Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Бузмакова С.С. при секретаре Н.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Зарубина А.С., представителей Правительства Пермского края К1., К2., рассмотрел 16 августа 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п),
Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2012 года N 727-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (далее - Постановление).
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 7 и пункта 10 названного Постановления.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что пунктом 10 Постановления определено, что данный нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 7 Постановления кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением, применяется для целей налогообложения.
С учетом изложенного, при определении порядка вступления в силу указанного Постановления должны соблюдаться установленные статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) единые правила вступления в силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов в налоговой сфере.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данное правило распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Таким образом, пункт 10 Постановления, в частности фраза "но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования", не соответствует требованиям пунктов 1, 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, абзац второй пункта 7 Постановления устанавливает, что кадастровая стоимость, утвержденная настоящим Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2010 года.
Поскольку Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, возникает неясность, за какой налоговый период (2010, 2011, 2012 или 2013 год) при исчислении земельного налога будет применяться утвержденная данным Постановлением кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Таким образом, абзац второй пункта 7 Постановления не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1, пункта 6 статьи 3, пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
В силу положений подпунктов 3, 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт изменяет определенное данным Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом, иным образом противоречит общим началам и(или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представители Правительства Пермского края К1. и К2., действующие на основании доверенностей, заявили ходатайство о прекращении производства по делу, так как оспариваемое первым заместителем прокурора Пермского края Постановление является недействующим, поскольку оно вступает в силу с 1 января 2013 года (пункт 10 Постановления). Участвующий в деле прокурор Пермской краевой прокуратуры Зарубин А.С. пояснил, что оставляет разрешение заявленного представителями заинтересованного лица ходатайства на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу второму статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
Пунктом 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п) установлено, что настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Первоначальный текст Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п вместе с приложениями был опубликован 17 октября 2011 года в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 и специальных выпусках (части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15).
Постановление Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48, 05 декабря 2011 года.
Принимая во внимание, что оспариваемый первым заместителем прокурора Пермского края нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2013 года и на день рассмотрения настоящего дела является недействующим, он не порождает правовых последствий и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц, в связи с чем ходатайство представителей заинтересованного лица является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному абзацем вторым статьи 220 ГПК Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
прекратить производство по делу по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п).
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление прокурором в течение пятнадцати дней к апелляционном порядке в Пермский краевой суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.08.2012 ПО ДЕЛУ N 3-155-2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. по делу N 3-155-2012
Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Бузмакова С.С. при секретаре Н.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Зарубина А.С., представителей Правительства Пермского края К1., К2., рассмотрел 16 августа 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п),
установил:
Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2012 года N 727-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (далее - Постановление).
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 7 и пункта 10 названного Постановления.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что пунктом 10 Постановления определено, что данный нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 7 Постановления кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением, применяется для целей налогообложения.
С учетом изложенного, при определении порядка вступления в силу указанного Постановления должны соблюдаться установленные статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) единые правила вступления в силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов в налоговой сфере.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данное правило распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Таким образом, пункт 10 Постановления, в частности фраза "но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования", не соответствует требованиям пунктов 1, 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, абзац второй пункта 7 Постановления устанавливает, что кадастровая стоимость, утвержденная настоящим Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2010 года.
Поскольку Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, возникает неясность, за какой налоговый период (2010, 2011, 2012 или 2013 год) при исчислении земельного налога будет применяться утвержденная данным Постановлением кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Таким образом, абзац второй пункта 7 Постановления не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1, пункта 6 статьи 3, пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
В силу положений подпунктов 3, 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт изменяет определенное данным Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом, иным образом противоречит общим началам и(или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представители Правительства Пермского края К1. и К2., действующие на основании доверенностей, заявили ходатайство о прекращении производства по делу, так как оспариваемое первым заместителем прокурора Пермского края Постановление является недействующим, поскольку оно вступает в силу с 1 января 2013 года (пункт 10 Постановления). Участвующий в деле прокурор Пермской краевой прокуратуры Зарубин А.С. пояснил, что оставляет разрешение заявленного представителями заинтересованного лица ходатайства на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу второму статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
Пунктом 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п) установлено, что настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Первоначальный текст Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п вместе с приложениями был опубликован 17 октября 2011 года в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 и специальных выпусках (части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15).
Постановление Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48, 05 декабря 2011 года.
Принимая во внимание, что оспариваемый первым заместителем прокурора Пермского края нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2013 года и на день рассмотрения настоящего дела является недействующим, он не порождает правовых последствий и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц, в связи с чем ходатайство представителей заинтересованного лица является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному абзацем вторым статьи 220 ГПК Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
прекратить производство по делу по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 10 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 1 декабря 2011 года N 985-п).
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление прокурором в течение пятнадцати дней к апелляционном порядке в Пермский краевой суд.
Судья
БУЗМАКОВ С.С.
БУЗМАКОВ С.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)