Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Реутских П.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Горбуновой О.А., при секретаре Б.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Э. на заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Пермскому краю с Э. сумму задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере <...> руб., сумму пени в размере <...> руб.
Взыскать с Э. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> руб."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., объяснения представителя ответчика Б., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к Э. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2010 год. Требования мотивированы тем, что Э. является собственником земельного участка по адресу: <...>. За 2010 год ответчице был начислен земельный налог в сумме <...> руб. по сроку уплаты 02.11.2011 года, направлено уведомление, однако налог уплачен в добровольном порядке не был. На сумму налога начислена пени в размере <...> руб. по сроку уплаты 07.11.2011 года, выставлено требование об уплате налога и пени, однако до настоящего времени требование не исполнено, в связи с чем настаивает на удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, представ письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Э., указывая, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, поскольку неверно определен срок уплаты земельного налога. Считает, что срок уплаты налога за 2010 год действовавшим в тот период времени установлен не ранее 02.02.2011 года. Изменения, внесенные в законодательные акты по сроку уплаты налога, не распространяют свое действие на правоотношение, возникшие в 2010 году, поэтому вывод суда об изменении сроков уплаты налога и распространение действия нормативного акта Думы Краснокамского городского поселения, вступившего в силу с 01.01.2011 года на правоотношения, возникшие в 2010 году не обоснован. Считает, что срок уплаты налога за 2010 год следует исчислять с 02.02.2011 года, следовательно налоговым органом пропущен установленный ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд. Кроме того, считает ссылку суда на положения ст. 393 и 397 НК РФ незаконной. Настаивает на отмене судебного решения и об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание ответчица не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена. Ее представитель на доводах жалобы настаивал.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направив письменные возражения на апелляционную жалобу, просит судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Начисление пени, как способ обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог в бюджет предусмотрен статьей 75 НК РФ.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч. 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Статья 389 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В соответствии со ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч. 3 ст. 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Срок уплаты налога для налогоплательщиков, с учетом Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ, для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Э. является собственником земельного участка по адресу: <...>. Межрайонной ИФНС N 16 по Пермскому краю Э. исчислен земельный налог за 2010 г. в сумме <...> по сроку уплаты 02.11.2011 года и направлено налоговое уведомление (л.д. 5). В связи с неуплатой налога в установленный срок, ответчику было направлено требование N <...> от 08.11.2011 года об уплате земельного налога и пени в размере <...> руб. (л.д. 8) До настоящего времени указанная сумма ответчиком не уплачена.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика обязанности по уплате земельного налога, которая ответчиком не исполнена, соблюдения истцом досудебного урегулирования спора, а также правильности расчета земельного налога за 2010 г., представленного истцом.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности доводов ответчика в части пропуска истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании долга.
В силу ч.ч. 3-5 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Поскольку в соответствии с решением Думы Краснокамского городского поселения от 29.09.2010 года N 255 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории Краснокамского городского поселения" установлен срок уплаты земельного налога физическими лицами на основании налогового уведомления - не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть сроки уплаты земельного налога, установленные в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ нормативным актом органа местного самоуправления распространены на 2010 год, что не противоречит нормам Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по данному налогу является календарный год (ст. 393 НК РФ). Соответственно, изменения, касающиеся срока уплаты налога, в данном случае, улучшают положение налогоплательщика. При принятии нормативно-правовых актов законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данного налога распространяются на 2010 г. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты содержат норму о придании им обратной силы, за 2010 г. физлица должны перечислять земельный налог не ранее 1 ноября 2011 г.
Таким образом, выводы суда, положенные в основу решения, основаны на правильном толковании норм материального права, сделаны с учетом фактических обстоятельств дела, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5966
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2012 г. по делу N 33-5966
Судья Реутских П.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Горбуновой О.А., при секретаре Б.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Э. на заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Пермскому краю с Э. сумму задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере <...> руб., сумму пени в размере <...> руб.
Взыскать с Э. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> руб."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., объяснения представителя ответчика Б., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к Э. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2010 год. Требования мотивированы тем, что Э. является собственником земельного участка по адресу: <...>. За 2010 год ответчице был начислен земельный налог в сумме <...> руб. по сроку уплаты 02.11.2011 года, направлено уведомление, однако налог уплачен в добровольном порядке не был. На сумму налога начислена пени в размере <...> руб. по сроку уплаты 07.11.2011 года, выставлено требование об уплате налога и пени, однако до настоящего времени требование не исполнено, в связи с чем настаивает на удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, представ письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Э., указывая, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, поскольку неверно определен срок уплаты земельного налога. Считает, что срок уплаты налога за 2010 год действовавшим в тот период времени установлен не ранее 02.02.2011 года. Изменения, внесенные в законодательные акты по сроку уплаты налога, не распространяют свое действие на правоотношение, возникшие в 2010 году, поэтому вывод суда об изменении сроков уплаты налога и распространение действия нормативного акта Думы Краснокамского городского поселения, вступившего в силу с 01.01.2011 года на правоотношения, возникшие в 2010 году не обоснован. Считает, что срок уплаты налога за 2010 год следует исчислять с 02.02.2011 года, следовательно налоговым органом пропущен установленный ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд. Кроме того, считает ссылку суда на положения ст. 393 и 397 НК РФ незаконной. Настаивает на отмене судебного решения и об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание ответчица не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена. Ее представитель на доводах жалобы настаивал.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направив письменные возражения на апелляционную жалобу, просит судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Начисление пени, как способ обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог в бюджет предусмотрен статьей 75 НК РФ.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч. 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Статья 389 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В соответствии со ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч. 3 ст. 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Срок уплаты налога для налогоплательщиков, с учетом Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ, для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Э. является собственником земельного участка по адресу: <...>. Межрайонной ИФНС N 16 по Пермскому краю Э. исчислен земельный налог за 2010 г. в сумме <...> по сроку уплаты 02.11.2011 года и направлено налоговое уведомление (л.д. 5). В связи с неуплатой налога в установленный срок, ответчику было направлено требование N <...> от 08.11.2011 года об уплате земельного налога и пени в размере <...> руб. (л.д. 8) До настоящего времени указанная сумма ответчиком не уплачена.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика обязанности по уплате земельного налога, которая ответчиком не исполнена, соблюдения истцом досудебного урегулирования спора, а также правильности расчета земельного налога за 2010 г., представленного истцом.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности доводов ответчика в части пропуска истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании долга.
В силу ч.ч. 3-5 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Поскольку в соответствии с решением Думы Краснокамского городского поселения от 29.09.2010 года N 255 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории Краснокамского городского поселения" установлен срок уплаты земельного налога физическими лицами на основании налогового уведомления - не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть сроки уплаты земельного налога, установленные в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ нормативным актом органа местного самоуправления распространены на 2010 год, что не противоречит нормам Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по данному налогу является календарный год (ст. 393 НК РФ). Соответственно, изменения, касающиеся срока уплаты налога, в данном случае, улучшают положение налогоплательщика. При принятии нормативно-правовых актов законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данного налога распространяются на 2010 г. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты содержат норму о придании им обратной силы, за 2010 г. физлица должны перечислять земельный налог не ранее 1 ноября 2011 г.
Таким образом, выводы суда, положенные в основу решения, основаны на правильном толковании норм материального права, сделаны с учетом фактических обстоятельств дела, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)