Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ненад И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Кузнецовой Г.М.
судей: Федоренко И.В., Шиповской Т.А.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года, которым в удовлетворении требований С. к МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области об оспаривании действий налогового органа, признании незаконными действий по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, указанных в требованиях N 383210 от 08 сентября 2011 года и N 383208 от 08 сентября 2011 года, признании безденежными к взысканию суммы налогов, указанных в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области об оспаривании действий налогового органа, признании действий незаконными.
В обоснование указал, что МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области было вынесено решение по результатам проведенной выездной налоговой проверки NN от 30 июня 2010 года о привлечении его к налоговой ответственности.
Согласно указанному решению ему было доначислено руб. по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу. Поскольку с данным решением он был не согласен, то уплату доначисленной суммы не производил. В связи с чем, МИФНС России N 9 по Волгоградской области было направлено требование N 28334 по состоянию на 12 октября 2010 года. Он не согласен с требованием, считает его незаконным, поскольку срок на взыскание налогов истек 02 мая 2011 года.
Также считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам в сумме руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания, а действия налогового органа по начислению пени по налогам, согласно требований N 383210 и N 383208, не соответствующими нормам действующего законодательства.
Просил признать незаконными, не соответствующими НК РФ действия МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, признать недействительными требованиями N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года, признать безнадежными к взысканию суммы налогов, указанные в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С. оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, считает, что оно постановлено с нарушением норм материального права, просит его отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав представителя С. - П.Н., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя МИ ФНС N 9 по Волгоградской области - П.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 14-13/4532 от 30.06.2010 г., С. привлечен к налоговой ответственности по ст. ст. 122, 126 НК РФ и ему предложено уплатить недоимку, пени, штрафы в срок до 30.06.2010 г., а также разъяснено право на обжалование данного решения.
Данное Решение С. обжаловано не было, вступило в законную силу, обязанность по уплате указанных сумм налога, пени, штрафа налогоплательщик не исполнил.
Поскольку доначисленные суммы подлежат уплате, С. были направлены требования N 28334 по состоянию на 12.10.2010 г., N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г., N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г.
Согласно требованию N 28334 по состоянию на 12.10.2010 г., за С. числилась задолженность по налогам в размере руб., по пене - в размере.; штрафам - руб. Указанная задолженность возникла в результате проведенной выездной налоговой проверки, согласно решению N 14-13/4532 от 30.06.2010 г.
Согласно требованию N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г. за С. числится задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС за 2006 г. в размере руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС за 2007 г. в размере руб., задолженность по пене в размере руб.
В требовании указано, что сумма налога в графе "Недоимка" при формировании требования только об уплате соответствующих сумм пеней, задолженность по налогу указывается "справочно" с указанием суммы недоимки, на которую начислены указанные пени. Таким образом, по требованию N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г. уплате подлежит только пеня в размере рублей, а сумма налога, составляющая рублей, на которую указанная пеня начислена, указана в требовании "справочно", для сведения налогоплательщика.
Согласно требованию N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. за С. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. в размере руб., по налогу на доходы физических лиц за 2006 г. в размере руб., по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. в размере руб., задолженность по пене в размере руб.
В требовании указано, что сумма налога в графе "Недоимка" при формировании требования только об уплате соответствующих сумм пеней, задолженность по налогу указывается "справочно", с указанием суммы недоимки, на которую начислены указанные пени. Таким образом, по требованию N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. уплате подлежит только пеня в размере рублей, а сумма налога, составляющая рублей, на которую указанная пеня начислена, указана в требовании "справочно", для сведения налогоплательщика.
Согласно требованиям N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. и N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г., налоговым органом было предложено налогоплательщику погасить задолженность по неуплаченной сумме пени в размере руб. и руб. в срок до 20.10.2011 г.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ судебное решение должно быть законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении требований С. о признании незаконными действий МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, признании недействительными требований N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года, суд первой инстанции указал, что налоговым органом не утрачена возможность взыскания задолженности по решению N 14-13/4532 от 30.06.2010 г., поскольку в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, в у С. имеется наличие задолженности по пени и обязанность по ее уплате.
Указанный вывод сделан судом с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 8 ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц" налог на имущество подлежит уплате в два срока равными частями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода.
Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц возникла у С. за 2006-2008 год. При этом, МИ ФНС N 9 не оспаривает факт невозможности взыскания с С. суммы долга по налогам за указанный период в принудительном порядке в связи с истечением срока для взыскания.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога, согласно ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период до 01 января 2007 года), должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, действующей с 01 января 2007 года, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Между тем, требование об уплате налога за период с 2006 по 2008 год С. в установленный законом срок после наступления срока уплаты налога за указанный налоговый период не направлялось. Данные об этом в материалах дела отсутствуют. Несоблюдение указанного срока в данном случае не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Таким образом, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах в настоящее время налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2006-2008 годы, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для направления С. требований об уплате суммы пени, в связи с чем решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требований о признания незаконными действий налогового органа по начислению пени не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а по делу следует постановить новое решение об удовлетворении требований С. в указанной части.
Поскольку действия налогового органа по начислению пени признаны судом незаконными, то решения о признании требований N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года - не требуется.
В части отказа в удовлетворении требований С. о признании безнадежными ко взысканию суммы налогов, указанных в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года, решение Краснооктябрьского районного суда от 23 января 2012 года является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
- Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393 "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию.
Согласно п. 3 данного Приказа решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Согласно Приложению N 2 к Приказу при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию налогоплательщик должен приложить к заявлению: а) копию вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; б) справку налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Таким образом, суд общей юрисдикции не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, а относится к числу органов, в компетенцию которого входит принятие решения вынесенного по итогам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные ненормативные правовые акты, решения, действия, бездействия органа публичной администрации.
Как следует из материалов дела, С. не обращался в налоговый орган с заявлением о признании суммы безнадежной к взысканию. А сам суд не может понуждать налоговый орган принять решение о списании сумм недоимки и пени, поскольку он не наделен правом по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года в части отказа в удовлетворении требований С. о признании незаконными действий МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу - отменить, принять в указанной части новое решение.
Признать незаконными действия МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению С. пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
В остальной части Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.03.2012 N 33-3177/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. N 33-3177/2012
Судья: Ненад И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Кузнецовой Г.М.
судей: Федоренко И.В., Шиповской Т.А.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года, которым в удовлетворении требований С. к МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области об оспаривании действий налогового органа, признании незаконными действий по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, указанных в требованиях N 383210 от 08 сентября 2011 года и N 383208 от 08 сентября 2011 года, признании безденежными к взысканию суммы налогов, указанных в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области об оспаривании действий налогового органа, признании действий незаконными.
В обоснование указал, что МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области было вынесено решение по результатам проведенной выездной налоговой проверки NN от 30 июня 2010 года о привлечении его к налоговой ответственности.
Согласно указанному решению ему было доначислено руб. по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу. Поскольку с данным решением он был не согласен, то уплату доначисленной суммы не производил. В связи с чем, МИФНС России N 9 по Волгоградской области было направлено требование N 28334 по состоянию на 12 октября 2010 года. Он не согласен с требованием, считает его незаконным, поскольку срок на взыскание налогов истек 02 мая 2011 года.
Также считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам в сумме руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания, а действия налогового органа по начислению пени по налогам, согласно требований N 383210 и N 383208, не соответствующими нормам действующего законодательства.
Просил признать незаконными, не соответствующими НК РФ действия МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, признать недействительными требованиями N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года, признать безнадежными к взысканию суммы налогов, указанные в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С. оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, считает, что оно постановлено с нарушением норм материального права, просит его отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав представителя С. - П.Н., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя МИ ФНС N 9 по Волгоградской области - П.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 14-13/4532 от 30.06.2010 г., С. привлечен к налоговой ответственности по ст. ст. 122, 126 НК РФ и ему предложено уплатить недоимку, пени, штрафы в срок до 30.06.2010 г., а также разъяснено право на обжалование данного решения.
Данное Решение С. обжаловано не было, вступило в законную силу, обязанность по уплате указанных сумм налога, пени, штрафа налогоплательщик не исполнил.
Поскольку доначисленные суммы подлежат уплате, С. были направлены требования N 28334 по состоянию на 12.10.2010 г., N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г., N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г.
Согласно требованию N 28334 по состоянию на 12.10.2010 г., за С. числилась задолженность по налогам в размере руб., по пене - в размере.; штрафам - руб. Указанная задолженность возникла в результате проведенной выездной налоговой проверки, согласно решению N 14-13/4532 от 30.06.2010 г.
Согласно требованию N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г. за С. числится задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС за 2006 г. в размере руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС за 2007 г. в размере руб., задолженность по пене в размере руб.
В требовании указано, что сумма налога в графе "Недоимка" при формировании требования только об уплате соответствующих сумм пеней, задолженность по налогу указывается "справочно" с указанием суммы недоимки, на которую начислены указанные пени. Таким образом, по требованию N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г. уплате подлежит только пеня в размере рублей, а сумма налога, составляющая рублей, на которую указанная пеня начислена, указана в требовании "справочно", для сведения налогоплательщика.
Согласно требованию N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. за С. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. в размере руб., по налогу на доходы физических лиц за 2006 г. в размере руб., по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. в размере руб., задолженность по пене в размере руб.
В требовании указано, что сумма налога в графе "Недоимка" при формировании требования только об уплате соответствующих сумм пеней, задолженность по налогу указывается "справочно", с указанием суммы недоимки, на которую начислены указанные пени. Таким образом, по требованию N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. уплате подлежит только пеня в размере рублей, а сумма налога, составляющая рублей, на которую указанная пеня начислена, указана в требовании "справочно", для сведения налогоплательщика.
Согласно требованиям N 383208 по состоянию на 08.09.2011 г. и N 383210 по состоянию на 08.09.2011 г., налоговым органом было предложено налогоплательщику погасить задолженность по неуплаченной сумме пени в размере руб. и руб. в срок до 20.10.2011 г.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ судебное решение должно быть законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении требований С. о признании незаконными действий МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, признании недействительными требований N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года, суд первой инстанции указал, что налоговым органом не утрачена возможность взыскания задолженности по решению N 14-13/4532 от 30.06.2010 г., поскольку в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, в у С. имеется наличие задолженности по пени и обязанность по ее уплате.
Указанный вывод сделан судом с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 8 ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц" налог на имущество подлежит уплате в два срока равными частями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода.
Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц возникла у С. за 2006-2008 год. При этом, МИ ФНС N 9 не оспаривает факт невозможности взыскания с С. суммы долга по налогам за указанный период в принудительном порядке в связи с истечением срока для взыскания.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога, согласно ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период до 01 января 2007 года), должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, действующей с 01 января 2007 года, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Между тем, требование об уплате налога за период с 2006 по 2008 год С. в установленный законом срок после наступления срока уплаты налога за указанный налоговый период не направлялось. Данные об этом в материалах дела отсутствуют. Несоблюдение указанного срока в данном случае не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Таким образом, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах в настоящее время налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2006-2008 годы, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для направления С. требований об уплате суммы пени, в связи с чем решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требований о признания незаконными действий налогового органа по начислению пени не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а по делу следует постановить новое решение об удовлетворении требований С. в указанной части.
Поскольку действия налогового органа по начислению пени признаны судом незаконными, то решения о признании требований N 383210 и N 383208 от 08 сентября 2011 года - не требуется.
В части отказа в удовлетворении требований С. о признании безнадежными ко взысканию суммы налогов, указанных в решении МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области N 14-13/4532 от 30 июня 2010 года, решение Краснооктябрьского районного суда от 23 января 2012 года является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
- Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393 "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию.
Согласно п. 3 данного Приказа решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Согласно Приложению N 2 к Приказу при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию налогоплательщик должен приложить к заявлению: а) копию вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; б) справку налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Таким образом, суд общей юрисдикции не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, а относится к числу органов, в компетенцию которого входит принятие решения вынесенного по итогам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные ненормативные правовые акты, решения, действия, бездействия органа публичной администрации.
Как следует из материалов дела, С. не обращался в налоговый орган с заявлением о признании суммы безнадежной к взысканию. А сам суд не может понуждать налоговый орган принять решение о списании сумм недоимки и пени, поскольку он не наделен правом по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года в части отказа в удовлетворении требований С. о признании незаконными действий МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу - отменить, принять в указанной части новое решение.
Признать незаконными действия МИ ФНС N 9 по Волгоградской области по начислению С. пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
В остальной части Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 23 января 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)