Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2012 N Ф03-6125/2012 ПО ДЕЛУ N А73-7094/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. N Ф03-6125/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, И.С.Панченко
при участии
- от заявителя: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю - Селютина И.А., представитель по доверенности от 14.09.2012 N 24;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" - Сенькова А.С., представитель по доверенности от 20.08.2012 N 107;
- от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Селютина И.А., представитель по доверенности от 27.08.2012 N 05/40;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю"
на решение от 03.07.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012
по делу N А73-7094/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д.Степина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А.Швец, Е.В.Гричановская, Т.Д.Пескова
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
к государственному учреждению "Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края"
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о взыскании 18 517 145 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (ОГРН 1102712000170, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, 64; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании с государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края" (ОГРН 1022700732878, место нахождения: 682030, Хабаровский край, рп. Чегдомын, ул. Центральная, 48; далее - ГУ ОВО при ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края, учреждение), правопреемником которого признано Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (ОГРН 1122721009388, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Гоголя, 21а; далее - ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю) 18 517 145 руб., составляющих задолженность по налогу на прибыль организаций в сумме 16 326 499 руб., пени в сумме 2 140 646 руб., штраф в сумме 50 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, место нахождение: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41; далее - управление).
Решением от 03.07.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, взыскав с учреждения в доход бюджета 18 492 145 руб., в том числе налог на прибыль организаций и пени за несвоевременную уплату налога в названных выше суммах и штраф в размере 25 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, которое, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление обеих судебных инстанций, признать недействительным решение налогового органа в части начисления недоимки, пеней, штрафных санкций по налогу на прибыль в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы подразделения вневедомственной охраны не относятся к числу плательщиков налога на прибыль, так как получаемые ими средства на основании договоров на охрану имущества юридических и физических лиц и за оказание иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения указанным налогом, а представляют собой плату за услуги, предоставляемые в рамках выполнения органами государственной власти возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанностей.
Представитель ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Инспекция и управление в отзывах на жалобу и их представитель в судебном заседании доводы учреждения отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ГУ ОВО при ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, инспекцией составлен акт от 25.05.2011 N 676 и вынесено решение от 30.06.2011 N 02-131 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в общей сумме 6 784 075 руб. Учреждению также предложено уплатить доначисленный налог на прибыль организаций за указанные годы в сумме 16 326 499 руб. и пени по налогу на прибыль организаций в сумме 2 140 646 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 04.08.2011 N 1310/241/16662, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, названное выше решение налогового органа оставлено без изменения, в связи с чем ненормативный акт инспекции, а также выставленное на его основе требование оспорены учреждением в судебном порядке.
Решением от 07.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.05.2012, Арбитражный суд Хабаровского края заявленные учреждением требования удовлетворил частично, признав недействительными оспариваемые решение и требование налогового органа в части применения налоговых санкций. С учетом обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика, штрафы в общей сумме 6 784 075 руб. снижены судом до 50 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения 18 517 145 руб., составляющих задолженность по налогу на прибыль организаций в сумме 16 326 499 руб., пени в сумме 2 140 646 руб., штрафные санкции в сумме 50 000 руб.
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 589 от 14.08.1992 (в редакции Федерального закона от 04.08.2005 N 489), вневедомственная охрана создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров.
Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, начиная с 2006 года, в том числе пунктом 3 статьи 6 Федеральных законов от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", предусмотрено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Исходя из указанных норм права, а также изменений законодательства относительно финансового обеспечения деятельности органов вневедомственной охраны, доходы, получаемые последними от охраны имущества собственников на договорной основе, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 321.1 НК РФ, учитываются в качестве доходов при определении налогооблагаемой базы бюджетных учреждений, которая определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации, в том числе оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При этом полученные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет с лицевых счетов получателей бюджетных средств после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Средства, получаемые ГУ ОВО при ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, как правильно указали суды, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг (статьи 39, 249 НК РФ), и соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что ГУ ОВО при ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края в проверяемых периодах 2008-2010 годов от оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц получен доход в общей сумме 76 971 623,79 руб., в том числе за 2008 год - в сумме 23 304 376,59 руб., за 2009 год - в сумме 26 083 746,88 руб., за 2010 год - в сумме 27 583 500,32 руб., что учреждением не оспаривается.
В связи с этим до перечисления в бюджет средств в общей сумме 76 971 623,79 руб., полученных от осуществления услуг по охране имущества, учреждение было обязано исчислить и уплатить налог на прибыль организаций.
Вместе с тем установленная законом обязанность учреждением не исполнена. От средств в сумме 76 971 623,79 руб., полученных от осуществления услуг по охране имущества, налог на прибыль за 2008 - 2010 годы ГУ ОВО при ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району Хабаровского края не исчислен и не уплачен.
В связи с этим решением от 30.06.2011 N 02-131 инспекция доначислила учреждению налог на прибыль организаций за 2008 - 2010 годы, соответствующие пени.
Поскольку учреждение на момент рассмотрения спора по существу не представило в материалы дела доказательства уплаты заявленной ко взысканию суммы налога на прибыль организаций и пеней, что заявителем жалобы не опровергнуто, суды по настоящему делу пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления инспекции в данной части.
При рассмотрении настоящего дела суды, установив обстоятельства, смягчающие ответственность, сочли возможным уменьшить в два раза размер налоговой санкции, которая составила 25 000 руб., что не противоречит положениям статей 112, 114 НК РФ и согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Ссылка заявителя жалобы в обоснование своей правовой позиции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2002 N 12385/01 ошибочна, поскольку в 1999 и 2000 годах имело место иное правовое регулирование данных правоотношений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, то обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 03.07.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу N А73-7094/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Г.А.СУМИНА

Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)