (свидетельство от 06.11.2012 серии 28 АА N 743801, том 1, л.д. 74),
- общей площадью 10 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:060101:0001, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, метеостанция "Огорон" (свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297055, том 1, л.д. 79),
- общей площадью 1 га, кадастровый номер 28:13:071851:0002, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, Октябрьский с/с, с. Октябрьский, территория аэропорта (повторное свидетельство от 16.03.2010 серии 28 АА N 323631, том 1, л.д. 85),
- общей площадью 10 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:160101:0002, адрес объекта: Амурская область, восточнее пос. Береговой (свидетельство от 12.08.2009 серии 28 АА N 297025, том 1, л.д. 91),
- общей площадью 5 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:200101:0029, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, р. Мульмугакан, гидрологический пост Мульмугакан (повторное свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297052, том 1, л.д. 98),
- общей площадью 20 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:200610:0003, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, пос. Бомнак, территория аэропорта, метеостанция (свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297056, том 1, л.д. 103),
- общей площадью 0,2 га, кадастровый номер 28:13:200101:0505, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, р. Бомнак, водомерный пост (свидетельство от 19.08.2005 серии 28 АА N 028206, том 1, л.д. 111),
- общей площадью 1 000 кв. м, кадастровый номер 28:22:011101:291, адрес объекта: Амурская область, Селемджинский район, с. Норск, расположен в кадастровом квартале 28:22:011101:291 (свидетельство от 24.03.2010 серии 28 АА N 396909, том 1, л.д. 117),
- общей площадью 0,11 га, кадастровый номер 28:05:020504:007, адрес объекта: г. Свободный, п. Суражевка, водопост на реке Зея (свидетельство от 23.09.2004 серии 28 АА N 105610, том 1, л.д. 122),
- общей площадью 900 кв. м, кадастровый номер 28:22:010422:20, адрес объекта: Амурская область, Селемджинский район, пгт. Стойба, ул. Лермонтова, д. 35, участок находится примерно в 120 м от ориентира по направлению на запад (свидетельство от 28.07.2010 серии 28 АА N 422925, том 1, л.д. 127).
Государственное учреждение "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванные земельные участки. Сообщением от 09.11.2011 N 07/013/2011-501 (том 3, л.д. 1-3) регистрационная служба на основании абзацев 3. 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказала заявителю в государственной регистрации в связи с предоставлением данных земельных участков Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и в связи с отсутствием документов, подтверждающих правопреемство между последним и заявителем.
Обращение ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Амурской области (Зейский район) на праве постоянного (бессрочного) пользования оставлено ТУ Росимущества в Амурской области без рассмотрения (письмо от 03.05.2012 N 03/2910, том 2, л.д. 48-49) со ссылкой на пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию и предоставлению земельных участков и резервированию земель".
Истец, полагая, что является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью сетевых оперативно-производственных организаций на территории Амурской области, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании за ним права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По мнению истца, основанием заявленных требований является факт правопреемства между Дальневосточным территориальным управлением по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью оперативно-производственных организаций, и ФГБУ "Дальневосточное УГМС", в подтверждение которого последним представлен приказ Государственного комитета СССР по гидрометеорологии от 11.05.1988 N 119 о переходе сетевых оперативно-производственных организаций, расположенных на территории Амурской области, в подчинение созданного Амурского областного центра по гидрометеорологии.
Вместе с тем, как следует из находящейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.01.2013 (том 2, л.д. 94-98), ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" создано (образовано) в качестве юридического лица 10.09.2002; сведений о правопредшественниках о ранее проведенных реорганизационных процедурах данного юридического лица выписка не содержит.
Статьей 37 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшего до 01.01.1995, предусматривался переход имущества (прав и обязанностей) к другому юридическому лицу при реорганизации в день подписания передаточного баланса.
Между тем истцом при разрешении спора доказательств включения спорных земельных участком в состав имущества правопредшественников и передачи ими этого имущества правопреемникам путем оформления соответствующих документов при реорганизации не представлено.
Ссылка истца на приказ Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии от 25.06.1990 N 119 (том 1, л.д. 29), в соответствии с которым с 01.06.1990 Амурскому областному центру по гидрометеорологии переданы полномочия по учету и начислению заработной платы по всем оперативно-производственным организациям, расположенным на территории Амурской области, является несостоятельной, поскольку указанный приказ не подтверждает факт правопреемства между данными лицами и не содержит сведений о передаче вышеназванных земельных участков.
При этом предоставление Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования произведено в период с 1992 по 1996 годы, то есть после создания Амурского областного центра по гидрометеорологии.
Заслуживает внимания вывод суда первой инстанции о том, что создание Амурского областного центра по гидрометеорологии на базе Амурской зональной гидрометобсерватории не подтверждает проведение реорганизационных мероприятий Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности истцом факта правопреемства в отношении спорных земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 264 ГК РФ и пункта 1 статьи 25 ЗК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые частности на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Пунктом 4 статьи 20 ЗК РФ установлено, что юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено документального подтверждения предоставления собственником (Российской Федерацией) в установленном законом порядке вышеприведенных земельных участков.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что правообладателем постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками является Дальневосточное территориальное управление по гидрометеорологии, является правомерным и соответствующим установленным по делу обстоятельствам. При этом судом обоснованно учтено, что Амурский областной центр по гидрометеорологии образован в качестве юридического лица и не в связи с реорганизацией управления.
Положения пункта 1 статьи 36 ЗК РФ не подлежат применению к рассматриваемым исковым требованиям по заявленным основаниям, поскольку водомерные посты не являются объектами недвижимого имущества либо объектом капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данное обстоятельство истцом не оспорено.
Следует отметить, что ФГБУ "Дальневосточное УГМС", имея право на приобретение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, свои права, предусмотренные положениями статей 20, 28, пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, в административном порядке не оформляло. Указанное исключает право истца требовать признания соответствующего права в судебном порядке.
Следует отметить, что пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" предусмотрена возможность оформления земельных участков в целях размещения стационарных пунктов наблюдений, а также оформления образованных земельных участков на землях, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения указанных объектов, и регистрации соответствующих прав на эти земельные участки, заключению соответствующих договоров с собственниками и правообладателями земельных участков.
Отказ регистрационной службы в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками ввиду неподтверждения заявителем факта правопреемства также не является основанием для разрешения арбитражным судом иска о признании данного права.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несении бремени содержания земельных участков является несостоятельным и не имеющим отношения к рассматриваемому спору, учитывая нахождение на них гидрометеорологических объектов, необходимых для осуществления истцом уставной деятельности.
Кроме этого, ФГБУ "Дальневосточное УГМС", обращаясь с настоящим иском, не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав ответчиками в использовании земельных участков (статьи 4 АПК РФ и статьей 11 ГК РФ).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и могли бы повлияли на законность и обоснованность решения.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушения в правильности применения норм материального и процессуального права апелляционным судом не установлены.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.03.2013 по делу N А04-9295/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2013 N 06АП-2372/2013 ПО ДЕЛУ N А04-9295/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. N 06АП-2372/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды": Меняйло Г.Н., представителя по доверенности от 24.01.2013 N 5/53,
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: представитель не явился,
от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу: Дзюбанюка Д.А., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 1-17/01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение от 21.03.2013
по делу N А04-9295/2012
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Качуковым С.Б.,
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Амурской области и Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному Федеральному округу
о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
установил:
Федеральное государственное бюджетного учреждения "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 2801035369, ОГРН 1022800513780, далее - ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН 2801150690, ОГРН 1102801004712, далее - ТУ Росимущества в Амурской области) о признании права постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 28:11:010901:3, площадью 8 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:060101:0001, площадью 10 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:071851:0002, площадью 1 га,
- с кадастровым номером 28:13:160101:0002, площадью 10 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200101:0029, площадью 5 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200610:0003, площадью 20 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:13:200611:0001, площадью 0,2 га,
- с кадастровым номером 28:22:011101:291, площадью 1 000 кв. м,
- с кадастровым номером 28:05:020504:7, площадью 1 100 кв. м,
- с кадастровым номером 28:22:010422:20, площадью 900 кв. м.
Определением от 27.12.2012 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721002350, ОГРН 1022700910748, далее - Департамент Росгидромета по ДФО).
В связи с реорганизацией истца определением от 20.02.2013 произведена замена ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на его правопреемника федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 2721198926, ОГРН 1132801000364, далее - ФГБУ "Дальневосточное УГМС"). Названным судебным актом изменено процессуальное положение третьего лица - Департамента Росгидромета по ДФО на соответчика.
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, указав, что является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью сетевых оперативно производственных организаций, расположенных на территории Амурской области.
Решением от 21.03.2013 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
ФГБУ "Дальневосточное УГМС", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.03.2013 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав в обоснование на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, и на несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, водомерные посты являются сооружениями, следовательно, к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судом не исследованы находящиеся в материалах дела декларации о земельном налоге, реестр для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год; сведения о земельных участках, закрепленных за истцом, подаваемые в комитет по земельным ресурсам и землеустройству, которые подтверждают несение бремени содержания спорного имущества и фактическое их использование для выполнения уставных задач; ФГБУ "Дальневосточное УГМС" является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в порядке универсального правопреемства, является фактическим пользователем спорных земельных участков, на которых расположены его обособленные подразделения; вывод суда о том, что земельные участки для размещения гидрологических постов и метеорологических станций в период с 1985 по 1994 годы предоставлены в бессрочное пользование Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является ошибочным, поскольку спорные участки предоставлены в бессрочное пользование Зейской гидрометеорологической обсерватории, являвшейся оперативно-производственной организацией названного Управления, а впоследствии - обособленным подразделением истца; судом не учтено, что Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение от 21.03.2013 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель Департамента Росгидромета по ДФО в судебном заседании поддержал доводы заявителя апелляционной жалобы и представленного отзыва, указал на наличие оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения исковых требований.
Представитель ТУ Росимущества в Амурской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии от 01.09.1988 N 198 (том 1, л.д. 24) с 01.09.1988 на базе Амурской зональной гидрометобсерватории создан Амурский областной центр по гидрометеорологии.
Согласно приказу Государственного комитета СССР по гидрометеорологии от 11.05.1988 N 119 (том 1, л.д. 23) сетевые оперативно-производственные организации, расположенные на территории Амурской области, подчинялись создаваемому Амурскому областному центру по гидрометеорологии.
Приказом Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.04.1992 N 62 (том 1, л.д. 30) Амурский областной центр по гидрометеорологии переименован в Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Положение о центре, том 1, л.д. 31-33).
На основании приказа Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24.07.2002 N 102 последнее переименовано в государственное учреждение Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которое впоследствии согласно приказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) от 06.05.2011 N 187 (том 1, л.д. 47) переименовано в ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Устав учреждения, том 1, л.д. 48-69).
Приказом Росгидромета от 11.10.2012 N 609 ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" реорганизовано путем слияния с федеральным государственным бюджетным учреждением "Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды", в связи с чем образовано ФГБУ "Дальневосточное центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", к которому перешли права и обязанности реорганизованных лиц.
В соответствии с находящимися в материалах дела свидетельствами от 04.11.1993 N 2829, от 01.07.1992 N 36, от 03.07.1992 N 45, от 03.07.1992 N 44, от 03.08.1992 N 118, от 01.07.1992 N 37, от 19.04.1996 N 247, от 11.11.1992 N 157, от 06.07.1994, от 11.11.1993 N 155 (том 1, л.д. 77, 81, 87, 93, 100, 105, 113, 120, 124, 128) Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены десять земельных участков.
Согласно архивной справке Департамента Росгидромета по ДФО (том 3, л.д. 37) Дальневосточное территориальное управление по гидрометеорологии неоднократно переименовывалось, окончательно - на основании приказа Росгидромета от 24.10.2011 N 559 в Департамент Росгидромета по ДФО. Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской на основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- общей площадью 8 000 кв. м, кадастровый номер 28:11:010901:3, адрес объекта: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по р. Тюкан, р. Правый Тюкан, земли бывшего совхоза "Бурейский", полосы отвода ж/д, по а/дороге (свидетельство от 06.11.2012 серии 28 АА N 743801, том 1, л.д. 74),
- общей площадью 10 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:060101:0001, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, метеостанция "Огорон" (свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297055, том 1, л.д. 79),
- общей площадью 1 га, кадастровый номер 28:13:071851:0002, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, Октябрьский с/с, с. Октябрьский, территория аэропорта (повторное свидетельство от 16.03.2010 серии 28 АА N 323631, том 1, л.д. 85),
- общей площадью 10 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:160101:0002, адрес объекта: Амурская область, восточнее пос. Береговой (свидетельство от 12.08.2009 серии 28 АА N 297025, том 1, л.д. 91),
- общей площадью 5 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:200101:0029, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, р. Мульмугакан, гидрологический пост Мульмугакан (повторное свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297052, том 1, л.д. 98),
- общей площадью 20 000 кв. м, кадастровый номер 28:13:200610:0003, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, пос. Бомнак, территория аэропорта, метеостанция (свидетельство от 13.08.2009 серии 28 АА N 297056, том 1, л.д. 103),
- общей площадью 0,2 га, кадастровый номер 28:13:200101:0505, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, р. Бомнак, водомерный пост (свидетельство от 19.08.2005 серии 28 АА N 028206, том 1, л.д. 111),
- общей площадью 1 000 кв. м, кадастровый номер 28:22:011101:291, адрес объекта: Амурская область, Селемджинский район, с. Норск, расположен в кадастровом квартале 28:22:011101:291 (свидетельство от 24.03.2010 серии 28 АА N 396909, том 1, л.д. 117),
- общей площадью 0,11 га, кадастровый номер 28:05:020504:007, адрес объекта: г. Свободный, п. Суражевка, водопост на реке Зея (свидетельство от 23.09.2004 серии 28 АА N 105610, том 1, л.д. 122),
- общей площадью 900 кв. м, кадастровый номер 28:22:010422:20, адрес объекта: Амурская область, Селемджинский район, пгт. Стойба, ул. Лермонтова, д. 35, участок находится примерно в 120 м от ориентира по направлению на запад (свидетельство от 28.07.2010 серии 28 АА N 422925, том 1, л.д. 127).
Государственное учреждение "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванные земельные участки. Сообщением от 09.11.2011 N 07/013/2011-501 (том 3, л.д. 1-3) регистрационная служба на основании абзацев 3. 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказала заявителю в государственной регистрации в связи с предоставлением данных земельных участков Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и в связи с отсутствием документов, подтверждающих правопреемство между последним и заявителем.
Обращение ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Амурской области (Зейский район) на праве постоянного (бессрочного) пользования оставлено ТУ Росимущества в Амурской области без рассмотрения (письмо от 03.05.2012 N 03/2910, том 2, л.д. 48-49) со ссылкой на пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию и предоставлению земельных участков и резервированию земель".
Истец, полагая, что является правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью сетевых оперативно-производственных организаций на территории Амурской области, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании за ним права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По мнению истца, основанием заявленных требований является факт правопреемства между Дальневосточным территориальным управлением по гидрометеорологии в части, связанной с деятельностью оперативно-производственных организаций, и ФГБУ "Дальневосточное УГМС", в подтверждение которого последним представлен приказ Государственного комитета СССР по гидрометеорологии от 11.05.1988 N 119 о переходе сетевых оперативно-производственных организаций, расположенных на территории Амурской области, в подчинение созданного Амурского областного центра по гидрометеорологии.
Вместе с тем, как следует из находящейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.01.2013 (том 2, л.д. 94-98), ФГБУ "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" создано (образовано) в качестве юридического лица 10.09.2002; сведений о правопредшественниках о ранее проведенных реорганизационных процедурах данного юридического лица выписка не содержит.
Статьей 37 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшего до 01.01.1995, предусматривался переход имущества (прав и обязанностей) к другому юридическому лицу при реорганизации в день подписания передаточного баланса.
Между тем истцом при разрешении спора доказательств включения спорных земельных участком в состав имущества правопредшественников и передачи ими этого имущества правопреемникам путем оформления соответствующих документов при реорганизации не представлено.
Ссылка истца на приказ Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии от 25.06.1990 N 119 (том 1, л.д. 29), в соответствии с которым с 01.06.1990 Амурскому областному центру по гидрометеорологии переданы полномочия по учету и начислению заработной платы по всем оперативно-производственным организациям, расположенным на территории Амурской области, является несостоятельной, поскольку указанный приказ не подтверждает факт правопреемства между данными лицами и не содержит сведений о передаче вышеназванных земельных участков.
При этом предоставление Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования произведено в период с 1992 по 1996 годы, то есть после создания Амурского областного центра по гидрометеорологии.
Заслуживает внимания вывод суда первой инстанции о том, что создание Амурского областного центра по гидрометеорологии на базе Амурской зональной гидрометобсерватории не подтверждает проведение реорганизационных мероприятий Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности истцом факта правопреемства в отношении спорных земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 264 ГК РФ и пункта 1 статьи 25 ЗК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые частности на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Пунктом 4 статьи 20 ЗК РФ установлено, что юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено документального подтверждения предоставления собственником (Российской Федерацией) в установленном законом порядке вышеприведенных земельных участков.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что правообладателем постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками является Дальневосточное территориальное управление по гидрометеорологии, является правомерным и соответствующим установленным по делу обстоятельствам. При этом судом обоснованно учтено, что Амурский областной центр по гидрометеорологии образован в качестве юридического лица и не в связи с реорганизацией управления.
Положения пункта 1 статьи 36 ЗК РФ не подлежат применению к рассматриваемым исковым требованиям по заявленным основаниям, поскольку водомерные посты не являются объектами недвижимого имущества либо объектом капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данное обстоятельство истцом не оспорено.
Следует отметить, что ФГБУ "Дальневосточное УГМС", имея право на приобретение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, свои права, предусмотренные положениями статей 20, 28, пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, в административном порядке не оформляло. Указанное исключает право истца требовать признания соответствующего права в судебном порядке.
Следует отметить, что пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" предусмотрена возможность оформления земельных участков в целях размещения стационарных пунктов наблюдений, а также оформления образованных земельных участков на землях, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения указанных объектов, и регистрации соответствующих прав на эти земельные участки, заключению соответствующих договоров с собственниками и правообладателями земельных участков.
Отказ регистрационной службы в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками ввиду неподтверждения заявителем факта правопреемства также не является основанием для разрешения арбитражным судом иска о признании данного права.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несении бремени содержания земельных участков является несостоятельным и не имеющим отношения к рассматриваемому спору, учитывая нахождение на них гидрометеорологических объектов, необходимых для осуществления истцом уставной деятельности.
Кроме этого, ФГБУ "Дальневосточное УГМС", обращаясь с настоящим иском, не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав ответчиками в использовании земельных участков (статьи 4 АПК РФ и статьей 11 ГК РФ).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и могли бы повлияли на законность и обоснованность решения.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушения в правильности применения норм материального и процессуального права апелляционным судом не установлены.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.03.2013 по делу N А04-9295/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
А.В.ШЕВЦ
А.В.ШЕВЦ
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)