Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Изменение трудового договора; Трудовые отношения; Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор; Заключение трудового договора
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Леонова И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Соколовой М.В., Белозеровой Л.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш., на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 марта 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды, действующему в интересах Ш., отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения Ш., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия
установила:
прокуратурой г. Вологды проведена проверка соблюдения трудового законодательства муниципальным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N ..." (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ...")
В ходе проверки установлено, что <...> между МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." и Ш. заключен трудовой договор. На основании приказа от <...> N ... Ш. принята на работу на должность гардеробщицы.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от <...> в связи с принятием постановления главы города Вологды от 30 октября 2009 года N 5730 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, финансовое обеспечение которых относится к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации (с последующими изменениями)" изменен пункт ... трудового договора, в силу которого Ш. с устанавливается минимальный размер должностного оклада в размере ... рублей ... копеек, размер отраслевого коэффициента ... выплаты компенсационного характера - ...% за работу в местности с особыми климатическими условиями.
При этом начисление районного коэффициента Ш. происходит на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме осуществляется доплата до минимального размера оплаты труда, что противоречит положениям трудового законодательства.
Со ссылкой на нарушение трудовых прав Ш., прокурор города Вологды обратился в суд с иском в интересах Ш., просил обязать МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." доначислить Ш., заработную плату за ... месяцев ... года в размере ... рублей ... копейки, с данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Григорова С.Г. и истец Ш. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." В. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что заработная плата работников финансируется из областного бюджета и устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица МКУ "Централизованная бухгалтерия, обслуживающая муниципальные образовательные учреждения города Вологды" по доверенности З. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что нарушений трудового законодательства при начислении Ш. заработной платы не допущено.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права. Указывает, что заявленные ею требования являются обоснованными.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Ш. состоит в трудовых отношениях с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." и со <...> работает гардеробщицей с должностным окладом в размере ... рублей ... копеек, на который начисляется отраслевой коэффициент ... выплаты компенсационного характера - ...% за работу в местности с особыми климатическими условиями.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В то же время, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, введенный на территории города Вологды Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области" с 01.07.1992 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в размере ... нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются.
Учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что начисление заработной платы Ш. произведено в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш., - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2012 N 33-2230/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Изменение трудового договора; Трудовые отношения; Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор; Заключение трудового договора
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. N 33-2230/2012
Судья Леонова И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Соколовой М.В., Белозеровой Л.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш., на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 марта 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды, действующему в интересах Ш., отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения Ш., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия
установила:
прокуратурой г. Вологды проведена проверка соблюдения трудового законодательства муниципальным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N ..." (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ...")
В ходе проверки установлено, что <...> между МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." и Ш. заключен трудовой договор. На основании приказа от <...> N ... Ш. принята на работу на должность гардеробщицы.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от <...> в связи с принятием постановления главы города Вологды от 30 октября 2009 года N 5730 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, финансовое обеспечение которых относится к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации (с последующими изменениями)" изменен пункт ... трудового договора, в силу которого Ш. с устанавливается минимальный размер должностного оклада в размере ... рублей ... копеек, размер отраслевого коэффициента ... выплаты компенсационного характера - ...% за работу в местности с особыми климатическими условиями.
При этом начисление районного коэффициента Ш. происходит на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме осуществляется доплата до минимального размера оплаты труда, что противоречит положениям трудового законодательства.
Со ссылкой на нарушение трудовых прав Ш., прокурор города Вологды обратился в суд с иском в интересах Ш., просил обязать МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." доначислить Ш., заработную плату за ... месяцев ... года в размере ... рублей ... копейки, с данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Григорова С.Г. и истец Ш. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." В. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что заработная плата работников финансируется из областного бюджета и устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица МКУ "Централизованная бухгалтерия, обслуживающая муниципальные образовательные учреждения города Вологды" по доверенности З. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что нарушений трудового законодательства при начислении Ш. заработной платы не допущено.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права. Указывает, что заявленные ею требования являются обоснованными.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Ш. состоит в трудовых отношениях с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N ..." и со <...> работает гардеробщицей с должностным окладом в размере ... рублей ... копеек, на который начисляется отраслевой коэффициент ... выплаты компенсационного характера - ...% за работу в местности с особыми климатическими условиями.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В то же время, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, введенный на территории города Вологды Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области" с 01.07.1992 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в размере ... нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются.
Учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что начисление заработной платы Ш. произведено в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш., - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)