Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2527/2011

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2011 г. по делу N 33-2527/2011


Судья: Палкова А.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Школяр Л.Г.,
судей Ахвердиевой И.Ю., Руди О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску на решение Кировского районного суда г. Томска от 8 июля 2011 года,
дело по заявлению Х. об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску об отказе в перерасчете земельного налога,
заслушав доклад судьи Руди О.В., представителя ИФНС РФ по г. Томску Ч., поддержавшую кассационную жалобу, представителя истца Л., возражавшую против ее удовлетворения,

установила:

Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ИФНС России по г. Томску от 18.03.2011 /__/ об отказе в перерасчете земельного налога за январь - октябрь 2009 года. В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки под кадастровыми /__/, /__/ по /__/ в /__/, которые в период с января по октябрь 2009 года не использовались им для предпринимательской деятельности, а сам он в указанный период времени не являлся индивидуальным предпринимателем. Налоговый орган направил ему налоговое уведомление /__/ на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год в сумме /__/ руб. 30.04.2010 требуемая сумма была уплачена. Однако 04.03.2011 он обратился в ИФНС России по г. Томску с просьбой произвести перерасчет налога и осуществить возврат излишне уплаченной им суммы в размере /__/ руб. Письмом /__/ от 18.03.2011 ему в этом было отказано. Данное решение ИФНС России по г. Томску полагает незаконным, т.к. налоговый орган исчислил подлежащий уплате земельный налог за январь - октябрь 2009 года исходя из кадастровой стоимости названных земельных участков, определенных на основании постановления Администрации Томской области N 2б2а от 24.12.2008. Между тем по состоянию на 01.01.2009 постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 не вступило в силу и в налоговом периоде (2009 год) действовали прежние значения кадастровой стоимости земельных участков. Просил признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 18.03.2011 /__/ об отказе в перерасчете земельного налога за январь - октябрь 2009 года.
В судебное заседание Х. не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заявителя Л. поддержала требования.
Представитель ИФНС России по г. Томску Ч. с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что нормативно - правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, относятся к земельному законодательству Российской Федерации, поскольку утвержденная указанными нормативно - правовыми актами кадастровая стоимость земель используется не только налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, но применяется также при определении цены земельного участка. Таким образом, упомянутые нормативно - правовые акты не регулируют правоотношения, указанные в ст. 2 Налогового кодекса РФ и к ним не могут быть применены положения, закрепляющие порядок и сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленные ст. 396 Налогового кодекса РФ, отличаются от сроков, установленных ст. 5 этого кодекса. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а опубликовано для всеобщего сведения в Собрании законодательства Томской области 31.12.2008, т.е. кадастровая стоимость, утвержденная этим постановлением, была доведена до сведения налогоплательщиков до начала налогового периода 2009 года, следовательно, заявитель имел возможность самостоятельно определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной указанным постановлением. С учетом изложенного налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога, подлежащего уплате Х. за 2009 год, кадастровую стоимость, определенную на основании постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, а отказ заявителю в перерасчете земельного налога за январь - октябрь 2009 года является законным.
Суд на основании ст. ст. 1, 3, 4, 7, 57 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 8, 15, 45, 78, 356, 387, 388, 390, 396 НК РФ, п. 1.1 Положения "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утв. Решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006, постановления Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", ст. 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.09.2009 N 2 заявление Х. удовлетворил.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Томску просит отменить решение суда, в удовлетворении заявления Х. - отказать. Указывает, что оснований для возврата земельного налога Х. не имелось, так как на 1 января 2009 года кадастровая стоимость, необходимая для определения налоговой базы по земельному налогу, определена в установленном порядке соответствующими органами власти, поэтому в этом налоговом периоде следовало применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта 2009 года (по состоянию на 1 января 2009 года), содержащимися в постановлении Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, которое не оспорено. Не оспорены и не признаны недействительными материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка Х.. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута. То обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а является правовым актом о налогах и сборах.
В возражениях на кассационную жалобу Х. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание, что о дне и времени рассмотрения кассационной жалобы Х. извещен посредством телефонограммы (л.д. 71), судебная коллегия не усмотрела препятствий к разбирательству дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований к его отмене не нашла.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования "город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006 года, согласно п. 1.1 которого земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования "Город Томск" всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно с п. 1, п. 4, п. 5 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Согласно п. 3 и п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как видно из дела и установлено судом, Х. с 26.07.2007 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами /__/ (/__/) общей площадью /__/ кв. м (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий); /__/ по /__/, общей площадью /__/ кв. м, категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и сооружений.
Налоговым органом истцу направлено налоговое уведомление /__/ от 25.02.2010 на уплату земельного налога за 2009 год в размере /__/ в срок до 30.04.2011. В указанном размере налог уплачен 30.04.2011.
В заявлении от 04.03.2011 истец просит пересчитать ему земельный налог за январь - октябрь 2009 года, так как сумма налога рассчитана с учетом кадастровой стоимости земельных- участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, излишне уплаченный налог просит вернуть. В указанном истцу отказано со ссылкой на обоснованность рассчитанного налога. Ответчик считает, что для исчисления земельного налога, подлежащего уплате истцом, должна была принята кадастровая стоимость земельного участка, исходя из кадастровой оценки земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области".
Вместе с тем, как верно указал суд, данное постановление является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Так, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить соответствующие налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, конституционные гарантии прав налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка, и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения регламентируются нормами налогового и земельного законодательства.
Из указанного следует, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В то же время такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу изложенного доводы кассатора об исчислении земельного налога за 2009 год, исходя из кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, не могут быть приняты во внимание. А для исчисления земельного налога за 2009 год при определении налоговой базы в отношении земельных участков, принадлежащих истцу, должна быть использована кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2009.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 08.07.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Томску - без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)