Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3413

Разделы:
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2012 г. по делу N 33-3413


Судья: Хаптахаева Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей Казанцевой Т.Б., Гончиковой И.Ч., при секретаре Б.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 октября 2012 г., которым постановлено:
Заявление Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию" от 18 июля 2012 г. в предоставлении Т. земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> для индивидуального жилищного строительства.
Обязать МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию" устранить нарушение прав Т., предоставить Т. земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., выслушав пояснения Т., ее представителей Б.О., П., представителей Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Б., Х., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, Т. просила признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 18.07.2012 г. N <...> в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
Требования мотивировала тем, что в 2011 г. она обратилась в КУИиЗ г. Улан-Удэ с заявлением в порядке ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: <...> На запрос КУИиЗ было получено заключение Управления Архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о наличии возможности предоставить заявителю данный земельный участок. В газете "Правда Бурятии" была размещена информация о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка, откликов на которое от иных лиц в течение 1 месяца не поступило. После публикации КУИиЗ выдал заявителю схему расположения земельного участка и решение N <...> от 02.06.2012 г. об утверждении схемы расположения земельного участка. На основании указанных документов заявителем был получен кадастровый паспорт земельного участка по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, разрешенное использование - для жилищного строительства. Кадастровый паспорт был представлен в КУИиЗ, однако в своем письме от 18.07.2012 г. N <...> КУИиЗ в предоставлении участка отказал, ссылаясь на наличие факта административного правонарушения, связанного с возведением самовольной постройки на указанном земельном участке.
В судебном заседании заявитель Т. требования поддержала, пояснив, что дом по ул. <...> в <...> г. был построен самовольно ее прадедом, земельный участок ему не предоставлялся. В данном доме их семья проживала с момента возведения дома. В настоящее время она со своей семьей проживает в доме, зарегистрированы по месту жительства с 2000 г., оплачивает земельный налог. В 2010 г. она начала оформлять земельный участок по ул. <...> при этом в КУИиЗ ей пояснили о необходимости обратиться с заявлением именно в таком порядке. При обращении с заявлением в КУИиЗ о предоставлении в аренду земельного участка данному органу было известно о наличии на участке самовольного дома.
Представитель Т. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Б.О. доводы заявления поддержала, пояснив, что отказ является незаконным, поскольку с начала оформления документов Т. было рекомендовано пройти соответствующую процедуру, однако когда все необходимые документы были собраны, ей необоснованно отказали в предоставлении земельного участка, мотивируя наличием административного правонарушения в связи с самовольной постройкой. При этом наличие административного правонарушения не доказано.
Представитель КУИиЗ г. Улан-Удэ Б. с заявлением не согласилась, пояснив, что самовольная постройка может быть узаконена, если предоставлялся земельный участок для строительства. В данном случае этого не было. Ст. 30.1 ЗК РФ предусматривает предоставление земельного участка для строительства, поэтому данная норма закона не может быть применена. Земельный участок, который подлежит предоставлению в аренду, должен быть свободен от построек, в том числе самовольных. Однако на испрашиваемом земельном участке самовольно возведен жилой дом. Права Т. действиями КУИиЗ не нарушены. Предварительное предоставление земельного участка было согласовано, однако в июле 2012 г. поступил протест прокуратуры Республики Бурятия о недопустимости предоставления земельных участков, занятых самовольными постройками.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Б. просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований Т. отказать, указав, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что на испрашиваемом земельном участке находится самовольная постройка. При принятии решения суд единственным основанием для удовлетворения заявленных требований указал соблюдение предусмотренной п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ процедуры предоставления земельного участка, что само по себе не свидетельствует о законности принятого решения органа местного самоуправления. Предоставление земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, не соответствует положениям гражданского и земельного законодательства, поскольку согласно из толкования ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что для целей строительства путем предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляются земельные участки, свободные от застройки и прав третьих лиц. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, являющийся самовольной постройкой. Указанный объект недвижимости построен без получения соответствующих разрешений, правоустанавливающих документов на здание заявителем не представлено. При таких обстоятельствах предоставление земельного участка для строительства с расположенной на участке самовольной постройкой может нарушить права неограниченного круга лиц, имеющих возможность приобрести земельный участок для строительства. Предоставление земельного участка с самовольной постройкой нарушает нормы ст. 222 ГК РФ, согласно которой право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Для признания судом незаконным действий Комитета необходимо одновременное наличие 2-х условий: несоответствие закону, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при наличии доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения вышеуказанных условий, выводы суда не соответствуют положениям действующего законодательства.
В заседании судебной коллегии представители Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Б. и Х. доводы жалобы поддержали. Дополнительно пояснили, что решение N <...> об утверждении схемы расположения земельного участка является документом, на основании которого Т. может обратиться за межеванием участка. Данное решение не порождает возникновение прав и обязанностей Т. и не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению земельного участка.
Т. с доводами жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения.
Представители истца в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ Б.О. и П. с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что дом на спорном земельном участке был построен прадедом Т.. в 1954 г. В настоящее время она проживает в нем со своей семьей, двумя детьми. С начала оформления документов ей было рекомендовано пройти соответствующую процедуру, что она и сделала. Участок испрашивался Тарасовой не в целях легализовать самовольную постройку, а для строительства нового жилого дома.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, их представителей, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.02.2011 г. Т. обратилась с заявлением в КУиЗ г. Улан-Удэ о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу <...>, для целей жилищного строительства в порядке, установленном ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ.
Сообщение о предоставлении земельного участка было опубликован в газете "Правда Бурятии" 07.04.2011 г., решением КУиЗ г. Улан-Удэ от 02.06.23011 г. была утверждена схема расположения земельного участка, однако письмом КУиЗ г. Улан-Удэ от 18.07.2012 г. в предоставлении земельного участка было отказано в связи с наличием на испрашиваемом участке самовольной постройки.
Полагая, что такой отказ противоречит ст. 30.1 ЗК РФ и нарушает ее права, Тарасова обратилась в суд.
Удовлетворяя заявление Т., суд обосновал свою позицию тем, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, была соблюдена, а действующее земельное законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам земельных участков, занятых самовольными постройками.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан не неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 22 Земельного Кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статьей 29 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 указанной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления таких земельных участков гражданам установлен ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в силу которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании. В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, комплексное толкование названных норм права позволяет прийти к выводу, что земельный участок может быть предоставлен в аренду собственнику недвижимости при отсутствии на нем объектов самовольного строительства, приобретение прав на землю в порядке, установленном ст. 30.1 Земельного Кодекса, в названной ситуации также исключается, поскольку указанная норма регламентирует предоставление земли в целях индивидуального жилищного строительства, а не в целях легализации самовольной постройки, устанавливая при этом как приоритетную аукционную процедуру его предоставления, что, при наличии на соответствующем земельном участке самовольных построек, лишает возможности иных заинтересованных лиц заявлять свои претензии на земельный участок в порядке, установленном ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.
Судебная коллегия также учитывает, что из п. 3 ст. 222 ГК РФ Федеральным законом РФ от 30.06.2006 N 93-ФЗ исключена возможность предоставления земельного участка под застройку для признания права собственности на самовольную постройку.
Дело судом было рассмотрено в соответствии с гл. 25 ГПК РФ, следовательно, суду следовало установить факт нарушения прав и законных интересов заявителя и нарушение органом местного самоуправления норм закона или иных нормативно-правовых актов при принятии оспариваемого акта.
Поскольку судебной коллегией не установлен факт нарушения КУиЗ г. Улан-Удэ норм закона при принятии решения об отказе Т. в предоставлении земельного участка, соответствующие выводы суда первой инстанции являются необоснованными, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Т. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 октября 2012 года отменить.
Заявление Т. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ПАЩЕНКО

Судьи
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
И.Ч.ГОНЧИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)