Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Вотина В.И.
судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Тищенко Т.А., Залевской Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску на решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление С. удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, оформленное письмом от 18.03.2011 г. N /__/ в части отказа в возврате переплаты по земельному налогу.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить С. излишне уплаченный земельный налог в сумме /__/ руб.".
Заслушав доклад судьи Брагиной Л.А., представителя ИФНС России по г. Томску Ш., действующую на основании доверенности от 11.01.2011, действительной до 31.12.2011, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, представителя заявителя С. Т.Е., действующего на основании доверенности от 07.02.2011, сроком действия три года, возражавшего против этих доводов, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, изложенного в форме письма N /__/ от 18.03.2011, возложении на ИФНС РФ по г. Томску обязанности устранить нарушение путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере /__/ руб. В обоснование заявления указал, что 28.04.2010 по налоговому уведомлению ИФНС РФ по г. Томску он уплатил земельный налог за 2009 год за земельный участок по адресу /__/, в сумме /__/ руб. В дальнейшем он обнаружил, что сумма земельного налога к уплате составляет /__/ руб., то есть /__/ руб. являлись переплатой. 18.02.2011 он обратился в ИФНС РФ по г. Томску с заявлением о перерасчете и возврате налога. ИФНС РФ по г. Томску 22.03.2011 прислала ему письмо за N /__/ от 18.03.2011, в котором было указано, что земельный налог за 2009 год исчислен верно, оснований для перерасчета нет. Излишняя уплата налога произошла потому, что в налоговом уведомлении N /__/ ИФНС РФ по г. Томску исчисляла земельный налог по кадастровой стоимости, указанной в постановлении Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, в то время как на 01.01.2009 данная кадастровая стоимость в отношении земельного налога применяться не могла. Постановление N 262а не действовало с 01.01.2009 по 30.06.2009, Согласно ст. 391 НК РФ действовали кадастровые стоимости земельных участков, определенные до принятия постановления N 262а. Кроме того, исходя из особого порядка вступления в силу актов о налогах и сборах, новые кадастровые стоимости, утвержденные постановлением N 262а, вступали бы в действие с 01.02.2009 или с 01.01.2010. Принятым решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога налоговые органы нарушили его права.
Представитель заявителя С. Т.Е. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ИФНС России по г. Томску Т.А. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановлений Правительства РФ, регулируют земельные отношения и в силу п. 3 ст. 2 ЗК РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в ст. 2 НК РФ. Постановление Администрации Томской области N 262а касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) гражданам и юридическим лицам земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 НК РФ, а потому на него не распространяется действие ст. 5 НК РФ. Считал, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Кроме того, указал, что материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка С., а также постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а не оспорены и не признаны недействительными. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута. Следовательно, оснований для перерасчета земельного налога не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя С.
Суд на основании ст. ст. 1, 4, 5, 15, 57, 356, 387, 388, 389, 390, 391, 396 НК РФ, ст. 258 ГПК РФ, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации" постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований С. отказать. Считает решение суда незаконным и необоснованным, основанным на неправильном толковании норм права. Полагает, что постановление Администрации Томской области N 262а касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 НК РФ, а следовательно, на него не распространяются правила ст. 5 НК РФ. Указывает, что при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, а также право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года. Из письма Минфина России от 22.10.2008 N /__/ следует, что при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органом применяется кадастровая стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода. Ссылается на складывающуюся судебную практику (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2008 N 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 N А12-12852/06), утверждая, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Указывает, что судебная практика исходит из того, что сама по себе возможность ознакомления налогоплательщика с результатами кадастровой оценки земли, опубликованными в официальном печатном издании, размещенными на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, означает доведение указанных сведений до налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 24.07.2009 по делу N А2911130/2008). Поскольку на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка была определена в установленном порядке соответствующими органами власти, необходимо применять кадастровую стоимость согласно постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Также отмечает, что материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка С., указанное постановление Администрации Томской области не оспорены и не признаны недействительными. Данное постановление Администрации опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута, поэтому оснований для возврата земельного налога С. не имелось.
В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда заявителя С.
Изучив материалы дела, обсудив в пределах ст. 347 ч. 1 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Судом установлено, что С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, и плательщиком земельного налога. Согласно налоговому уведомлению ИФНС РФ по г. Томску N /__/ от 13.03.2010 С. предписано уплатить земельный налог за 2009 год в размере /__/ руб. в срок до 30.04.2010. Указанная сумма налога уплачена С. 28.04.2010 в полном объеме, что подтверждается чеком - ордером и квитанцией (л.д. 27 - 28). Земельный налог исчислен налоговым органом из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, ст. 396, 389, 390 НК РФ и постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", что следует из письма ИФНС по г. Томску от 18.03.2011 (л.д. 11 - 12) и отзыва на заявление С. (л.д. 30 - 33).
На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, вступившим в законную силу с 1 января 2009 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложениям 1-3 к настоящему постановлению. Данное постановление опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а распространяется порядок вступления в законную силу нормативного акта, предусмотренный ст. 5 НК РФ, поэтому постановление, опубликованное 31.12.2008 в Собрании законодательства Томской области, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. То есть на 01.01.2009 указанное постановление не вступило в законную силу и оснований применять содержащиеся в нем положения для исчисления С. земельного налога за 2009 год не имелось. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, считает, что его нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поскольку постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не содержит порядка определения основных элементов налогообложения, а его издание исполнительным органом субъекта РФ не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, оспариваемое постановление нельзя отнести к актам законодательства о налогах и сборах.
Тот факт, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земельных участков используется для определения налоговой базы, необходимой налоговым органам в целях налогообложения, сам по себе не свидетельствует о том, что данное постановление является нормативным правовым актом о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах положения ст. 5 НК РФ о том, что акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, на данное постановление не распространяются. Данное постановление издано в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, т.е. является нормативно правовым актом в области земельных правоотношений.
Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда РФ (Определения Верховного Суда РФ N 88-Г10-11 от 23.06.2010, N 18-Г02-12 от 09.12.2002 и др.).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение суда постановлено с неправильным применением норм материального права, поэтому в силу п. 4 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия, отменяя постановленное решение, считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требований С.
Руководствуясь ст. 361 абз. 4 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 апреля 2011 года отменить.
В удовлетворении заявления С. о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, оформленного письмом от 18.03.2011 N /__/ в части отказа в возврате переплаты по земельному налогу и возложении обязанности устранить нарушение путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере /__/ руб. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1613/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2011 г. по делу N 33-1613/2011
Судья Вотина В.И.
судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Тищенко Т.А., Залевской Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску на решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление С. удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, оформленное письмом от 18.03.2011 г. N /__/ в части отказа в возврате переплаты по земельному налогу.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить С. излишне уплаченный земельный налог в сумме /__/ руб.".
Заслушав доклад судьи Брагиной Л.А., представителя ИФНС России по г. Томску Ш., действующую на основании доверенности от 11.01.2011, действительной до 31.12.2011, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, представителя заявителя С. Т.Е., действующего на основании доверенности от 07.02.2011, сроком действия три года, возражавшего против этих доводов, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, изложенного в форме письма N /__/ от 18.03.2011, возложении на ИФНС РФ по г. Томску обязанности устранить нарушение путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере /__/ руб. В обоснование заявления указал, что 28.04.2010 по налоговому уведомлению ИФНС РФ по г. Томску он уплатил земельный налог за 2009 год за земельный участок по адресу /__/, в сумме /__/ руб. В дальнейшем он обнаружил, что сумма земельного налога к уплате составляет /__/ руб., то есть /__/ руб. являлись переплатой. 18.02.2011 он обратился в ИФНС РФ по г. Томску с заявлением о перерасчете и возврате налога. ИФНС РФ по г. Томску 22.03.2011 прислала ему письмо за N /__/ от 18.03.2011, в котором было указано, что земельный налог за 2009 год исчислен верно, оснований для перерасчета нет. Излишняя уплата налога произошла потому, что в налоговом уведомлении N /__/ ИФНС РФ по г. Томску исчисляла земельный налог по кадастровой стоимости, указанной в постановлении Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, в то время как на 01.01.2009 данная кадастровая стоимость в отношении земельного налога применяться не могла. Постановление N 262а не действовало с 01.01.2009 по 30.06.2009, Согласно ст. 391 НК РФ действовали кадастровые стоимости земельных участков, определенные до принятия постановления N 262а. Кроме того, исходя из особого порядка вступления в силу актов о налогах и сборах, новые кадастровые стоимости, утвержденные постановлением N 262а, вступали бы в действие с 01.02.2009 или с 01.01.2010. Принятым решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога налоговые органы нарушили его права.
Представитель заявителя С. Т.Е. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ИФНС России по г. Томску Т.А. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановлений Правительства РФ, регулируют земельные отношения и в силу п. 3 ст. 2 ЗК РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в ст. 2 НК РФ. Постановление Администрации Томской области N 262а касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) гражданам и юридическим лицам земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 НК РФ, а потому на него не распространяется действие ст. 5 НК РФ. Считал, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Кроме того, указал, что материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка С., а также постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а не оспорены и не признаны недействительными. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута. Следовательно, оснований для перерасчета земельного налога не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя С.
Суд на основании ст. ст. 1, 4, 5, 15, 57, 356, 387, 388, 389, 390, 391, 396 НК РФ, ст. 258 ГПК РФ, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации" постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований С. отказать. Считает решение суда незаконным и необоснованным, основанным на неправильном толковании норм права. Полагает, что постановление Администрации Томской области N 262а касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 НК РФ, а следовательно, на него не распространяются правила ст. 5 НК РФ. Указывает, что при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, а также право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года. Из письма Минфина России от 22.10.2008 N /__/ следует, что при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органом применяется кадастровая стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода. Ссылается на складывающуюся судебную практику (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2008 N 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 N А12-12852/06), утверждая, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Указывает, что судебная практика исходит из того, что сама по себе возможность ознакомления налогоплательщика с результатами кадастровой оценки земли, опубликованными в официальном печатном издании, размещенными на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, означает доведение указанных сведений до налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 24.07.2009 по делу N А2911130/2008). Поскольку на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка была определена в установленном порядке соответствующими органами власти, необходимо применять кадастровую стоимость согласно постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а. Также отмечает, что материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка С., указанное постановление Администрации Томской области не оспорены и не признаны недействительными. Данное постановление Администрации опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута, поэтому оснований для возврата земельного налога С. не имелось.
В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда заявителя С.
Изучив материалы дела, обсудив в пределах ст. 347 ч. 1 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Судом установлено, что С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, и плательщиком земельного налога. Согласно налоговому уведомлению ИФНС РФ по г. Томску N /__/ от 13.03.2010 С. предписано уплатить земельный налог за 2009 год в размере /__/ руб. в срок до 30.04.2010. Указанная сумма налога уплачена С. 28.04.2010 в полном объеме, что подтверждается чеком - ордером и квитанцией (л.д. 27 - 28). Земельный налог исчислен налоговым органом из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, ст. 396, 389, 390 НК РФ и постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", что следует из письма ИФНС по г. Томску от 18.03.2011 (л.д. 11 - 12) и отзыва на заявление С. (л.д. 30 - 33).
На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, вступившим в законную силу с 1 января 2009 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложениям 1-3 к настоящему постановлению. Данное постановление опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а распространяется порядок вступления в законную силу нормативного акта, предусмотренный ст. 5 НК РФ, поэтому постановление, опубликованное 31.12.2008 в Собрании законодательства Томской области, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. То есть на 01.01.2009 указанное постановление не вступило в законную силу и оснований применять содержащиеся в нем положения для исчисления С. земельного налога за 2009 год не имелось. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, считает, что его нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поскольку постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не содержит порядка определения основных элементов налогообложения, а его издание исполнительным органом субъекта РФ не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, оспариваемое постановление нельзя отнести к актам законодательства о налогах и сборах.
Тот факт, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земельных участков используется для определения налоговой базы, необходимой налоговым органам в целях налогообложения, сам по себе не свидетельствует о том, что данное постановление является нормативным правовым актом о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах положения ст. 5 НК РФ о том, что акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, на данное постановление не распространяются. Данное постановление издано в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, т.е. является нормативно правовым актом в области земельных правоотношений.
Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда РФ (Определения Верховного Суда РФ N 88-Г10-11 от 23.06.2010, N 18-Г02-12 от 09.12.2002 и др.).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение суда постановлено с неправильным применением норм материального права, поэтому в силу п. 4 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия, отменяя постановленное решение, считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требований С.
Руководствуясь ст. 361 абз. 4 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 апреля 2011 года отменить.
В удовлетворении заявления С. о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, оформленного письмом от 18.03.2011 N /__/ в части отказа в возврате переплаты по земельному налогу и возложении обязанности устранить нарушение путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере /__/ руб. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)