Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2012 N 33А-2863/2012

Разделы:
Акцизы; Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Таможенное декларирование и оформление; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Органы управления таможенными делами; Таможенные платежи; Таможенный контроль, досмотр

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. N 33а-2863/2012


Судья Орлова В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Пучковой Л.В.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2012 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда О., объяснения представителя Центральной акцизной таможни С.М. поддержавшей доводы жалобы, возражения С.В. и его представителя - Б.,

установила:

С.В. обратился в Сосновоборский городской суд с заявлением о признании действий таможенного органа - Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), связанных с определением в качестве даты изготовления транспортного средства <марка> с VIN N 2006 г., а не 2008 г., незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя.
В обоснование требований С.В. указал, что 05.10.2011 г. он на территорию России ввез указанное транспортное средство и 06.10.2011 г. предоставил в таможенный пост для таможенного оформления и выдачи ПТС, в ходе которого возник вопрос о дате выпуска транспортного средства. В документах, подтверждающих регистрацию в государстве предыдущей регистрации указан 2008 г. Согласно обжалуемому решению датой изготовления транспортного средства является 2006 г., что нарушает его права и интересы, так как в этом случае ему необходимо уплатить таможенную пошлину по максимальной ставке 5,7 Евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, а не 3,6 Евро за 1 куб. см. В настоящее время транспортное средство помещено на склад временного хранения.
В суде заявитель и его представитель предъявленные требования поддержали по основаниям указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в суде заявление признал необоснованным, указав, что письмо от 30.11.2011 г. является ответом на заявление С.В., который таможенную декларацию с целью декларирования транспортного средства в таможенный орган не направил и не вступал с таможенным органом в правоотношения. Письмо не возлагает на С.В. какую-либо обязанность и не нарушает его права и свободы.
20 апреля 2012 г. Сосновоборским городским судом постановлено решение, которым заявление С.В. удовлетворено, действия таможенного органа - Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), связанные с определением в качестве даты изготовления транспортного средства <марка> с VIN N 2006, а не 2008 г., признаны незаконными.
Центральная акцизная таможня Федеральной таможенной службы не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, в обоснование указав доводы аналогичные возражениям по заявлению.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда признает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Материалами дела подтверждается, что С.В. 06.10.2011 г. ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль <марка> в качестве товара для личного пользования, подлежащий таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, с целью последующего обращения на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению.
Из объяснений С.В. следует, что до помещения автомобиля под таможенные процедуры на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) и до разрешения возникшего спора, автомобиль был размещен на временное хранение на склад временного хранения.
Согласно ст. 179, ст. 203, п. 3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В силу п. 1 ст. 186 и ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза: имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки. При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза. Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 г. предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение.
Из материалов дела следует, что 10.11.2011 г. С.В. обратился к начальнику Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) с письменным заявлением в котором указал на то, что при подготовке автомобиля для таможенных процедур выявились разночтения в определении даты выпуска автомобиля, имеющего два VIN номера: от <...> - аннулированный, и от <А.> - действующий, при котором автомобиль будет поставлен на учет и по которому будут исчисляться транспортные налоги.
Согласно письму заместителя начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) от 30.11.2011 г. о направлении информации С.В., последнему в ответ на заявление от 14.10.2011 г. сообщается, что согласно полученной информации транспортное средство было выпущено заводом-изготовителем (ALPINA, Германия) не позднее первой половины 2006 г. и автомобиль подлежит таможенному оформлению с уплатой ставки таможенной пошлины как в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3, но не более 5 лет - 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объеме двигателя (рабочий объем двигателя которого составляет более 3000 куб. см).
Согласно ч. 1 ст. 254 и ст. 256 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Материалами дела подтверждается, что фактически С.В. во властные отношения с таможенным органом по таможенному декларированию товара и уплате таможенных платежей не вступал.
С.В. для помещения товара под таможенную процедуру, как декларант, таможенную декларацию в таможенный орган для ее регистрации не подавал и не получал отказ в регистрации таможенной декларации.
Соответствующая обязанность по уплате таможенных платежей у С.В. также не возникала.
Письмо заместителя начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) от 30.11.2011 г. носит информационный характер, не возлагает на С.В. какой-либо обязанности и не является обязательным к исполнению решением таможенного органа об определении даты (года) выпуска (изготовления) транспортного средства, как 2006 г.
При этом в силу таможенного законодательства таможенная декларация до предъявления ее для регистрации должностному лицу таможенного органа, заполняется непосредственно декларантом, с внесением в нее, в том числе сведений о годе (дате) изготовления (выпуска) транспортного средства, то есть о годе (дате) соответствующей, по мнению декларанта, действительности.
В данном случае может быть обжалован отказ в регистрации таможенной декларации, который согласно п. 11 Инструкции о порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. N 262, п. 5 и 6 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа, или же возможное решение таможенного органа о признании недействительной даты (года) выпуска (изготовления) транспортного средства, влияющей на определение размера ставок таможенной пошлины.
Таким образом, письмо от <...> не является решением таможенного органа в результате которого: нарушены права и свободы заявителя; созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод; на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При таких обстоятельствах суд был не вправе принимать решение об удовлетворении заявления С.В. и признании незаконными действий таможенного органа - Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), связанных с определением в письме от 30.11.2011 г. в качестве даты изготовления транспортного средства <марка> с VIN N 2006 г., а не 2008 г.
Решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права подлежит отмене, а соответствующее заявление С.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления С.В. о признании действий таможенного органа - Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), связанных с определением в качестве даты изготовления транспортного средства <марка> с VIN N 2006 г., а не 2008 г., незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)