Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2550/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу N 33-2550/2012


Судья: Куц Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Миркиной Е.И., Клименко А.А.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Томску на решение Советского районного суда г. Томска от 20 июля 2012 года
по заявлению П. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томск) об оспаривании отказа в возврате налога, возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы земельного налога.
Заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., объяснения представителя истца Г., судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным отказ ИФНС России по г. Томску в возврате П. излишне уплаченной суммы земельного налога за 2009 год в размере /__/ руб., выраженный в письме от 19-22/18816 от 26.06.2012; в качестве способа восстановления нарушенных прав П. обязать инспекцию возвратить из бюджета излишне взысканную сумму земельного налога за 2009 год в сумме /__/ руб.; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере /__/ руб.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2009 году являлся собственником земельного участка площадью /__/ кв. м по адресу: /__/. ИФНС России по г. Томску в 2010 году в его адрес было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2009 год в размере /__/ руб. Оплата им была произведена 30.04.2010. Указал, что земельный налог ему начислен на основании кадастровой стоимости земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ "Земельная палата по Томской области". В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка на 2009 год исчислена ФГУ "Земельная палата по Томской области" на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008. Ссылался на то, что земельный налог за налоговый период 2009 года должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков, действующей на 01.01.2009, а взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, считал незаконным, поскольку указанное постановление, официально опубликованное в "Собрании законодательства Томской области" N 12 (41) 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя Г. (доверенность от 03.08.2011) заявленные требования поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ИФНС России по г. Томску Б. (доверенность от 15.05.2012) требования не признала. Полагала, что постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 касается вопросов оценки принадлежащих, находящихся в пользовании граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ. Кроме того, ссылалась на то, что законодатель установил в статье 396 НК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения. Также полагала не подлежащим удовлетворению заявление о взыскании судебных расходов на представителя в связи с необоснованностью заявленных требований, а также в связи с неразумностью заявленного размера.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 3, 5, 15, 19, 78, 387, 388, 390, 391, 393, 396 НК РФ заявление удовлетворил, признал незаконным отказ ИФНС России по г. Томску в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога за 2009 год в сумме /__/ руб. /__/ коп., выраженный в письме от 26.06.2012 N 19-22/18816, обязал ИФНС России по г. Томску произвести возврат П. из бюджета излишне уплаченной суммы земельного налога за 2009 год в размере /__/ руб. /__/ коп.; взыскал с ИФНС России по г. Томску в пользу П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, по оплате услуг представителя в размере /__/ рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ИФНС России по г. Томску в лице представителя Д. (доверенность от 15.05.2012) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование своей позиции приводит доводы, согласно которым считает, что постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 регулирует земельные отношения, и, следовательно, на него не могут распространяться нормы ст. 5 НК РФ о сроках вступления в силу нормативно-правовых актов. Также отмечает, что налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем с ответчика госпошлина взыскана незаконно. Находит размер взысканных судебных расходов по оплате услуг представителя завышенным.
В возражении на апелляционную жалобу представитель заявителя П. Г. находит решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, что установлено в ст. 57 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Суд установил, что П. в 2009 г. принадлежал на праве собственности земельный участок площадью /__/ кв. м по адресу: /__/.
В силу п. 1 ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с материалами дела 13.03.2010 П. ИФНС России по г. Томск было направлено налоговое уведомление N 808879, в соответствии с которым он обязан уплатить земельный налог за 2009 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исчисленного ФГУ "Земельная палата по Томской области" на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008. Данное обстоятельство представителем ИФНС России по г. Томск не оспаривается.
Земельный налог П. оплачен.
Доводы жалобы о том, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации г. Томска от 24.12.2008 N 262а, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О и от 24.02.2011 N 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года N 262 а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 01 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложению N 1-3 к настоящему постановлению. Пунктом 4 постановления установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2009 года.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Как следует из п. 3 и п. 4 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", вступившим в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, могла применяться для исчисления земельного налога за 2010 год. Следовательно, земельный налог за 2009 год должен был исчисляться из кадастровой стоимости земельных участков, установленных ранее постановлением Главы Администрации Томской области N 352 от 29.11.2002 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений", которое на 2009 год действовало, не было признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах земельный налог за налоговый период 2009 года П. должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей по состоянию на 01.01.2009. В связи с этим судом первой инстанции обоснованно взыскана излишне уплаченную сумму налога за 2009 год.
С учетом удовлетворения требований заявителя суд на основании ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с ИФНС России по г. Томску в пользу П. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Таким образом, судом первой инстанции при разрешении указанного спора и вынесении обжалуемого решения был правильно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 20 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)