Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья ФИО
Учет N 29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Н.А. Губаевой, Ш.Ш. Гафиятуллина,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.А. Губаевой гражданское дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. Этим решением постановлено:
заявление удовлетворить.
Отменить решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в отношении нотариуса
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан включить в состав расходов нотариуса по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу неполученную сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся установленными законом льготами по уплате государственной пошлины в 2009 году.
Взыскать с МРИ ФНС N 11 по РТ в пользу нотариуса государственную пошлину.
Заслушав представителя Инспекции, поддержавшую жалобу, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы о незаконности решения, судебная коллегия
Нотариус ФИО обратилась в суд с заявлением об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан. В обоснование заявления требований указано, что в результате проведенной налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ камеральной проверки деятельности нотариуса по вопросу правильности исчисления и удержания налога на доходы физических лиц и единого социального налога Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты, на основании которых были вынесены решения N о привлечении ее к налоговой ответственности. Считает, что ею законно и обоснованно в расходы были включены не взысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся льготами по тарифам на сумму. Просит отменить указанные решения Инспекции и обязать налоговый орган включить не взысканные суммы тарифов в отношении льготной категории граждан в профессиональные расходы в вышеуказанной сумме.
На судебном заседании представитель нотариуса требования поддержал.
Представитель Инспекции пояснила, что стоимость льготных услуг компенсируется за счет устанавливаемых государством тарифов за совершение нотариальных действий в отношении остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия, в связи с чем просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд заявление удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, указывая, что судом не была принята во внимание позиция Министерства Финансов Российской Федерации, согласно которой нотариальные действия с низкой стоимостью ибо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов субсидируются за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью. Следовательно, не взысканные суммы тарифов в отношении льготных категорий граждан не могут быть включены в общую сумму профессиональных расходов нотариуса.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что нотариуса, занимающейся частной практикой, ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган была представлена налоговая декларация на доходы физических лиц и по единому социальному налогу за 2009 год с включением в составе прочих совершенных по льготному тарифу нотариальных расходов в сумме.
С ДД.ММ.ГГГГ была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой были составлены акты N, нотариусу предложено доначислить и уплатить налог на доходы физических лиц за 2009 год в сумме и единый социальный налог в сумме.
Решением инспекции ДД.ММ.ГГГГ нотариуса привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога на доходы физических лиц за 2009 год в результате занижения налоговой базы и иного неправильного начисления налога к штрафу в сумме, в тот же день принято аналогичное решение за неуплату суммы единого социального налога за 2009 года в результате занижения налоговой базы в сумме. Решения были обжалованы нотариуса в УФНС России по РТ, где решениями N в удовлетворении ее жалоб было отказано, решения Налоговой инспекции г. Нижнекамска - утверждены.
Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2010 года, налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса (в том числе нотариусов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о необходимости удовлетворении заявления нотариуса и отмене решений налогового органа. Данный вывод суда основан на положениях подпункта "а" пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства о нотариате", согласно которому Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок предписано привести решения Правительства в соответствие с указанными Основами. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.
Поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации N 36-О от 4 марта 1999 года установлено, что указанное поручение выполнено не было, суд посчитал, что данный вопрос по настоящее время законодательством не урегулирован.
Однако с данным выводом суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может. Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ подпункт "а" пункта 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации утратил силу.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 18 марта 2005 года N 03-05-01-03/21 разъяснило что сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе, возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.
Таким образом, совершение для определенной категории налогоплательщиков нотариальных действий на льготных условиях учтено государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть, предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
При расчете единого социального налога частнопрактикующим нотариусом льготный тариф за совершение нотариальных действий также не может рассматриваться в качестве расходов, связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности. Такая норма в действующем законодательстве отсутствует.
Вместе с тем при определении налоговой базы по единому социальному налогу частнопрактикующих нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
Учитывая вышеизложенное, частнопрактикующий нотариус не вправе компенсировать неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий физических и юридических лиц за счет уменьшения платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу путем включения в состав расходов от профессиональной деятельности суммы льготного нотариального тарифа при исчислении данного налога.
Решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления нотариуса Р., поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 362, п. 4 ч. 1 ст. 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ по данному делу отменить и принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления нотариуса об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан за N и возложении обязанности на налоговый орган включить недополученные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся установленными законом льготами по уплате госпошлины, в состав расходов нотариуса.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-277/11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2011 г. по делу N 33-277/11
Судья ФИО
Учет N 29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Н.А. Губаевой, Ш.Ш. Гафиятуллина,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.А. Губаевой гражданское дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. Этим решением постановлено:
заявление удовлетворить.
Отменить решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в отношении нотариуса
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан включить в состав расходов нотариуса по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу неполученную сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся установленными законом льготами по уплате государственной пошлины в 2009 году.
Взыскать с МРИ ФНС N 11 по РТ в пользу нотариуса государственную пошлину.
Заслушав представителя Инспекции, поддержавшую жалобу, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы о незаконности решения, судебная коллегия
установила:
Нотариус ФИО обратилась в суд с заявлением об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан. В обоснование заявления требований указано, что в результате проведенной налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ камеральной проверки деятельности нотариуса по вопросу правильности исчисления и удержания налога на доходы физических лиц и единого социального налога Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты, на основании которых были вынесены решения N о привлечении ее к налоговой ответственности. Считает, что ею законно и обоснованно в расходы были включены не взысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся льготами по тарифам на сумму. Просит отменить указанные решения Инспекции и обязать налоговый орган включить не взысканные суммы тарифов в отношении льготной категории граждан в профессиональные расходы в вышеуказанной сумме.
На судебном заседании представитель нотариуса требования поддержал.
Представитель Инспекции пояснила, что стоимость льготных услуг компенсируется за счет устанавливаемых государством тарифов за совершение нотариальных действий в отношении остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия, в связи с чем просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд заявление удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, указывая, что судом не была принята во внимание позиция Министерства Финансов Российской Федерации, согласно которой нотариальные действия с низкой стоимостью ибо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов субсидируются за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью. Следовательно, не взысканные суммы тарифов в отношении льготных категорий граждан не могут быть включены в общую сумму профессиональных расходов нотариуса.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что нотариуса, занимающейся частной практикой, ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган была представлена налоговая декларация на доходы физических лиц и по единому социальному налогу за 2009 год с включением в составе прочих совершенных по льготному тарифу нотариальных расходов в сумме.
С ДД.ММ.ГГГГ была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой были составлены акты N, нотариусу предложено доначислить и уплатить налог на доходы физических лиц за 2009 год в сумме и единый социальный налог в сумме.
Решением инспекции ДД.ММ.ГГГГ нотариуса привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога на доходы физических лиц за 2009 год в результате занижения налоговой базы и иного неправильного начисления налога к штрафу в сумме, в тот же день принято аналогичное решение за неуплату суммы единого социального налога за 2009 года в результате занижения налоговой базы в сумме. Решения были обжалованы нотариуса в УФНС России по РТ, где решениями N в удовлетворении ее жалоб было отказано, решения Налоговой инспекции г. Нижнекамска - утверждены.
Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2010 года, налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса (в том числе нотариусов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о необходимости удовлетворении заявления нотариуса и отмене решений налогового органа. Данный вывод суда основан на положениях подпункта "а" пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства о нотариате", согласно которому Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок предписано привести решения Правительства в соответствие с указанными Основами. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.
Поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации N 36-О от 4 марта 1999 года установлено, что указанное поручение выполнено не было, суд посчитал, что данный вопрос по настоящее время законодательством не урегулирован.
Однако с данным выводом суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может. Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ подпункт "а" пункта 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации утратил силу.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 18 марта 2005 года N 03-05-01-03/21 разъяснило что сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе, возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.
Таким образом, совершение для определенной категории налогоплательщиков нотариальных действий на льготных условиях учтено государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть, предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
При расчете единого социального налога частнопрактикующим нотариусом льготный тариф за совершение нотариальных действий также не может рассматриваться в качестве расходов, связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности. Такая норма в действующем законодательстве отсутствует.
Вместе с тем при определении налоговой базы по единому социальному налогу частнопрактикующих нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
Учитывая вышеизложенное, частнопрактикующий нотариус не вправе компенсировать неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий физических и юридических лиц за счет уменьшения платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу путем включения в состав расходов от профессиональной деятельности суммы льготного нотариального тарифа при исчислении данного налога.
Решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления нотариуса Р., поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 362, п. 4 ч. 1 ст. 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ по данному делу отменить и принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления нотариуса об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан за N и возложении обязанности на налоговый орган включить недополученные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся установленными законом льготами по уплате госпошлины, в состав расходов нотариуса.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)