Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Луева Л.Ю.
03 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н., Бартенева Ю.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области
от 01 ноября 2010 года, которым с учетом определения о разъяснении решения от 14 января 2011 года постановлено:
"Признать не соответствующим закону требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, содержащееся в налоговом уведомлении N 72185 от 06.05.2010 г. об уплате налога в сумме 57 0009 рублей 91 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области возвратить П.В. сумму излишне уплаченного налога в размере 49408 рублей 59 копеек".
Заслушав доклад судьи областного суда Гладченко А.Н., объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области (далее ИФНС) П.Ю. и И., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Энгельс Р., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
П.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования об уплате земельного налога и перерасчете земельного налога.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью 1225 кв. м, расположенного по адресу: (...). Первоначально вид разрешенного использования данного земельного участка был определен "под комплексное освоение в целях жилищного строительства". Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс N 180 от 30.03.2010 года вид разрешенного использования был изменен на "индивидуальное жилищное строительство". 25.05.2010 года ей было получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с измененным видом разрешенного использования.
В мае 2010 года ИФНС направила в ее адрес уведомление об уплате земельного налога за 2009 год в сумме 57009 руб. 91 коп. 29.05.2010 года она эту обязанность исполнила. Однако с размером земельного налога она не согласна, полагает, что ИФНС должна была применить ставку налога 0,2% от кадастровой стоимости, установленную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а не 1,5% от кадастровой стоимости, установленную в отношении прочих земельных участков. В связи с этим размер налога должен составлять 7601 руб. 32 коп. Просила признать незаконным требование ИФНС, содержащееся в налоговом уведомлении N 72185 от 06.05.2010 г. об уплате налога в сумме 57 0009 рублей 91 коп. и обязать ИФНС возвратить ей сумму излишне уплаченного налога в размере 49408 рублей 59 копеек
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ИФНС просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления П.В. отказать. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для применения налоговой ставки 1,5% при расчете земельного налога.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Часть 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии со ст. 397 НК РФ установление земельного налога на территории конкретного муниципального образования, а также определение порядка и сроков его уплаты относится к компетенции представительных органов муниципальных образований.
Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи от 01.10.2008 года П.В. является собственником земельного участка площадью 1225 кв. м, расположенного по адресу: (...). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. При этом, первоначально разрешенное использование данного земельного участка было определено: под комплексное освоение в целях жилищного строительства.
Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс N 180 от 30.03.2010 года вид разрешенного использования названного земельного участка изменен на вид разрешенного использования: "под индивидуальное жилищное строительство".
25 мая 2010 года соответствующие изменения были внесены в свидетельство о государственной регистрации права на имя П.В.
Решением Энгельсского городского Совета от 06.11.2008 N 15/02 "О земельном налоге" установлены следующие ставки земельного налога в размере:
0,2 процента в отношении земельных участков:
а) предназначенных для размещения домов многоэтажной, индивидуальной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры);
0,3 процента в отношении земельных участков:
а) предназначенных для сельскохозяйственного использования;
б) находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
в) предназначенных для размещения гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, сараев, хозблоков, погребов;
0,5 процента в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения автостоянок;
б) предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения (за исключением аптек), физической культуры и спорта, культуры, искусства;
0,75 процента в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
1 процент в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов торговли (за исключением рынков), общественного питания и бытового обслуживания, аптек;
1,5 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах 2.1 - 2.5 настоящего пункта.
Ч. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Между тем, из представленных истцом документов следует, что на земельном участке площадью 1225 кв. м, расположенном по адресу (...), она осуществляет строительство индивидуального жилого дома. Каких-либо иных объектов на данном земельном участке не имеется.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание принципы справедливости, соразмерности налогообложения, равного налогового бремени и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для применения налоговой ставки 1,5% при расчете земельного налога на принадлежащий П.В. земельный участок у налогового органа не имелось.
В связи с изложенным суд правомерно удовлетворил требования истца и обязал ИФНС возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2009 год.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 01 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-587/11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2011 г. по делу N 33-587/11
Судья Луева Л.Ю.
03 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н., Бартенева Ю.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области
от 01 ноября 2010 года, которым с учетом определения о разъяснении решения от 14 января 2011 года постановлено:
"Признать не соответствующим закону требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, содержащееся в налоговом уведомлении N 72185 от 06.05.2010 г. об уплате налога в сумме 57 0009 рублей 91 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области возвратить П.В. сумму излишне уплаченного налога в размере 49408 рублей 59 копеек".
Заслушав доклад судьи областного суда Гладченко А.Н., объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области (далее ИФНС) П.Ю. и И., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Энгельс Р., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
П.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования об уплате земельного налога и перерасчете земельного налога.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью 1225 кв. м, расположенного по адресу: (...). Первоначально вид разрешенного использования данного земельного участка был определен "под комплексное освоение в целях жилищного строительства". Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс N 180 от 30.03.2010 года вид разрешенного использования был изменен на "индивидуальное жилищное строительство". 25.05.2010 года ей было получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с измененным видом разрешенного использования.
В мае 2010 года ИФНС направила в ее адрес уведомление об уплате земельного налога за 2009 год в сумме 57009 руб. 91 коп. 29.05.2010 года она эту обязанность исполнила. Однако с размером земельного налога она не согласна, полагает, что ИФНС должна была применить ставку налога 0,2% от кадастровой стоимости, установленную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а не 1,5% от кадастровой стоимости, установленную в отношении прочих земельных участков. В связи с этим размер налога должен составлять 7601 руб. 32 коп. Просила признать незаконным требование ИФНС, содержащееся в налоговом уведомлении N 72185 от 06.05.2010 г. об уплате налога в сумме 57 0009 рублей 91 коп. и обязать ИФНС возвратить ей сумму излишне уплаченного налога в размере 49408 рублей 59 копеек
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ИФНС просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления П.В. отказать. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для применения налоговой ставки 1,5% при расчете земельного налога.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Часть 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии со ст. 397 НК РФ установление земельного налога на территории конкретного муниципального образования, а также определение порядка и сроков его уплаты относится к компетенции представительных органов муниципальных образований.
Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи от 01.10.2008 года П.В. является собственником земельного участка площадью 1225 кв. м, расположенного по адресу: (...). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. При этом, первоначально разрешенное использование данного земельного участка было определено: под комплексное освоение в целях жилищного строительства.
Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс N 180 от 30.03.2010 года вид разрешенного использования названного земельного участка изменен на вид разрешенного использования: "под индивидуальное жилищное строительство".
25 мая 2010 года соответствующие изменения были внесены в свидетельство о государственной регистрации права на имя П.В.
Решением Энгельсского городского Совета от 06.11.2008 N 15/02 "О земельном налоге" установлены следующие ставки земельного налога в размере:
0,2 процента в отношении земельных участков:
а) предназначенных для размещения домов многоэтажной, индивидуальной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры);
0,3 процента в отношении земельных участков:
а) предназначенных для сельскохозяйственного использования;
б) находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
в) предназначенных для размещения гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, сараев, хозблоков, погребов;
0,5 процента в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения автостоянок;
б) предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения (за исключением аптек), физической культуры и спорта, культуры, искусства;
0,75 процента в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
1 процент в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов торговли (за исключением рынков), общественного питания и бытового обслуживания, аптек;
1,5 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах 2.1 - 2.5 настоящего пункта.
Ч. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Между тем, из представленных истцом документов следует, что на земельном участке площадью 1225 кв. м, расположенном по адресу (...), она осуществляет строительство индивидуального жилого дома. Каких-либо иных объектов на данном земельном участке не имеется.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание принципы справедливости, соразмерности налогообложения, равного налогового бремени и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для применения налоговой ставки 1,5% при расчете земельного налога на принадлежащий П.В. земельный участок у налогового органа не имелось.
В связи с изложенным суд правомерно удовлетворил требования истца и обязал ИФНС возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2009 год.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 01 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)