Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1742

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. по делу N 33-1742


Судья Бронникова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.
судей Пантелеева В.М., Бугаевой Е.М.
при секретаре А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 28 января 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконными с момента совершения, то есть с 26 октября 2009 т. действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв. м с кадастровым номером, расположенного по адресу:, определенной исходя из отнесения земельного участка к группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 46096737, 94 руб.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в семидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Заводскому району г. Саратова сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв. м с кадастровым номером, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 01 января 2010 г., исходя из разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области (далее - ФГУ "ЗКП") - Р. (доверенность N 523 от 31.12.2010 г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя А.Т. - Ч. (доверенность от 15.10.2010 г.), полагавшего решение суда оставить без изменений, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

А.Т. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа кадастрового учета. Мотивируя тем, что 30 ноября 2009 г. приобрела в собственность земельный участок площадью 6247 кв. м, с кадастровым номером, расположенный по адресу:, а также находящиеся на нем нежилые здания - пождепо и сарай-склад. В августе 2010 г. она получила из инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова налоговое уведомление N на уплату физическим лицом земельного налога за 2010 г., в котором налоговая база по земельному налогу за 2009 г. была указана в размере 14142 771 руб., а за 2010 г. - 46096 738 руб., то есть. кадастровая стоимость земельного участка в период с 23 октября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. увеличилась более чем в 3 раза. Разрешенное использование земельного участка не изменялось, новых норм по вопросам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области не принималось. А.Т. был получен кадастровый паспорт земельного участка N, выданный управлением Росреестра по Саратовской области 01 октября 2010 г., в нем кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 46096737,94 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 7379,02 руб. Другие сведения по сравнению с предыдущим кадастровым паспортом не изменились. Среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале, в котором расположен земельный участок заявителя, были утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и с этого момента не менялась. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, разрешенное использование которого соответствует 9 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в кадастровом квартале составляет 2263,93 руб. за 1 кв. м. Такой удельный показатель был указан в кадастровом паспорте земельного участка N, выданном территориальным отделом N 1 управления Роснедвижимости по Саратовской области 23 октября 2009 г. Исходя из этого удельного показателя, была рассчитана и указана в том же кадастровом паспорте кадастровая стоимость земельного участка - 14142770,71 руб. Впоследствии сведения о кадастровой стоимости земельного участка были изменены исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков другой группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, который составляет 7379,02 руб. за 1 кв. м. Полагала, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для кадастрового учета изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером. На земельном участке расположены два нежилых здания - пожарное депо и сарай-склад, то есть производственные помещения, как это указано в сведениях государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании данного земельного участка. В кадастровом паспорте земельного участка содержится ссылка на наличие разрешения на условно разрешенный вид использования, соответствующий данной группе видов разрешенного использования. Расположенные на земельном участке здания пожарного депо и сарая-склада не являются объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Эти объекты капитального строительства не изменялись и не реконструировались. Нового строительства на земельном участке не велось. Произвольное изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению суммы земельного налога с 212141,56 руб. до 691451,07 руб. О нарушении прав А.Т. стало известно в октябре 2010 г. в момент ознакомления с кадастровым паспортом земельного участка N, выданным Управлением Росреестра по Саратовской области 01 октября 2010 г. Письмом Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" от 21 декабря 2010 г. N подтверждено, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280, в редакции, действовавшей в период совершения органом кадастрового учета оспариваемых действий, располагается в территориальной зоне П-1 (зоне предприятий IV и V классов вредности), и его разрешенное использование соответствовало пункту 9 Типового перечня видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июля 2007 г. N П/0152. и пункту 9 групп видов разрешенного использования приложения N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 г. N 270-П - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с таким разрешенным использованием согласно постановлению Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 г. N 270-П составляет 2263,93 руб./кв. м. Полагала, что достоверными следует считать сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка N, выданном территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области 23 октября 2009 г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ФГУ "ЗКП" просит судебное постановление отменить, постановить новое решение, поскольку при его вынесении нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, судом дана неверная оценка доказательствам. Считает, что у ФГУ "ЗКП" имелись основания для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из стоимости пятой группы видов разрешенного использования. Является несостоятельным указание суда на то, что ФГУ "ЗКП" не представлено доказательств об использовании А.Т. земельного участка для размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, поскольку в компетенцию ФГУ "ЗКП" не входят функции по проведению земельного контроля за целевым использованием земельных участков. Судом не учтено, что у ФГУ "ЗКП" отсутствовала обязанность по уведомлению А.Т. об изменении кадастровой стоимости земельного участка, так как по состоянию на 26 октября 2009 года А.Т. не являлась правообладателем участка, поскольку право на него она зарегистрировала 15 декабря 2009 г. Суд неправомерно сослался в своем решении на пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222, так как на момент совершения оспариваемых действий ФГУ "ЗКП" данная норма не действовала.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что указанное судебное постановление подлежит отмене, исходя из следующего.
Суд первой инстанции обосновывал удовлетворение требований А.Т. тем, что в силу положений ст. 16, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, пунктов 1.2, 2.1.16, 2.3.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), оснований для применения Методических указаний по состоянию на 26 октября 2009 г. не имелось. Одновременно с изменением вида разрешенного использования земельного участка должна изменяться и его кадастровая стоимость в связи с применением иного удельного показателя кадастровой стоимости. При регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка в августе 2009 г. была определена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из принадлежности к 9 группе видов разрешенного использования. ФГУ "ЗКП" решение об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка принято 26 октября 2009 г. при отсутствии законных оснований, поскольку постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - постановление N 270-П) было получено ФГУ "ЗКП" в порядке информационного взаимодействия 10 сентября 2009 г., а потому изменения в кадастр должны быть внесены не позднее 10 октября 2009 г. Кроме того, указанное постановление вступило в силу со дня опубликования 17 июля 2009 г., соответственно подлежало безусловному применению на момент внесения кадастровых сведений и выдачи кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка, полученного его собственником 23 октября 2009 г. Районный суд посчитал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером могла измениться в связи с принятием постановления N 270-П, только в случае изменения удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования, поскольку принадлежность земельного участка к конкретной группе определяется лишь при внесении изменений в кадастр в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, следовательно 26 октября 2009 г. при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего А.Т., у ФГУ "ЗКП" не было оснований для применения удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 5 группе видов разрешенного использования. В подтверждение данного вывода суд сослался также на письмо Комитета по архитектуре и градостроительства г. Саратова от 21 октября 2010 г. о том, что вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка соответствует п. 9 Типового перечня видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной оценке земель, утвержденного Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июля 2007 г. N 11/0152, и п. 9 групп видов разрешенного использования приложения 1 к постановлению N 270-П. При этом указал, что ФГУ "ЗКП" не представлено доказательств, что земельный участок используется А.Т. для размещения объектов торговли, общественного питания. Кроме того, ФГУ "ЗКП" в нарушение требований ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", после принятия решения об осуществлении кадастрового учета, не выдало А.Т., и не направило посредством почтового отправления кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 6247 кв. м, с кадастровым номером, по адресу:, принадлежал П.В.М. 19 августа 2009 г. разрешенное использование данного земельного участка было изменено с "производственные помещения" на "производственные помещения, условно разрешенный вид использования - объекты торговли, общественного питания бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв. м): рынки, торговые зоны" на основании заявления П.В.М. от 31 июля 2009 г. и постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 21 июля 2009 г. По договору купли-продажи от 30 ноября 2009 г., заключенному с П.В.М., А.Т. стала собственником земельного участка площадью 6247 кв. м, кадастровый номер, по адресу:, право собственности зарегистрировано 15.12.2009 г.
Непосредственно перед заключением договора купли-продажи продавцом П.В.М. был получен кадастровый паспорт земельного участка от 23 октября 2009 г., из которого следует, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером определено как производственные помещения, условно разрешенное - объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв. м), рынки, торговые зоны. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 14142770,71 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2263, 93 руб./кв. м
06 августа 2010 г. А.Т. было направлено из инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова налоговое уведомление N на уплату земельного налога за 2010r., в котором налоговая база по земельному налогу за 2010 г. была указана 46096 738 руб.
Согласно статье 66 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Согласно пунктов 4, 10, 11, 13 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В п. 1.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222, указано, что они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков).
В силу п. 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
Согласно п. 2.3.7 Методических указаний, в случае расширения количества видов разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.1.16 Методических указаний.
Положения п. 2.1.16 предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Положениями части 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения) предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
В пунктах 11, 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Из материалов дел следует, что А.Т. и ФГУ "ЗКП" не оспаривали того, что земельный участок, приобретенный заявительницей, имел два вида разрешенного использования: производственные помещения и условно разрешенное - объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв. м), рынки, торговые зоны, соответственно 9 и 5 группы разрешенного использования, указанных в приложении N 1 постановления Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, а также в ранее действовавшем приложении N 1 постановления Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 г. N 423-П.
ФГУ "ЗКП" в нарушение положений п. 2.3.7 и п. 2.1.16 Методических указаний, при выдаче 23 октября 2009 г. кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером, несмотря на то, что участок имел два вида разрешенного использования, определило кадастровую стоимость исходя из удельного показателя 9 группы разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение было наименьшим по сравнению с 5 группой разрешенного использования. Кроме того, ФГУ "ЗКП" кадастровую стоимость удельного показателя определял на основании п. 1 постановления Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 г. N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которое на тот момент не действовало, поскольку пункт 1 вышеуказанного Постановления был признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, вступившим в законную силу с 17.07.2009 г.
При таких обстоятельствах ФГУ "ЗКП", исходя из положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, п. 2.3.7 и п. 2.1.16 Методических указаний, получив в порядке информационного взаимодействия (ст. 15 Закона N 221-ФЗ, п. 4 и п. 7 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости") постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года N 270-П, вправе было произвести кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7-17 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Является необоснованным указание районного суда о том, что ФГУ "ЗКП" в нарушении требований ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", после принятия решения об осуществлении кадастрового учета, не выдало А.Т. и не направило посредством почтового отправления кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости), поскольку право собственности на земельный участок за А.Т. было зарегистрировано 15.12.2009 г., и на момент расчета кадастровой стоимости (26 октября 2009 года) А.Т. правообладателем участка не являлась (ст. 219 ГК РФ),
Несостоятельным является указание суда о том, что ФГУ "ЗКП" обязано было представить доказательства использования А.Т. земельного участка для размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, поскольку в компетенцию ФГУ "ЗКП" в силу положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не входят функции по проведению земельного контроля за целевым использованием земельных участков и изменению вида его разрешенного использования. Письмо Комитета по архитектуре и градостроительству г. Саратова от 21 октября 2010 г. основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка не являлось (ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280).
Указание районного суда на нарушение ФГУ "ЗКП" положений ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не могло привести к нарушению прав А.Т. и неверной кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером, поскольку данная оценка правомерно установлена ФГУ "ЗКП" в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, п. 2.3.7 и п. 2.1.16 Методических указаний, положениями постановления N 270-П.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований А.Т. у суда не имелось. Нарушений прав и свобод заявительницы, исходя из обстоятельств дела, не усматривается.
Поскольку суд неправильно истолковал закон, а его выводы не соответствуют установленным обстоятельствам дела, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 363 ГПК РФ, считает, что решение суда подлежит отмене. Следует принять новое решение об отказе в удовлетворении требований А.Т., поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 347, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 28 января 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований А.Т. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)