Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.08.2013 N 18-АД13-23

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. N 18-АД13-23


Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу защитника Ульянченко С.Г., представляющего интересы <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В. на основании доверенности, на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г. и решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г., <...> ЗАО "<...>" Кардашевская В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г. надзорная жалоба защитника Ульянченко С.Г. на указанные постановления оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ульянченко С.Г. просит отменить постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Ульянченко С.Г. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Из материалов дела следует, по результатам проведения административного расследования главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в отношении <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В. составлен протокол от 28 мая 2012 г. N 07-10/124-1 об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением ЗАО "<...>" установленного порядка учета алкогольной продукции: обществом не были зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведения о возврате алкогольной продукции в объеме 4,202 тыс. дал. (л.д. 50 - 53).
Основанием для вынесения в отношении <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В. постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что ЗАО "<...>" в нарушение пункта 10 Порядка функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 522, произвело самостоятельную корректировку заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции N <...>, <...>.
С состоявшимся решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 1 статьи 10.2 названного выше Федерального закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Из содержания изложенных норм следует, что оборот алкогольной продукции на территории Российской Федерации (в том числе ее поставка) подтверждается товарно-транспортной накладной, справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, удостоверяющими легальность их производства и оборота.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 522 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 3 Правил организации представляют в ЕГАИС сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации).
Как установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, ЗАО "<...>" в адрес ООО "<...>" были выписаны товарно-транспортные накладные на отгрузку алкогольной продукции от 28 марта 2012 г. N 40, 41 в объеме 4,202 тыс. дал. В соответствии с пунктом 3 Правил ЗАО "<...>" были сформированы две заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции N <...>, <...>.
Однако ООО "<...>" отказалось от исполнения договора поставки и не приняло алкогольную продукцию по товарно-транспортным накладным от 28 марта 2012 г. N 40, 41 по основаниям, установленным статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается претензией ООО "<...>" от 2 апреля 2012 г. и актами об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 2 апреля 2012 г. N 1, 2, а также отсутствием подписей представителей ООО "<...>" в получении алкогольной продукции в накладных (л.д. 93 - 107).
В силу требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшего до 1 января 2013 г.) коммерческие и некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет, представляющий собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основой ведения бухгалтерского учета является документальное подтверждение любой хозяйственной операции, проводимой организацией в ходе осуществления своей деятельности. Оправдательные документы, на основании которых операции отражаются в учете, носят название первичных учетных документов.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в качестве первичных бухгалтерских документов организации используют унифицированные формы первичной учетной документации.
Унифицированные формы первичных учетных документов, а также Указания по их применению утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Как следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, для оформления продажи товаров (отпуска), товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная формы N ТОРГ-12, которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Принятие, отпуск (продажа) товара на учет (с учета) на основании указанной накладной является правомерным, только при условии того, что все ее реквизиты сохранены и заполнены правильно. Среди реквизитов товарной накладной указаны реквизиты необходимые для заполнения стороной, получающей груз.
В связи с отказом ООО "<...>" от приемки товара, данные реквизиты в накладных от 28 марта 2012 г. не заполнены.
ООО "<...>" товарные, товарно-транспортные накладные, подтверждающие возврат алкогольной продукции, которые являются, основанием внесения информации о возврате продукции в ЕГАИС, в адрес ЗАО "<...>", не направлялись, поскольку факт поставки товара не имел место.
В связи с этим <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В. в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу направлялись заявления об уточнении информации, содержащейся в ЕГАИС, от 6 апреля и 11 мая 2012 г. (л.д. 108, 109).
Письмом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 2 мая 2012 за N 8687/15-1 даны разъяснения, что согласно Руководству пользователя по программным средствам ЕГАИС для организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у организации есть возможность самостоятельной коррекции документа "Сведения об отгрузке (получении)" путем создания новой версии "Сведения об отгрузке (получении)" или создания "Сведения о получении" с признаком "Возврат" (л.д. 110).
В связи отсутствием товарно-транспортных накладных от ООО "<...>" (грузоотправитель) о возврате алкогольной продукции в адрес ЗАО "<...>" (грузополучатель) ЗАО "<...>" не имело возможности внести в ЕГАИС сведения о возврате данной алкогольной продукции, поэтому обществом накладные на отгрузку от 28 марта 2012 г. N 40 с номером <...> и от 28 марта 2012 г. N 41 с номером <...> в базе данных ЕГАИС были откорректированы путем создания новой версии "Сведения об отгрузке (получении)".
Следовательно, оснований полагать о том, что ЗАО "<...>" незаконно осуществило корректировку заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции N <...>, <...>, не имеется.
Данный вывод подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13 сентября 2012 г. N А32-17550/2012, которым постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г. N 07-10/124 о привлечении ЗАО "<...>" к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием в действиях Кардашевской В.В. состава административного правонарушения).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:

надзорную жалобу защитника Ульянченко С.Г., представляющего интересы <...> ЗАО "<...>" Кардашевской В.В., удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)