Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4022

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу N 33-4022


Судья: Сазонова Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Кубаревой Т.В. и Буйнова Ю.К.
с участием прокурора Михайловой Р.С.
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 7 по Тверской области на решение Оленинского районного суда Тверской области от 23 августа 2011 года, которым постановлено:
"Признать пункт 1 решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения от 31.03.2011 года N 10 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 12.11.2008 года N 10 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Мостовского сельского поселения Оленинского района" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия".
Судебная коллегия

установила:

Прокурор Оленинского района обратился в суд с заявлением о признании п. 1 решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения от 31.03.2011 года N 10 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 12.11.2008 года N 10 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Мостовского сельского поселения Оленинского района" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия.
В обоснование требований указал, что оспариваемым пунктом решения установлен срок уплаты платежа по земельному налогу не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, что не только изменяет установленные Налоговым кодексом РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, но и не учитывает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, что является нарушением ч. 1 ст. 3 НК РФ, а именно установленный данным решением срок уплаты налога составляет фактически один день, что не позволяет налогоплательщикам надлежащим образом исполнить свои обязанности по уплате данного налога.
Представитель заинтересованного лица глава Мостовского сельского поселения Ш. в судебном заседании возражений против заявленных требований не высказала.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 7 по Тверской области в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменных возражениях просила в удовлетворении требований прокурора отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 7 по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов указывается, что из смысла п. 1 ст. 397 НК РФ следует, что представительные органы муниципальных образований не могут установить срок уплаты земельного налога ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть могут установить срок уплаты налога, начиная с 1 ноября. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Таким образом, выводы суда о не учете фактической способности налогоплательщика к уплате налога ошибочны.
Прокурором на решение было подано кассационное представление, которое до начала судебного заседания было отозвано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Межрайонной ИФНС России N 7 по Тверской области К. и Н., представителя Администрации Мостовского сельского поселения Оленинского района и Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района С., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Михайловой Р.С., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно материалам дела, пунктом 1 решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 31 марта 2011 года N 10 внесены изменения в решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 12 ноября 2008 года N 10 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Мостовского сельского поселения Оленинского района", согласно которым срок уплаты платежа по земельному налогу налогоплательщиками - физическими лицами установлен не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Признавая данный пункт решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 31 марта 2011 года N 10 противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку закон запрещает обязывать налогоплательщика уплачивать платеж по земельному налогу ранее 1 ноября года, следующего на истекшим налоговым периодом, то в случае неуплаты налога досрочно установленный оспариваемой нормой срок уплаты налога составляет фактически один день, что не позволяет налогоплательщикам надлежащим образом исполнить свои обязанности по уплате данного налога.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу положений ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из анализа данной нормы закона, срок уплаты налога может быть установлен, начиная с 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, оспариваемое прокурором положение, устанавливающее срок уплаты налога для физических лиц - не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, не противоречит ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ.
Принятый судом первой инстанции во внимание довод прокурора о том, что срок уплаты налога фактически составляет один день, что не позволяет налогоплательщикам надлежащим образом исполнить обязанность по уплате налога, не может быть признан состоятельным, поскольку обязанность уплатить земельный налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, не лишает налогоплательщика после получения налогового уведомления права досрочной уплаты земельного налога, предусмотренного ч. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что п. 1 решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения от 31.03.2011 года N 10 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 12.11.2008 года N 10 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Мостовского сельского поселения Оленинского района" не противоречит федеральному законодательству и прав и свобод граждан не нарушает.
Поскольку решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения от 31.03.2011 года N 10 принято уполномоченным органом, опубликовано в установленном законом порядке, пункт 1 решения признан судебной коллегией не противоречащим федеральному законодательству и не нарушающим права и законные интересы граждан, оснований для признания данного пункта незаконным и недействующим не имеется.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия полагает принять новое решение, которым прокурору Оленинского района в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Оленинского районного суда Тверской области от 23 августа 2011 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Оленинского района о признании п. 1 решения Совета депутатов Мостовского сельского поселения от 31.03.2011 года N 10 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Мостовского сельского поселения Оленинского района от 12.11.2008 года N 10 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Мостовского сельского поселения Оленинского района" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)