Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3029

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу N 33-3029


Судья: Лизговко И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Колотовкиной Л.И., Гавриловой Е.В.
при секретаре К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Алексинского городского суда Тульской области от 24 июня 2011 года по иску К. к администрации муниципального образования Алексинский район, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании свидетельства на право собственности на землю действительным, об обязании выдать свидетельство на право собственности на землю.
Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия

установила:

земельный участок с кадастровым номером N, расположен по адресу:.
Согласно справке Алексинского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с неполучением собственником свидетельства на право собственности на землю, во исполнение приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тульской области от 09.03.1999 года N 265 свидетельство о праве собственности на землю было погашено.
Казакова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании свидетельства на право собственности на землю действительным, об обязании выдать свидетельство на право собственности на землю. В обоснование требований истец ссылалась на возникшую необходимость получения свидетельства о праве собственности на землю на данный земельный участок, ранее оформленное свидетельство о праве собственности на землю ею не было получено и погашено в связи с приказом Облкомзема от 09.03.1999 года N 26, как ранее изготовленный, зарегистрированный и вовремя неполученный документ. Ссылалась то, что в добровольном порядке не отказывалась от собственности на землю и не имеется оснований для прекращения права собственности. Ежегодно производила оплату земельного налога, что подтверждается уведомлениями Межрайонной инспекции ФНС России N по, в том числе по квитанциям N, N, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание К. не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить требования.
Представитель администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области по доверенности Ф. не возражал против удовлетворения заявленных требований К.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил отказать К. в удовлетворении заявленных требований.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 24 июня 2011 года исковые требования К. удовлетворены. Признано действительным свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии N - земельным участком, расположенным по адресу:, площадью 1000 кв. м (на праве собственности) на имя К., погашенное в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тульской области от 9 марта 1999 года N 26.
Обязано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области выдать К. свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии N.
В кассационной жалобе ставился вопрос Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об изменении решения суда в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области выдать К. свидетельство на право собственности на землю.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Л., возражения К., судебная коллегия находит подлежащим отмене судебное постановление.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не имело полномочий на погашение, оформленного, но невыданного К. свидетельства о праве собственности на землю. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области выдать свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии N на земельный участок с кадастровым номером N.
Согласно ст. ст. 254, 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд, признавая заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд согласно вышеназванным нормам законодательства вправе возложить обязанность на Управление по совершению каких-либо действий только при рассмотрении дел, в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующего органа.
В данном случае, в исковом заявлении К. не ставится вопрос обжалования незаконности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области. С заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на землю К. в Управление не обращалась, что не отрицается К. и отсутствуют сведения об уклонении либо отказе Управления в выдаче свидетельства. Поэтому у суда не имелось оснований для обязания Управления выдать свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии N на земельный участок N, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу:.

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (утратил силу с 25.02.2003 г.) право собственности на землю удостоверялось свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право.
Форма свидетельства была утверждена Постановлением Правительством Российской Федерации N 177 от 19 марта 1992 г. (утр. силу в связи с введением Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919) "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года, N 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России".
Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю утвержден Роскомземом 20 мая 1992 года.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
Между тем, согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 (в редакции на момент издания постановления о предоставлении земельного участка) при первичном предоставлении земельного участка свидетельство о праве собственности выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При этом срок, в течение которого гражданин должен или вправе обратиться в земельный комитет за получением свидетельства, упомянутым Указом или иным нормативным актом не установлен.
Между тем, статьей 4 действовавшего на тот период Гражданского кодекса РСФСР, административный акт предусматривался в качестве основания возникновения гражданских прав. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до 31 января 1998 г., также признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП в силу абзаца 1 пункта 9 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Таким образом, право гражданина на земельный участок при наличии решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность не поставлено законодателем в зависимость от факта получения свидетельства о праве собственности на землю.
При наличии акта о праве гражданина на земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, К. могла обратиться в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права, предоставив на государственную регистрацию Постановление главы администрации о выделении земельного участка и доказательства своего членства в садоводческом товарищества ".
Это согласуется и с положениями п. 2 ст. 25.2 ФЗ 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которыми акт о представлении (до введения в действие Земельного кодекса РФ) гражданину земельного участка, изданный органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок.
Между тем, в материалах дела отсутствует акт о представлении (до введения в действие Земельного кодекса РФ) К. земельного участка, изданный органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством.
Вопрос о праве собственности К. на земельный участок, расположенный по адресу: истцом не заявлялся.
Нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции относительно действительности свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии N на земельный участок, расположенный по адресу:, площадью 1000 кв. м на имя К., поскольку по своему наименованию (свидетельство, а не государственный акт), ни по содержанию документ не отвечает форме, утвержденной Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 17 сентября 1991 г. N 493.
Что, касается довода Управления относительно изменения решения суда в части, судебная коллегия считает необходимым проверить решение в полном объеме и подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска К.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алексинского городского суда Тульской области от 24 июня 2011 года отменить. Принять новое решение. Отказать в удовлетворении иска К. к администрации муниципального образования Алексинский район, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании свидетельства на право собственности действительным, об обязании выдать свидетельство на право собственности на землю.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)