Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Колыванов С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Лащ С.И.,
судей Бакулина А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2011 года кассационную жалобу Ц. на решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года по делу по заявлению Ц. об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района,
заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Ц. (по доверенности) - И., председателя правления ДСК "Пятилетка" А.,
заключение прокурора Коханка К.В., полагающей постановленное по делу решение подлежащим частичной отмене,
Ц. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству решений и действий Администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский в части, обязывающей членов дачных объединений оплачивать межевание улиц и проездов населенного пункта Загорянский, а также оплачивать земельный налог за земли общего пользования. Кроме того, просила суд признать недействующим с момента принятия п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 N 9/па-2007 о ставке земельного налога в размере 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для ведения дачного хозяйства.
В обоснование заявления указала, что является членом ДСК "Пятилетка", расположенного в пос. Загорянский Щелковского района Московской области. По мнению заявительницы, дачные объединения, находящиеся на территории пос. Загорянский Щелковского района, не имеют в собственности и не владеют землями, занятыми улицами городского поселения, в связи с чем на дачные объединения (на их членов) не может быть возложена обязанность по оплате работ по межеванию этих участков, на чем настаивают органы местного самоуправления городского поселения Загорянский.
Также указала, что п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района от 03.05.2007 N 9/па-2007 установлена ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, в размере 0,5%, тогда как ст. 394 НК РФ предусмотрена налоговая ставка, равная 0,3% в отношении указанных земельных участков, в связи с чем вышеназванный пункт решения Совета депутатов городского поселения Загорянский противоречит налоговому законодательству и нарушает ее, заявительницы права как члена ДСК "Пятилетка".
Заявитель Ц. в судебное заседание не явилась, ее представитель требования Ц. полностью поддержал, пояснил суду, что улицы в пос. Загорянский находятся в собственности муниципального образования, за исключением 7 улиц, относящихся к ведению Московской области.
Заинтересованное лицо - Глава городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области О. в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д. 80 - 82), в котором просил отказать в удовлетворении требований Ц.
Заинтересованное лицо - председатель Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Л. в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д. 83 - 85), в котором, в числе прочего, сообщил, что решение Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 N 9/па-2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" утратило силу с 01.01.2011 в связи принятием Советом депутатов городского поселения Загорянский решения N 21/па-2010 от 12.11.2010. Просил отказать в удовлетворении требований Ц.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации городского поселения, Главы городского поселения и Совета депутатов городского поселения Загорянский - возражал против удовлетворения заявления Ц. Пояснил суду, что письма Совета депутатов городского поселения Загорянский от 10.11.2009 и от 02.04.2010 не являются решениями и действиями, которые бы нарушали права заявительницы, поскольку адресованы не ей, а правлению ДСК "Пятилетка". Просил также отказать в удовлетворении требований Ц. об обжаловании указанных писем в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного гражданским процессуальным законодательством для обжалования действий (бездействия) и решений органов (должностных лиц).
Представитель привлеченного к участию в деле ДСК "Пятилетка" просил отказать в удовлетворении заявления Ц.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года в удовлетворении заявления Ц. отказано.
В кассационной жалобе Ц. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 1, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования дачно-строительного кооператива, передаются в собственность такого объединения бесплатно. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
По смыслу ст. 32 указанного Федерального закона разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, межевание земель, занятых некоммерческим объединением, а также дальнейшее обустройство территории осуществляет само некоммерческое объединение за свой счет.
Статья 388 НК РФ устанавливает, что плательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как усматривается из материалов дела, Ц. является членом ДСК "Пятилетка", находящегося в пос. Загорянский Щелковского района Московской области.
Советом депутатов городского поселения Загорянский в адрес председателя правления ДСК "Пятилетка" было направлено письмо (исх. N 2), из которого следует, что постановлением Главы Администрации пос. Загорянский N 504/П от 20.12.1992 ДСК "Пятилетка" переданы земли площадью 66,35 га для ведения дачного хозяйства и садоводства, в том числе и земли общего пользования (дороги, проезды, проходы), в связи с чем ДСК "Пятилетка" предложено производить оплату земельного налога за указанные земли общего пользования площадью 14,6 га.
Кроме того, 02.04.2010 Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района в адрес председателя правления ДСК "Пятилетка" было направлено повторное письмо с разъяснением необходимости оплачивать земельный налог за земли общего пользования площадью 14,6 га, принадлежащие кооперативу на праве постоянного (бессрочного пользования) и осуществить межевание земель в границах кооператива.
Постановление Главы Администрации пос. Загорянский N 504/П от 20.12.1992 до настоящего времени не отменено, не признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предложение Совета депутатов городского поселения Загорянский провести межевание земель общего пользования ДСК "Пятилетка" и разъяснение о необходимости оплаты земельного налога за земли общего пользования не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявительницы, на которой лежит обязанность (при отсутствии соответствующих льгот) оплачивать земельный налог за принадлежащий ей земельный участок.
Соответствующие решения ДСК "Пятилетка" по вопросу оплаты земельного налога за земли общего пользования, а также оплаты межевания земель кооператива Ц. не оспаривались, - доказательств обратного суду не представлено.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному решению об отказе заявительнице в удовлетворении заявления в части признания противоречащими законодательству решений и действий Администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский, касающихся разъяснений о необходимости проведения межевания улиц и проездов в границах ДСК "Пятилетка", а также оплаты кооперативом земельного налога за земли общего пользования.
Доводы кассационной жалобы Ц. в указанной выше части не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку сводятся к неверной оценке фактических обстоятельств дела и к неверному толкованию подлежащих применению к возникшим правоотношениям правовых норм.
Из материалов дела усматривается, что пунктами 9.3. и 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 9/па-2007 от 03.05.2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" была установлена ставка земельного налога в отношении земель общего пользования дачных некоммерческих объединений граждан в размере 0,5%.
Решением Совета депутатов городского поселения Загорянский N 21/па-2010 от 12.11.2010 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" решение Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 9/па-2007 от 03.05.2007 признано утратившим силу.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, правомерно принял во внимание разъяснения, данные в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым судья вправе отказать в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Принимая во внимание, что на момент обращения Ц. в суд с заявлением оспариваемый нормативно-правовой акт утратил силу, суду следовало прекратить производство по делу в соответствующей части, чего сделано не было.
При таких обстоятельствах решение суда в вышеуказанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части требований на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 360, 361, 365 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года в части отказа в удовлетворении заявления Ц. о признании недействующим с момента принятия п. 9.3.2 решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 03.05.2007 N 9\\па-2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" отменить, производство по делу по заявлению Ц. прекратить.
В остальной части решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ц. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-18043
Разделы:Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. по делу N 33-18043
Судья Колыванов С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Лащ С.И.,
судей Бакулина А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2011 года кассационную жалобу Ц. на решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года по делу по заявлению Ц. об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района,
заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Ц. (по доверенности) - И., председателя правления ДСК "Пятилетка" А.,
заключение прокурора Коханка К.В., полагающей постановленное по делу решение подлежащим частичной отмене,
установила:
Ц. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству решений и действий Администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский в части, обязывающей членов дачных объединений оплачивать межевание улиц и проездов населенного пункта Загорянский, а также оплачивать земельный налог за земли общего пользования. Кроме того, просила суд признать недействующим с момента принятия п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 N 9/па-2007 о ставке земельного налога в размере 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для ведения дачного хозяйства.
В обоснование заявления указала, что является членом ДСК "Пятилетка", расположенного в пос. Загорянский Щелковского района Московской области. По мнению заявительницы, дачные объединения, находящиеся на территории пос. Загорянский Щелковского района, не имеют в собственности и не владеют землями, занятыми улицами городского поселения, в связи с чем на дачные объединения (на их членов) не может быть возложена обязанность по оплате работ по межеванию этих участков, на чем настаивают органы местного самоуправления городского поселения Загорянский.
Также указала, что п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района от 03.05.2007 N 9/па-2007 установлена ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, в размере 0,5%, тогда как ст. 394 НК РФ предусмотрена налоговая ставка, равная 0,3% в отношении указанных земельных участков, в связи с чем вышеназванный пункт решения Совета депутатов городского поселения Загорянский противоречит налоговому законодательству и нарушает ее, заявительницы права как члена ДСК "Пятилетка".
Заявитель Ц. в судебное заседание не явилась, ее представитель требования Ц. полностью поддержал, пояснил суду, что улицы в пос. Загорянский находятся в собственности муниципального образования, за исключением 7 улиц, относящихся к ведению Московской области.
Заинтересованное лицо - Глава городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области О. в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д. 80 - 82), в котором просил отказать в удовлетворении требований Ц.
Заинтересованное лицо - председатель Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Л. в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д. 83 - 85), в котором, в числе прочего, сообщил, что решение Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 N 9/па-2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" утратило силу с 01.01.2011 в связи принятием Советом депутатов городского поселения Загорянский решения N 21/па-2010 от 12.11.2010. Просил отказать в удовлетворении требований Ц.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации городского поселения, Главы городского поселения и Совета депутатов городского поселения Загорянский - возражал против удовлетворения заявления Ц. Пояснил суду, что письма Совета депутатов городского поселения Загорянский от 10.11.2009 и от 02.04.2010 не являются решениями и действиями, которые бы нарушали права заявительницы, поскольку адресованы не ей, а правлению ДСК "Пятилетка". Просил также отказать в удовлетворении требований Ц. об обжаловании указанных писем в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного гражданским процессуальным законодательством для обжалования действий (бездействия) и решений органов (должностных лиц).
Представитель привлеченного к участию в деле ДСК "Пятилетка" просил отказать в удовлетворении заявления Ц.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года в удовлетворении заявления Ц. отказано.
В кассационной жалобе Ц. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 1, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования дачно-строительного кооператива, передаются в собственность такого объединения бесплатно. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
По смыслу ст. 32 указанного Федерального закона разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, межевание земель, занятых некоммерческим объединением, а также дальнейшее обустройство территории осуществляет само некоммерческое объединение за свой счет.
Статья 388 НК РФ устанавливает, что плательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как усматривается из материалов дела, Ц. является членом ДСК "Пятилетка", находящегося в пос. Загорянский Щелковского района Московской области.
Советом депутатов городского поселения Загорянский в адрес председателя правления ДСК "Пятилетка" было направлено письмо (исх. N 2), из которого следует, что постановлением Главы Администрации пос. Загорянский N 504/П от 20.12.1992 ДСК "Пятилетка" переданы земли площадью 66,35 га для ведения дачного хозяйства и садоводства, в том числе и земли общего пользования (дороги, проезды, проходы), в связи с чем ДСК "Пятилетка" предложено производить оплату земельного налога за указанные земли общего пользования площадью 14,6 га.
Кроме того, 02.04.2010 Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района в адрес председателя правления ДСК "Пятилетка" было направлено повторное письмо с разъяснением необходимости оплачивать земельный налог за земли общего пользования площадью 14,6 га, принадлежащие кооперативу на праве постоянного (бессрочного пользования) и осуществить межевание земель в границах кооператива.
Постановление Главы Администрации пос. Загорянский N 504/П от 20.12.1992 до настоящего времени не отменено, не признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предложение Совета депутатов городского поселения Загорянский провести межевание земель общего пользования ДСК "Пятилетка" и разъяснение о необходимости оплаты земельного налога за земли общего пользования не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявительницы, на которой лежит обязанность (при отсутствии соответствующих льгот) оплачивать земельный налог за принадлежащий ей земельный участок.
Соответствующие решения ДСК "Пятилетка" по вопросу оплаты земельного налога за земли общего пользования, а также оплаты межевания земель кооператива Ц. не оспаривались, - доказательств обратного суду не представлено.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному решению об отказе заявительнице в удовлетворении заявления в части признания противоречащими законодательству решений и действий Администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский, касающихся разъяснений о необходимости проведения межевания улиц и проездов в границах ДСК "Пятилетка", а также оплаты кооперативом земельного налога за земли общего пользования.
Доводы кассационной жалобы Ц. в указанной выше части не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку сводятся к неверной оценке фактических обстоятельств дела и к неверному толкованию подлежащих применению к возникшим правоотношениям правовых норм.
Из материалов дела усматривается, что пунктами 9.3. и 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 9/па-2007 от 03.05.2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" была установлена ставка земельного налога в отношении земель общего пользования дачных некоммерческих объединений граждан в размере 0,5%.
Решением Совета депутатов городского поселения Загорянский N 21/па-2010 от 12.11.2010 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" решение Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 9/па-2007 от 03.05.2007 признано утратившим силу.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, правомерно принял во внимание разъяснения, данные в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым судья вправе отказать в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Принимая во внимание, что на момент обращения Ц. в суд с заявлением оспариваемый нормативно-правовой акт утратил силу, суду следовало прекратить производство по делу в соответствующей части, чего сделано не было.
При таких обстоятельствах решение суда в вышеуказанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части требований на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 360, 361, 365 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года в части отказа в удовлетворении заявления Ц. о признании недействующим с момента принятия п. 9.3.2 решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 03.05.2007 N 9\\па-2007 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский" отменить, производство по делу по заявлению Ц. прекратить.
В остальной части решение Щелковского городского суда Московской области от 30 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ц. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)