Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Вязовская М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Балуева Н.А.,
судей Суднева В.Н., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми оформленное письмом за N <...> от 22.03.2012 г., об отказе Т.Н. в предоставлении в собственность за плату по выкупной стоимости земельного участка площадью 1200 кв. м, с кадастровым номером <...> на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...> незаконным и возложить на Департамент земельных отношений Администрации г. Перми обязанность передать в собственность Т.Н. земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером <...>, на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <...> по выкупной стоимости в размере 2676 руб. 84 коп.".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения на апелляционную жалобу представителя истца Т.Н. - Х., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Т.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения об отказе в предоставлении в собственность за плату по выкупной стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности передать земельный участок в собственность по выкупной стоимости указав, что по договору дарения от 26.03.2009 г. истец приобрела в собственность незавершенный строительством жилой дом (лит. А) общей площадью застройки 215,6 кв. м, инв. N <...>, ограждение (1), расположенный по адресу: <...>. Право собственности на объект зарегистрировано в установленном законом порядке. По договору от 27.01.2012 г., заключенного с Т.В., истец приобрела права и обязанности по договору аренды N <...> от 18.02.2008 г. земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер <...> на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Договор прошел государственную регистрацию. 27.02.2012 г. истец обратилась к ответчику с заявлением предоставить в собственность спорный земельный участок на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от 22.03.2012 г. Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене и предложил выкупить его по рыночной оценке. Считает отказ незаконным, нарушающим ее права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Из анализа п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что объекты незавершенного строительства являются самостоятельными объектами недвижимости, не подпадающими под понятие здания, строения, сооружения. Следовательно, предоставление земельных участок, на которых расположены объекты незавершенного строительства, по цене, установленной ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" невозможно. На основании п. 6.4 ст. 6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 г., под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной оценке. Кроме того, исходя из п. 21 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства вправе приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов. Заявитель жалобы считает, что выкупная стоимость земельного участка рассчитывается исходя из 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (ставки земельного налога, установленного в отношении прочих земельных участков) и 5 кратной ставки земельного налога, что составит 40152,60 руб. (535368 x 1,5 x 5).
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к его отмене по этим доводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Т.Н. является собственником объекта незавершенного строительства - незавершенный строительством жилой дом (лит. А), общая площадь застройки 215,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>. степень готовности согласно кадастрового паспорта составляет 90%. Земельный участок. на котором расположен объект находится в пользовании истца на основании договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.02.2012 г., в соответствии с которым первоначальный арендатор Т.В. уступает новому арендатору Т.Н. все права и обязанности по договору аренды земельного участка N <...> от 18.02.2008 г. В марте 2012 г. Т.Н. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность по выкупной стоимости спорного земельного участка. Письмом от 22.03.2012 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления, предложил приобрести земельный участок по рыночной оценке.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". п. 2, 3 решения Пермской городской Думы N 248 от 21.12.2011 г. "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков. находящихся в муниципальной собственности г. Перми при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что отказ
Департамента земельных отношений администрации г. Перми, оформленный письмом N <...> от 22.03.2012 г. в предоставлении истцу земельного участка в собственность по выкупной стоимости под незавершенный строительством жилой дом является незаконным, поскольку в силу закона истец как собственник объекта недвижимости вправе приобрести земельный участок в собственность. Следует учесть, что строительство дома фактически завершено, степень его готовности составляет 90% процентов, объект отвечает требованиям п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельное законодательство не содержит прямого запрета на передачу земельного участка в собственность под объект незавершенного строительства. В связи с чем, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми судом обоснованно возложена обязанность передать в собственность Т.Н. спорный земельный участок по выкупной стоимости.
Доводы апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми фактически сводятся с несогласием расчета выкупной стоимости земельного участка, по мнению ответчика необходимо применять ставку в размере 1,5% как в отношении прочих земельных участков. Указанные доводы на законе не основаны. Решением Пермской городской Думы N 187 от 08.11.2005 г. "О земельном налоге на территории города Перми" утверждено Положение, в соответствии с которым налоговые ставки установлены в размере 0,1% в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства. Поскольку спорный земельный участок имеет разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, фактическое его использование соответствует виду разрешенного использования, в связи с чем подлежит применению налоговая ставка в размере 0,1% земельного налога, которая верно принята судом к расчету выкупной стоимости.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Иных доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8268
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-8268
Судья Вязовская М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Балуева Н.А.,
судей Суднева В.Н., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми оформленное письмом за N <...> от 22.03.2012 г., об отказе Т.Н. в предоставлении в собственность за плату по выкупной стоимости земельного участка площадью 1200 кв. м, с кадастровым номером <...> на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...> незаконным и возложить на Департамент земельных отношений Администрации г. Перми обязанность передать в собственность Т.Н. земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером <...>, на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <...> по выкупной стоимости в размере 2676 руб. 84 коп.".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения на апелляционную жалобу представителя истца Т.Н. - Х., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Т.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения об отказе в предоставлении в собственность за плату по выкупной стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности передать земельный участок в собственность по выкупной стоимости указав, что по договору дарения от 26.03.2009 г. истец приобрела в собственность незавершенный строительством жилой дом (лит. А) общей площадью застройки 215,6 кв. м, инв. N <...>, ограждение (1), расположенный по адресу: <...>. Право собственности на объект зарегистрировано в установленном законом порядке. По договору от 27.01.2012 г., заключенного с Т.В., истец приобрела права и обязанности по договору аренды N <...> от 18.02.2008 г. земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер <...> на землях населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Договор прошел государственную регистрацию. 27.02.2012 г. истец обратилась к ответчику с заявлением предоставить в собственность спорный земельный участок на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от 22.03.2012 г. Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене и предложил выкупить его по рыночной оценке. Считает отказ незаконным, нарушающим ее права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Из анализа п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что объекты незавершенного строительства являются самостоятельными объектами недвижимости, не подпадающими под понятие здания, строения, сооружения. Следовательно, предоставление земельных участок, на которых расположены объекты незавершенного строительства, по цене, установленной ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" невозможно. На основании п. 6.4 ст. 6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 г., под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной оценке. Кроме того, исходя из п. 21 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства вправе приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов. Заявитель жалобы считает, что выкупная стоимость земельного участка рассчитывается исходя из 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (ставки земельного налога, установленного в отношении прочих земельных участков) и 5 кратной ставки земельного налога, что составит 40152,60 руб. (535368 x 1,5 x 5).
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к его отмене по этим доводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Т.Н. является собственником объекта незавершенного строительства - незавершенный строительством жилой дом (лит. А), общая площадь застройки 215,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>. степень готовности согласно кадастрового паспорта составляет 90%. Земельный участок. на котором расположен объект находится в пользовании истца на основании договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.02.2012 г., в соответствии с которым первоначальный арендатор Т.В. уступает новому арендатору Т.Н. все права и обязанности по договору аренды земельного участка N <...> от 18.02.2008 г. В марте 2012 г. Т.Н. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность по выкупной стоимости спорного земельного участка. Письмом от 22.03.2012 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления, предложил приобрести земельный участок по рыночной оценке.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". п. 2, 3 решения Пермской городской Думы N 248 от 21.12.2011 г. "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков. находящихся в муниципальной собственности г. Перми при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что отказ
Департамента земельных отношений администрации г. Перми, оформленный письмом N <...> от 22.03.2012 г. в предоставлении истцу земельного участка в собственность по выкупной стоимости под незавершенный строительством жилой дом является незаконным, поскольку в силу закона истец как собственник объекта недвижимости вправе приобрести земельный участок в собственность. Следует учесть, что строительство дома фактически завершено, степень его готовности составляет 90% процентов, объект отвечает требованиям п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельное законодательство не содержит прямого запрета на передачу земельного участка в собственность под объект незавершенного строительства. В связи с чем, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми судом обоснованно возложена обязанность передать в собственность Т.Н. спорный земельный участок по выкупной стоимости.
Доводы апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми фактически сводятся с несогласием расчета выкупной стоимости земельного участка, по мнению ответчика необходимо применять ставку в размере 1,5% как в отношении прочих земельных участков. Указанные доводы на законе не основаны. Решением Пермской городской Думы N 187 от 08.11.2005 г. "О земельном налоге на территории города Перми" утверждено Положение, в соответствии с которым налоговые ставки установлены в размере 0,1% в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства. Поскольку спорный земельный участок имеет разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, фактическое его использование соответствует виду разрешенного использования, в связи с чем подлежит применению налоговая ставка в размере 0,1% земельного налога, которая верно принята судом к расчету выкупной стоимости.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Иных доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)