Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кулыгина С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Лащ С.И., Вороновой М.Н.,
при секретаре Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2011 года кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя Я. на решение Ногинского городского суда Московской области от 03 июня 2011 года по делу по заявлению Ф. о признании незаконными действия Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Лащ С.И., объяснения представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Т.Е., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Ф., обратился в суд с заявлением, уточненном в ходе разбирательства дела, о признании незаконными действий ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области" по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка площадью 63 000 кв. м с кадастровым номером N расположенного в <адрес> в размере 2 402 руб. 59 коп. за кв. м и обязать ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, расположенного в <адрес>
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок в <адрес> на основании договора дарения земельного участка от 29.07.2008 г. Земельный участок не застроен, коммуникации отсутствуют.
В феврале 2011 года заявитель получил налоговое уведомление, из которого следовало о необходимости уплаты земельного налога за 2010 год за указанный земельный участок в сумме 453 744,91 (четыреста пятьдесят три тысячи семьсот сорок четыре) рубля 91 коп.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет 2 402,59 рублей за 1 кв. м. В этой связи кадастровая стоимость земельного участка, площадью 63 000 кв. м составляет 151 363 170 (сто пятьдесят один миллион триста шестьдесят три тысячи сто семьдесят) рублей, что в значительной степени превышает его рыночную стоимость.
Заявитель считал, что внесенные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 402,59 рублей за один кв. м являются незаконным.
Заявитель Ф. в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - К. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В возражениях на жалобу Ф. в лице представителя просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 63000 кв. м в д. Щекавцево, Ногинского района.
Постановлением Главы муниципального образования "Сельское поселение Мамонтовское Московской области" от 06.05.2010 г. N изменен вид разрешенного использования земельного участка "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" (л.д. 21).
23.08.2010 г. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с N Ф. обратился в Отдел по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (л.д. 35).
Решением от 23.08.2010 г. N 16/10-10361 внесены изменения в сведения ГКН о земельном участке (л.д. 46). В кадастровом паспорте земельного участка указан удельный показатель кадастровой стоимости 2 402 руб. 59 коп. за кв. м, кадастровая стоимость - 151 363 170 руб. (л.д. 11).
В возражениях на заявленные требования представитель Управления указал, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость земельного участка заявителя рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными доводами и указанным порядком оценки земельного участка Ф.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель "кадастровой стоимости" для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному решению о признании незаконными, нарушающими права и интересы Ф. действия Управления Росреестра по Московской области по формированию сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении требований Ф.
Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Московской области не опровергают его правомерность, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 03 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-21215
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2011 г. по делу N 33-21215
Судья Кулыгина С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Лащ С.И., Вороновой М.Н.,
при секретаре Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2011 года кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя Я. на решение Ногинского городского суда Московской области от 03 июня 2011 года по делу по заявлению Ф. о признании незаконными действия Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Лащ С.И., объяснения представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Т.Е., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Ф., обратился в суд с заявлением, уточненном в ходе разбирательства дела, о признании незаконными действий ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области" по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка площадью 63 000 кв. м с кадастровым номером N расположенного в <адрес> в размере 2 402 руб. 59 коп. за кв. м и обязать ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости, принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, расположенного в <адрес>
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок в <адрес> на основании договора дарения земельного участка от 29.07.2008 г. Земельный участок не застроен, коммуникации отсутствуют.
В феврале 2011 года заявитель получил налоговое уведомление, из которого следовало о необходимости уплаты земельного налога за 2010 год за указанный земельный участок в сумме 453 744,91 (четыреста пятьдесят три тысячи семьсот сорок четыре) рубля 91 коп.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет 2 402,59 рублей за 1 кв. м. В этой связи кадастровая стоимость земельного участка, площадью 63 000 кв. м составляет 151 363 170 (сто пятьдесят один миллион триста шестьдесят три тысячи сто семьдесят) рублей, что в значительной степени превышает его рыночную стоимость.
Заявитель считал, что внесенные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 402,59 рублей за один кв. м являются незаконным.
Заявитель Ф. в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - К. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице представителя просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В возражениях на жалобу Ф. в лице представителя просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 63000 кв. м в д. Щекавцево, Ногинского района.
Постановлением Главы муниципального образования "Сельское поселение Мамонтовское Московской области" от 06.05.2010 г. N изменен вид разрешенного использования земельного участка "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" (л.д. 21).
23.08.2010 г. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с N Ф. обратился в Отдел по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (л.д. 35).
Решением от 23.08.2010 г. N 16/10-10361 внесены изменения в сведения ГКН о земельном участке (л.д. 46). В кадастровом паспорте земельного участка указан удельный показатель кадастровой стоимости 2 402 руб. 59 коп. за кв. м, кадастровая стоимость - 151 363 170 руб. (л.д. 11).
В возражениях на заявленные требования представитель Управления указал, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость земельного участка заявителя рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными доводами и указанным порядком оценки земельного участка Ф.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель "кадастровой стоимости" для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному решению о признании незаконными, нарушающими права и интересы Ф. действия Управления Росреестра по Московской области по формированию сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении требований Ф.
Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Московской области не опровергают его правомерность, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 03 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)