Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Швецов С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей: Шелудько В.В., Пегушина В.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя К. В. на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
К. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий ИФНС по Кореновскому району. В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2010 года ее доверитель получила уведомление, датированное 21.04.2010 года из ИФНС России по Кореновскому району, их которого следовало, что ей необходимо исполнить обязанности, предусмотренные ст. 23 и ст. 80 ч. 1 НК РФ, а также ч. 2 ст. 229 НК РФ о предоставлении ею налоговой декларации о доходах физических лиц за 2007 - 2009 г.г. Как следует из текста уведомления, субсидии, предусмотренные Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края", и выделенные из средств краевого бюджета на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства, на услуги по искусственному осеменению с\\х животных, на закладку и работы по уходу и выращиванию винограда, выращивание садов, строительство теплиц для выращивания овощей защитного грунта, подлежат, по мнению Инспекции ФНС России по Кореновскому району, налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. В п. 13 ст. 217 НК РФ указано о доходах налогоплательщиков, получаемых от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающим, что продукция выращена на принадлежащем ему земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства. Ее доверитель с целью выполнения продовольственной программы, в убыток себе за указанный период 2007 - 2009 г.г. реализовывал в заготовительные организации молочную продукцию по фиксированным ценам (хотя мог реализовывать ее в розницу). Выплаченные ей субсидии со стороны администрации Краснодарского края и на половину не покрывают тех расходов, которые несла ее доверитель по производству молочной продукции. Требования ИФНС по Кореновскому району к ее доверителю о предоставлении деклараций имеют своей целью налоговое обложение мизерных доходов ее доверителя, что фактически дискредитирует цели и задачи продовольственной программы, в которой она участвовала.
Обжалуемым решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года в удовлетворении заявления К. отказано.
В кассационной жалобе представитель К. В. просит решение суда отменить, как незаконное.
В возражении на кассационную жалобу начальник ИФНС по Кореновскому району Л. просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ИФНС РФ по Краснодарскому краю П. и С., просивших решение суда оставить без изменения, проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции, в интересах законности, вправе проверить решение суда в полном объеме.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципальным образованиям края для осуществления ими субсидирования, в частности: части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края; части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края; затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 Кодекса.
В силу п. 3 данной статьи установлено, что доходы налогоплательщиков, полученные от реализации продукции животноводства сельскохозяйственной продукции, выращенными в личных подсобных хозяйствах, на территории РФ, как в натуральном, так и в переработанном виде, не подлежат налогообложению. Субсидии, получаемые указанными лицами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства не могут рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 Кодекса и подлежат налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Согласно положениям ст. 228 и 229 Кодекса, физические лица, получившие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют сумму налога и представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данная позиция разъяснена Письмом Минфина РФ N 03-04-05-01/994 от 15.12.2009 по вопросу налогообложения выплаты из средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 N 49, а также Письмами ФНС России от 07.06.2009 N ШС-17-3/360, от 09.06.2010 N АС-07-9/89 "О налогообложении субсидий на развитие ЛПХ".
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П, от 19.06.2002 N 11-П и от 27.05.2003 N 9-П указывает, что освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Согласно положению подпункта 7 пункта 1 статьи 208 Налогового Кодекса РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком от источников в Российской федерации относятся пенсии, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.
Таким образом, предоставленные налогоплательщику на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов субсидии любого вида, в том числе и на развитие личного подсобного хозяйства, являются доходом и в соответствии со статьей 209 НК РФ, объектом налогообложения Налогом на доходы физических лиц.
Ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
В силу п. 3 данной статьи законодатель установил исчерпывающий перечень освобождаемых от налогообложения доходов, связанных с получением от государства компенсационных выплат, к числу которых не относятся субсидии, предоставляемые в соответствии Законом Краснодарского края от 25.05.2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края".
Таким образом, налоговое уведомление, направленное заявителю, информирует налогоплательщика о законной необходимости подачи декларации по налогу на доходы физических лиц за период 2007 - 2009 г.г.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что ИФНС РФ по Кореновскому району руководствовалась в данном случае нормами действующего законодательства Российской Федерации, в том числе с разъяснениями вышестоящего налогового органа и Министерства Финансов Российской Федерации. При этом штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством за несвоевременную подачу декларации в данном случае могут быть сведены до минимума на основании ст. 212 НК РФ.
При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления К.
Решение суда принято с учетом обстоятельств дела, представленных доказательств и требований закона, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-5458/11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2011 г. по делу N 33-5458/11
Судья - Швецов С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей: Шелудько В.В., Пегушина В.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя К. В. на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий ИФНС по Кореновскому району. В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2010 года ее доверитель получила уведомление, датированное 21.04.2010 года из ИФНС России по Кореновскому району, их которого следовало, что ей необходимо исполнить обязанности, предусмотренные ст. 23 и ст. 80 ч. 1 НК РФ, а также ч. 2 ст. 229 НК РФ о предоставлении ею налоговой декларации о доходах физических лиц за 2007 - 2009 г.г. Как следует из текста уведомления, субсидии, предусмотренные Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края", и выделенные из средств краевого бюджета на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства, на услуги по искусственному осеменению с\\х животных, на закладку и работы по уходу и выращиванию винограда, выращивание садов, строительство теплиц для выращивания овощей защитного грунта, подлежат, по мнению Инспекции ФНС России по Кореновскому району, налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. В п. 13 ст. 217 НК РФ указано о доходах налогоплательщиков, получаемых от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающим, что продукция выращена на принадлежащем ему земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства. Ее доверитель с целью выполнения продовольственной программы, в убыток себе за указанный период 2007 - 2009 г.г. реализовывал в заготовительные организации молочную продукцию по фиксированным ценам (хотя мог реализовывать ее в розницу). Выплаченные ей субсидии со стороны администрации Краснодарского края и на половину не покрывают тех расходов, которые несла ее доверитель по производству молочной продукции. Требования ИФНС по Кореновскому району к ее доверителю о предоставлении деклараций имеют своей целью налоговое обложение мизерных доходов ее доверителя, что фактически дискредитирует цели и задачи продовольственной программы, в которой она участвовала.
Обжалуемым решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года в удовлетворении заявления К. отказано.
В кассационной жалобе представитель К. В. просит решение суда отменить, как незаконное.
В возражении на кассационную жалобу начальник ИФНС по Кореновскому району Л. просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ИФНС РФ по Краснодарскому краю П. и С., просивших решение суда оставить без изменения, проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции, в интересах законности, вправе проверить решение суда в полном объеме.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципальным образованиям края для осуществления ими субсидирования, в частности: части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края; части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края; затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 Кодекса.
В силу п. 3 данной статьи установлено, что доходы налогоплательщиков, полученные от реализации продукции животноводства сельскохозяйственной продукции, выращенными в личных подсобных хозяйствах, на территории РФ, как в натуральном, так и в переработанном виде, не подлежат налогообложению. Субсидии, получаемые указанными лицами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства не могут рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 Кодекса и подлежат налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Согласно положениям ст. 228 и 229 Кодекса, физические лица, получившие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют сумму налога и представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данная позиция разъяснена Письмом Минфина РФ N 03-04-05-01/994 от 15.12.2009 по вопросу налогообложения выплаты из средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 N 49, а также Письмами ФНС России от 07.06.2009 N ШС-17-3/360, от 09.06.2010 N АС-07-9/89 "О налогообложении субсидий на развитие ЛПХ".
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П, от 19.06.2002 N 11-П и от 27.05.2003 N 9-П указывает, что освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Согласно положению подпункта 7 пункта 1 статьи 208 Налогового Кодекса РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком от источников в Российской федерации относятся пенсии, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.
Таким образом, предоставленные налогоплательщику на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов субсидии любого вида, в том числе и на развитие личного подсобного хозяйства, являются доходом и в соответствии со статьей 209 НК РФ, объектом налогообложения Налогом на доходы физических лиц.
Ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
В силу п. 3 данной статьи законодатель установил исчерпывающий перечень освобождаемых от налогообложения доходов, связанных с получением от государства компенсационных выплат, к числу которых не относятся субсидии, предоставляемые в соответствии Законом Краснодарского края от 25.05.2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края".
Таким образом, налоговое уведомление, направленное заявителю, информирует налогоплательщика о законной необходимости подачи декларации по налогу на доходы физических лиц за период 2007 - 2009 г.г.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что ИФНС РФ по Кореновскому району руководствовалась в данном случае нормами действующего законодательства Российской Федерации, в том числе с разъяснениями вышестоящего налогового органа и Министерства Финансов Российской Федерации. При этом штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством за несвоевременную подачу декларации в данном случае могут быть сведены до минимума на основании ст. 212 НК РФ.
При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления К.
Решение суда принято с учетом обстоятельств дела, представленных доказательств и требований закона, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)