Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2013 N 09АП-13939/2013 ПО ДЕЛУ N А40-148255/12-115-1035

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. N 09АП-13939/2013

Дело N А40-148255/12-115-1035

Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей М.С. Сафроновой, Н.В. Дегтяревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Семикеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2013
по делу N А40-148255/12-115-1035, принятое судьей Л.А. Шевелевой
по иску (заявлению) Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина
(ОГРН 1024101022824; 683905, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, д. 40)
к ФНС России (ОГРН 1047707030513; 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Никифорова Н.С. по дов. от 24.05.2013 N 09/97; Билан Е.Ю. по дов. от 10.01.2013 N 09/10; Оленева Е.С по дов. от 09.01.2013 N 09/05;
- от заинтересованного лица - Овчар В.О по дов. от 28.05.2013 N ММВ-24-7/144; Юдин С.В. по дов. от 22.01.2013 N ММВ-24-7/30; Назарова Е.В. по дов. от 14.02.2013 N ММВ-24-7/64

установил:

Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением Федеральной налоговой службой о признании недействительным вынесенное Федеральной налоговой службой Решения N ММВ-21-9/151@ от 10.10.2012 г.
Решением Арбитражный суд г. Москвы от 05.02.2013 признано недействительным принятое Федеральной налоговой службой Решение N ММВ-21-9/151@ от 10.10.2012 г.
Не согласившись с принятым решением налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить решением суда, в связи с неполным исследованием обстоятельств имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому проведена выездная налоговая проверка Рыболовецкого колхоза, по результатам которой Инспекцией составлен акт от 28.11.2011 N 19-32/57 и вынесено решение от 08.12.2011 N 11-12/62/22707. В соответствии с указанным решением Колхоз привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 400 рублей, Заявителю начислен налог на прибыль организаций в сумме 157 320 725 рублей, а также пени в сумме 1 756 822 рублей.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Заявителя на основе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2011 года Инспекцией составлен акт от 01.11.2011 N 13-17/26460 и вынесено решение от 10.01.2012 N 10-09/3128 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Колхозу предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 85 355 348 рублей.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции, Рыболовецкий колхоз обратился в УФНС России по Камчатскому краю с апелляционными жалобами.
Решением Управления от 27.01.2012 N 12-17/00626 решение Инспекции от 08.12.2011 N 11-12/62/22707 изменено в части уменьшения суммы начисленных пени по налогу на доходы физических лиц.
Решение Инспекции от 10.01.2012 N 10-09/3128 решением Управления от 22.02.2012 N 12-17/01404 оставлено без изменения.
Считая указанные решения Инспекции и Управления необоснованными, Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.
По результатам рассмотрения жалобы общества ФНС России, учитывая позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2012 N 03-03-10/42, вынесено решение N СА-4-9/8895@ от 31.05.2012 г., которым решения инспекции от 08.12.2011 N 11-12/62/22707 и от 10.01.2012 N 10-09/3128 отменены.
Между тем, Решением N ММВ-21-9/151@ от 10.10.2012 г. (т. 1, л.д. 43 - 46), Решение N СА-4-9/8895@ от 31.05.2012 г. отменено.

Основанием для вынесения оспариваемого ФНС России решения явился вывод суда о том, что Решение N ММВ-21-9/151 @ от 10.10.2012 принято в нарушение предоставленных налоговому органу (должностному лицу) полномочий, поскольку пункт 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет право отмены решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах только вышестоящим налоговым органам.
Как указал суд первой инстанции, НК РФ не предусмотрено отмены решений налогового органа внутри этих органов. При этом НК РФ не предусмотрены существенные условия для такой процедуры (сроки, основания, содержание решений).
По мнению налогового органа, вывод суда о том, что ФНС России, как высшая инстанция в системе налоговых органов, не вправе отменить свое ранее вынесенное решение, ошибочно.
В соответствии с п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).
В пункте 3 статьи 31 НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Механизм реализации этого права конкретизирован в статье 140 НК РФ, устанавливающей порядок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.
Таким образом, специальной нормой НК РФ предусмотрено право вышестоящего должностного лица отменить ранее принятое налоговым органом решение.
При этом, согласно разъяснениям МНС России, изложенным в письме от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@, данное право может быть реализовано при отсутствии жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках мероприятий по контролю за деятельностью налоговых органов.
Указанную позицию поддержал Минфин России в Письме от 16.05.2006 N 03-02-07/1-122 (п. 4 Письма).
Сходная правовая позиция изложена в Определении КС РФ от 22 апреля 2010 г. N 595-О-О. Суд отметил, что по смыслу п. 3 ст. 31 НК РФ подобное решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов. При этом такое решение не выводится из сферы судебного контроля: налогоплательщик, усматривающий вследствие отмены решения нижестоящего налогового органа нарушение своих прав и законных интересов, может обратиться за их защитой в суд (п. 1 ст. 22 НК РФ).
При этом решение ФНС России не может быть проверено на соответствие Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам вышестоящим налоговым органом, поскольку ФНС России является высшей инстанцией в структуре налоговых органов (Минфин России к системе налоговых органов не относится).
В то же время законность принятого должностным лицом ФНС России решения может быть проверена в порядке, предусмотренном ст. 140 НК РФ, вышестоящим должностным лицом (руководителем).
Таким образом, отмена руководителем ФНС России М.В. Мишустиным ранее принятого заместителем руководителя ФНС России решения не противоречит действующему законодательству.
ФНС России полагает, что специальное указание в законе на то, что налоговый орган, обладающий полномочиями по вынесению решения, вправе отменить свое ранее вынесенное решение, не требуется.
Указанное право подразумевается исходя из предоставленных налоговому органу полномочий (прав) по вынесению решений.
Каждый орган (должностное лицо), обладающий правом вынести решение, имеет право отменить свое решение, если иное прямо не предусмотрено в законе.
Препятствующие этому законодательные запреты в данном случае отсутствуют, поскольку должны быть выражены среди полномочий органа (должностного лица) как прямые изъятия из его компетенции.
Предоставленная же законодателем возможность преодоления ненормативного акта в судебном порядке путем его изменения или отмены по решению суда представляет собой один из способов защиты прав и интересов третьих лиц, но не ограничивает сама по себе упомянутые полномочия компетентного органа (должностного лица).
Кроме того, и полномочия вышестоящего органа (должностного лица) по отмене (изменению) оспариваемого ненормативного акта нижестоящего органа (должностного лица) сами по себе не ограничивают компетенцию последнего изменить или отменить ранее изданный им приказ (ненормативный акт).
В ситуации, когда законом не предусмотрена отмена решения ФНС России другим вышестоящим налоговым органом, но ФНС России усматривает, что ранее вынесенное решение противоречит законодательству Российской Федерации, (в том числе изменившейся практике применения налоговых норм), ФНС России не только вправе, но и обязана вынести правильное решение.
Предусмотренное налоговым законодательством право налогового органа отменить решение нижестоящего налогового органа, не означает, что указанное полномочие (право ФНС России) не действует.
ФНС России не допущено превышение полномочий при вынесении решения.
Указание судом на неправомерность того факта, что оспариваемое решение налогового органа фактически только отменяет предыдущее и не содержит выводов относительно жалобы налогоплательщика, является необоснованным.
Решение N ММВ-21-9/151@ от 10.10.2012 принято ФНС России в порядке контроля за деятельностью налогового органа (нижестоящего должностного лица), то есть предметом рассмотрения руководителем ФНС России при вынесении указанного решения была не сама жалоба налогоплательщика, а правомерность выводов лица, вынесшего решение от имени ФНС России, по жалобе.
Таким образом, Решение ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-21-9/151 @ является правомерным и обоснованным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2013 и принять по делу новый судебный акт, отказав Рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2013 по делу N А40-148255/12-115-1035 отменить.
В удовлетворении требования Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы N ММВ-21-9/151@ от 10.10.2012 отказать.
Взыскать с Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина 1000 руб. по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ

Судьи
М.С.САФРОНОВА
Н.В.ДЕГТЯРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)