Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Маркова Н.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Сорокиной Л.А., Сокол Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 19 по Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июня 2011 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление М.
Признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., судебная коллегия,
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование своих требований М. указывал, что МИ ФНС России N 19 по Самарской области проводилась камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ за 2009 года, в результате которой был составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение N от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Однако фактически налоговая декларация М. была предоставлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равна ноль рублей.
Поэтому он полагал, что налоговым органом при определении размера штрафа применен неверный принцип расчета, что повлекло необоснованное наложение на заявителя штрафа в размере 1000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области просит решение отменить, считая его незаконным, необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Из материалов дела видно, что МИ ФНС России N 19 по Самарской области проводилась камеральная проверка налоговой декларации "Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ" за 2009 года, представленной налогоплательщиком М.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что по результатам 2009 года налоговая декларация о доходах физических лиц за 2009 год налогоплательщиком предоставлена позже срока установленного Налоговым кодексом РФ.
По результатам проверки принято оспариваемое заявителем решение о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, то есть за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета. Размер штрафа, подлежащего уплате заявителем, по мнению налогового органа, составляет 1 000 рублей.
Суд, давая анализ норм ст. 23, 80, 119 НК РФ делает правильный вывод о том, что базой для определения суммы штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация, а так как сумма налога, подлежащего уплате заявителем, составляет ноль рублей, то и сумма штрафа, подлежащего уплате заявителем, также равна нулю.
Относительно-определенный размер штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, напрямую зависит от величины неуплаченного налога, то есть от величины ущерба, фактически причиненного бюджету, однако такой ущерб заявителем причинен не был, поскольку сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равнялась нулю.
Поэтому судом обоснованно признано незаконным решение N от 01.04.2011 года о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Довод кассационной жалобы о досудебном порядке урегулирования налоговых споров, основании на неправильном понимании норм процессуального права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
При этом гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Довод кассационной жалобы, что минимальный размер штрафа в отношении заявителя, предусмотренный санкцией ст. 119 НК РФ, составляет 1000 рублей, не доказан МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области, поскольку соразмерность наказания тяжести совершенного правонарушения и причиненным вредным последствиям является важным принципом налоговой ответственности. Законодатель установил различные виды санкций за совершение налоговых правонарушений: относительно определенные за совершение материальных составов налоговых правонарушений (в процентном отношении к сумме неуплаченного налога, к налоговой базе и др.) и абсолютно определенные за совершение формальных составов налоговых правонарушений, то есть установленные в твердом денежном выражении. Минимальный размер в 1000 рублей может расцениваться в качестве нижнего предела штрафа лишь в случае, если сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, превышает 0 рублей, то есть в случае причинения ущерба бюджету.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июня 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы РФ N 19 по Самарской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8526/11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2011 г. по делу N 33-8526/11
Судья Маркова Н.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Сорокиной Л.А., Сокол Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 19 по Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июня 2011 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление М.
Признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., судебная коллегия,
установила:
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование своих требований М. указывал, что МИ ФНС России N 19 по Самарской области проводилась камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ за 2009 года, в результате которой был составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение N от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Однако фактически налоговая декларация М. была предоставлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равна ноль рублей.
Поэтому он полагал, что налоговым органом при определении размера штрафа применен неверный принцип расчета, что повлекло необоснованное наложение на заявителя штрафа в размере 1000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области просит решение отменить, считая его незаконным, необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Из материалов дела видно, что МИ ФНС России N 19 по Самарской области проводилась камеральная проверка налоговой декларации "Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ" за 2009 года, представленной налогоплательщиком М.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что по результатам 2009 года налоговая декларация о доходах физических лиц за 2009 год налогоплательщиком предоставлена позже срока установленного Налоговым кодексом РФ.
По результатам проверки принято оспариваемое заявителем решение о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, то есть за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета. Размер штрафа, подлежащего уплате заявителем, по мнению налогового органа, составляет 1 000 рублей.
Суд, давая анализ норм ст. 23, 80, 119 НК РФ делает правильный вывод о том, что базой для определения суммы штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация, а так как сумма налога, подлежащего уплате заявителем, составляет ноль рублей, то и сумма штрафа, подлежащего уплате заявителем, также равна нулю.
Относительно-определенный размер штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, напрямую зависит от величины неуплаченного налога, то есть от величины ущерба, фактически причиненного бюджету, однако такой ущерб заявителем причинен не был, поскольку сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равнялась нулю.
Поэтому судом обоснованно признано незаконным решение N от 01.04.2011 года о привлечении М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Довод кассационной жалобы о досудебном порядке урегулирования налоговых споров, основании на неправильном понимании норм процессуального права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
При этом гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Довод кассационной жалобы, что минимальный размер штрафа в отношении заявителя, предусмотренный санкцией ст. 119 НК РФ, составляет 1000 рублей, не доказан МИ ФНС РФ N 19 по Самарской области, поскольку соразмерность наказания тяжести совершенного правонарушения и причиненным вредным последствиям является важным принципом налоговой ответственности. Законодатель установил различные виды санкций за совершение налоговых правонарушений: относительно определенные за совершение материальных составов налоговых правонарушений (в процентном отношении к сумме неуплаченного налога, к налоговой базе и др.) и абсолютно определенные за совершение формальных составов налоговых правонарушений, то есть установленные в твердом денежном выражении. Минимальный размер в 1000 рублей может расцениваться в качестве нижнего предела штрафа лишь в случае, если сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, превышает 0 рублей, то есть в случае причинения ущерба бюджету.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июня 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы РФ N 19 по Самарской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)