Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.11.2012 ПО ДЕЛУ N 11-6601

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. по делу N 11-6601


Судья Новикова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукьянова И.Е.,
судей Захаровой Е.А., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Я.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А., дело по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 12 марта 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции ФНС РФ N 18 по г. Москве от 08.08.2011 г. N... в части уменьшения возврата налога на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме... руб.
Обязать Инспекцию ФНС России N 18 по г. Москве возвратить на расчетный счет Ю. излишне уплаченный за 2007 г. налог на доходы физических лиц в сумме... руб.
установила:

Ю. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве от 08.08.2011 г. N... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения возврата налога на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме... руб., а также обязании Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве возвратить истцу излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2007 год.
По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечено ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог".
Представитель истца по доверенности Я.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела ответчик извещался надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил, об отложении рассмотрения дела не просил, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Инспекция ФНС России N 18 по г. Москве, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.
Ю., представитель ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" в судебное заседание по повторному вызову не явились, судом приняты меры к их надлежащему извещению о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей ИФНС России N 18 по г. Москве В., А.Ю., А.И., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 16 марта 2011 года истцом в ИФНС N 18 по г. Москве была подана уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2007 г., обусловленная уточнением налоговых обязательств по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (опционами), совершенных в 2007 г. ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" (управляющая компания), на рынке ценных бумаг, и заявлено об излишнем удержании налоговым агентом суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, в размере... руб.
Инспекцией ФНС России N 18 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, результаты которой отражены в акте камеральной налоговой проверки от 01.07.2011 г. N.... В акте проверки налоговый орган сослался на норму пункта 1 статьи 231 НК РФ, согласно которой излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по предъявлении налогоплательщиком соответствующего заявления. При этом ответчик указал, что иного порядка возврата налога, излишне удержанного из дохода налогоплательщика налоговым агентом, НК РФ не предусмотрено, за исключением случаев отсутствия налогового агента, например, в связи с его ликвидацией, и отказал в возврате излишне удержанной налоговым агентом суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в размере... руб.
Не согласившись с актом проверки, полагая, что вправе обратиться, минуя налогового агента, в налоговый орган, Ю. представил письменные возражения, в которых указал, что согласно ст. 78 НК РФ он вправе обратиться в налоговой орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме... руб., подтвержденной в ходе камеральной налоговой проверки.
Решением ИФНС России N 18 по г. Москве от 08.08.2011 г. N... в привлечении Ю. к ответственности за налоговое правонарушение было отказано, и отказано в возврате излишне удержанной налоговым агентом суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, на сумму... руб.
Указанное решение в досудебном порядке было обжаловано Ю. в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по г. Москве, который решением от 27.10.2011 года отказал в удовлетворении жалобы и оставил обжалованное решение без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что у ответчика после обращения истца с заявлением о возврате излишне уплаченного налога возникла обязанность по рассмотрению данного заявления и принятию решения о возврате соответствующих денежных средств, так как в ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. факт излишней уплаты налога Инспекцией ФНС РФ N 18 по г. Москве был установлен, полагая, что нормы статей 78 и 231 НК РФ устанавливают альтернативный по выбору заявителя порядок возврата излишне уплаченного (удержанного) налога в случае обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением либо в налоговый орган, либо к налоговому агенту. При этом подлежат применению нормы ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик обращается с заявлением к налоговому органу, или нормы ст. 231 НК РФ - если налогоплательщик обращается к налоговому агенту.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании норм налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом согласно норме абзаца 4 п. 8 ст. 214.1 НК РФ налоговым агентом в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), признается доверительный управляющий, который определяет налоговую базу по указанным операциям.
Статьей 214.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
По смыслу ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.
Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 231 ч. 1 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
Анализ приведенных выше положений закона и их системное толкование, позволяют сделать вывод о том, что статья 231 НК РФ устанавливает специальный порядок взыскания и возврата сумм налога, для случаев, когда исчисление и удержание сумм налога производится налоговым агентом, тогда как ст. 78 НК РФ устанавливает порядок осуществления зачета или возврата сумм, излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа при обращении в налоговый орган налогового агента или налогоплательщика, в случае отсутствия налогового агента.
Как следует из материалов дела Ю. в 2007 г. осуществлял операции с ценными бумагами разных категорий, как обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, так и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, через юридические лица.
Удержание налога на доходы физических лиц за 2007 г. осуществлял доверительный управляющий - ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог".
По смыслу ст. 231 НК РФ при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
В случае, если налоговым агентом удержано у физического лица больше, чем должно быть удержано, переплата имеет место не у налогового агента, а у физического лица. Однако в данном случае, зачет (возврат) сумм переплаты из бюджета налоговым органом может быть произведен только на основании заявления налогового агента, которому должно предшествовать обращение физического лица с заявлением к налоговому агенту, производившему исчисление, удержание и перечисление сумм налога.
Истечение срока действия договора доверительного управления, на которое ссылается Ю., не может служить основанием для отступления от соблюдения указанного выше порядка обращения, поскольку, несмотря на истечение срока действия договора, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога вытекают из этого договора, и требования Ю. связаны с его исполнением. С учетом этого, довод Ю. о том, что с 2008 г. ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" не является для него налоговым агентом, поэтому он вправе обратиться непосредственно к налоговому органу, не может быть признан обоснованным, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Поскольку Ю. не соблюден порядок обращения за возвратом сумм излишне удержанного налога, с заявлением к налоговому агенту - ЗАО "Управляющая компания "Тройка Диалог" он не обращался, оснований для отмены решения налогового органа и взыскания с него сумм излишне уплаченного налога у суда не имелось.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, в иске Ю. к Инспекции ФНС России по г. Москве об оспаривании решения от 08.08.2011 г. N..., и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России N 18 по г. Москве возвратить на расчетный счет Ю. излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме... руб. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 12 марта 2012 г. отменить, отказать Ю. в иске к Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве об оспаривании решения от 08.08.2011 г. N..., и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России N 18 по г. Москве возвратить на расчетный счет Ю. излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме... руб.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)