Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кондрашихин В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я. на решение Вологодского городского суда от 22 февраля 2012 года, которым отказано в иске прокурору г. Вологды, действующего в интересах Я., к МАУ "Учсервис" о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Я. принята на работу в МАУ "Учсервис" на должность ... на основании трудового договора N ... от <...> на ... ставки, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере ... рублей при условии выполнения нормы убираемой площади ... кв. м (л.д. ...). Районный коэффициент начисляется на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ.
Со ссылкой на противоречие статьям 315 - 316 Трудового кодекса Российской Федерации начисления районного коэффициента до доплаты заработка Я. до размера МРОТа, <...> прокурор г. Вологды обратился в суд с иском к МАУ "Учсервис" о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование требований указал, что Я. получает заработную плату равную МРОТ за вычетом НДФЛ, а районный коэффициент в размере 15% ей не выплачивается. Всего за ... месяцев ... года ей не доначислено ... рублей.
Просит обязать МАУ "Учсервис" доначислить Я. заработную плату за ... месяцев ... года в размере ... рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологда Григорова С.Г. исковые требования поддержала, просила обязать МАУ "Учсервис" доначислить Я. заработную плату за три года в части взыскания районного коэффициента. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды. Суду пояснила, что в данном случае можно по аналогии применить главу 50 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующую особенности оплаты труда при работе в районах Крайнего Севера.
Истец Я. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в предыдущих судебных заседаниях поддерживала исковые требования.
Представитель ответчика МАУ "Учсервис" по доверенности Л. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснил, что все выплаты Я. производились на основании заключенного трудового договора в установленном законом порядке, в том числе и районный коэффициент. Аналогия начисления заработной платы по работе в условиях Крайнего Севера неприменима, поскольку статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлены общие условия оплаты труда.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Я. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности ввиду неправильного применения судом норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что районный коэффициент не является составной частью заработной платы и начисляется сверх ее размера.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что Я. работает в МАУ "Учсервис" ... на основании трудового договора N ... от <...> на ... ставки, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере ... рублей при условии выполнения нормы убираемой площади ... кв. м (л.д. ...). При этом районный коэффициент начисляется на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Введенный на территории города Вологды Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области" с районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в размере 1,15 нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются.
Учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия признает правильным порядок начисления заработной платы Я., устанавливающий начисление районного коэффициента на заработную плату истца без учета гарантированной законодателем доплаты до МРОТ, поскольку доплата заработной платы до МРОТ законодательством в качестве составляющей части заработной платы не указана.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые нашли отражение и правильную оценку в решении суда. Выводы, сделанные судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 22 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.05.2012 N 33-2098/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. N 33-2098/2012
Судья Кондрашихин В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я. на решение Вологодского городского суда от 22 февраля 2012 года, которым отказано в иске прокурору г. Вологды, действующего в интересах Я., к МАУ "Учсервис" о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Я. принята на работу в МАУ "Учсервис" на должность ... на основании трудового договора N ... от <...> на ... ставки, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере ... рублей при условии выполнения нормы убираемой площади ... кв. м (л.д. ...). Районный коэффициент начисляется на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ.
Со ссылкой на противоречие статьям 315 - 316 Трудового кодекса Российской Федерации начисления районного коэффициента до доплаты заработка Я. до размера МРОТа, <...> прокурор г. Вологды обратился в суд с иском к МАУ "Учсервис" о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование требований указал, что Я. получает заработную плату равную МРОТ за вычетом НДФЛ, а районный коэффициент в размере 15% ей не выплачивается. Всего за ... месяцев ... года ей не доначислено ... рублей.
Просит обязать МАУ "Учсервис" доначислить Я. заработную плату за ... месяцев ... года в размере ... рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологда Григорова С.Г. исковые требования поддержала, просила обязать МАУ "Учсервис" доначислить Я. заработную плату за три года в части взыскания районного коэффициента. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды. Суду пояснила, что в данном случае можно по аналогии применить главу 50 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующую особенности оплаты труда при работе в районах Крайнего Севера.
Истец Я. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в предыдущих судебных заседаниях поддерживала исковые требования.
Представитель ответчика МАУ "Учсервис" по доверенности Л. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснил, что все выплаты Я. производились на основании заключенного трудового договора в установленном законом порядке, в том числе и районный коэффициент. Аналогия начисления заработной платы по работе в условиях Крайнего Севера неприменима, поскольку статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлены общие условия оплаты труда.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Я. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности ввиду неправильного применения судом норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что районный коэффициент не является составной частью заработной платы и начисляется сверх ее размера.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что Я. работает в МАУ "Учсервис" ... на основании трудового договора N ... от <...> на ... ставки, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере ... рублей при условии выполнения нормы убираемой площади ... кв. м (л.д. ...). При этом районный коэффициент начисляется на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Введенный на территории города Вологды Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области" с районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в размере 1,15 нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются.
Учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия признает правильным порядок начисления заработной платы Я., устанавливающий начисление районного коэффициента на заработную плату истца без учета гарантированной законодателем доплаты до МРОТ, поскольку доплата заработной платы до МРОТ законодательством в качестве составляющей части заработной платы не указана.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые нашли отражение и правильную оценку в решении суда. Выводы, сделанные судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 22 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)