Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-18275/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. по делу N А55-18275/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области - Соловьев В.С., доверенность от 13.09.2011 N 195,
от Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 43 - Павлова Е.Н., доверенность от 15.08.2012 N 215, Голубцов В.В., доверенность от 15.08.2012 N 216,
третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области - Зубова Е.В., доверенность от 20.12.2012 N 512,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-18275/2012 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области, г. Кинель, Самарская область
к Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище N 43 (ОГРН 1026303275767, ИНН 6371000986) с. Домашка, Кинельский район, Самарская область
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
о взыскании земельного налога в сумме 1 219 989 руб., штрафа в размере 242 767,40 руб. и пени в сумме 14 242,35 руб.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище N 43 о взыскании земельного налога в сумме 1 219 989 руб., штрафа в размере 242 767,40 руб. и пени в сумме 14 242,35 руб.
Решением суда 1 инстанции от 28 сентября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 43 в отзыве просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Инспекции и Учреждения поддержали доводы, изложенные соответственно в жалобе и отзыве, а представитель третьего лица Министерство имущественных отношений Самарской области решение вопроса по данному делу оставляет на усмотрение суда апелляционной инстанции.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 20.01.2012 года Государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональное училище N 43 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области Инспекцию была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 16 671 руб. (1 111 393 руб. x 1,5% = 16 671 руб.).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области была проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой было принято решение от 16.03.2012 N 3321 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 242 767,40 руб.
Данным решением налогоплательщику также предложено уплатить начисленную недоимку по земельному налогу в размере 1 219 989 руб. и пени в размере 14 242,35 руб. (л.д. 32 - 34 т. 1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 20.04.2012 N 03-15/10156 указанное решение Инспекции было оставлено без изменения, а жалоба учреждения без удовлетворения (л.д. 35 - 36 т. 1).
03.05.2012 года в адрес учреждения Инспекцией было направлено требование об уплате указанных сумм земельного налога, пеней и штрафа по состоянию на 27.04.2012 года в срок до 25.05.2012 года (л.д. 5 - 6 т. 1).
Данное требование было получено учреждением 05.05.2012 года, однако в установленный срок исполнено не было (л.д. 7 т. 1).
В связи с этим в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 НК РФ Инспекция обратилась в арбитражный суд с указанным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции исходил из того, что в соответствии со свидетельством серии 63-АВ N 561511 спорный земельный участок с кадастровым номером 63:22:1205006:239 принадлежит на праве собственности Самарской области, доказательства принадлежности данного земельного участка ответчику на праве собственности или постоянного (бессрочного пользования) отсутствуют, в связи с чем ответчик не является плательщиком земельного налога по данному земельному участку.
Кроме того, суд указал на то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:22:1205006:239 постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" не определена, поскольку в предусмотренном постановлением перечне земельных участков данный земельный участок отсутствует.
В связи с этим, по мнению суда 1 инстанции, налоговый орган для целей налогообложения в отношении спорного земельного участка должен был применить не кадастровую, а нормативную цену земли.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными, поскольку обстоятельствам дела не соответствуют.
Из содержания указанного решения Инспекции и других материалов дела следует, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной образовательным учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год установлена недоимка по земельному налогу в размере 1 219 989 руб. в отношении принадлежащего Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище N 43 земельного участка площадью 100 944 кв. м, с кадастровым номером 63:22:1205006:239 и кадастровой стоимостью 82 443 993 руб., расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Домашка, д. 3.
В решении отражено, что недоимка по налогу возникла в связи с тем, что образовательным учреждением в налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год (л.д. 23 - 30 т. 1) кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 1 111 393 руб., сумма земельного налога - 16 671 руб., тогда как действительная кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 82 443 993,12 руб., в силу чего сумма земельного налога составляет 1 236 660 руб., а сумма доначисленного налога, подлежащего уплате в бюджет, - 1 219 989 руб.
В своих возражениях образовательное учреждение ссылается на то, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 кадастровая стоимость земельного участка N 63:22:1205006:239 в 2011 г. составляла 1 111 393 руб., изменение кадастровой стоимости земельного участка до него не доводилось, поэтому сумм земельного налога за 2011 г. была им исчислена в сумме 16 671 руб.
Данный довод образовательного учреждения также является ошибочным.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Из материалов дела следует и образовательным учреждением не оспаривается, что спорный земельный участок площадью 100 944 кв. м с кадастровым номером 63:22:1205006:239, расположенный по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Домашка, ул. Зеленая, 3 находится в собственности Самарской области в соответствии со свидетельством о регистрации права собственности от 16.06.2008 года принадлежит последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования для учебных площадей на основании решения Домашкинской сельской администрации от 26.11.1992 N 11 в соответствии со свидетельством N 1204 от 24.02.1993 года, выданном Домашкинскому профессиональному техническому училищу N 43 (л.д. 7, 8 т. 2).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.4 Устава Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования, утвержденного 14.11.2011 года профессиональное училище N 43 является правопреемником последнего и находится по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Домашка, ул. Зеленая, д. 3, учредителями учреждения являются Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области (л.д. 8 - 20 т. 1, 12 - 59 т. 2).
Данный земельный участок учреждение использует для размещения зданий и сооружений, переданных ему учредителем в оперативное управление в соответствии с договором N 1241 от 27.02.2004 года и соответствующим перечнем объектов недвижимого имущества (л.д. 130 - 143 т. 1).
Ответчик не оспаривает того обстоятельства, что является плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка, что подтверждается налоговыми декларациями по земельному налогу за 2010, 2011 гг. (л.д. 25 - 30, 59 - 65 т. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, губернатор Самарской области постановлением от 03.07.2003 N 254 утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области согласно приложению.
Данным постановлением губернатора были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель Кинельского района Самарской области (стоимость одного квадратного метра по кадастровым кварталам), в том числе и для земельных участков, расположенных в с. Домашка, с учетом вида разрешенного пользования (11,01 руб. за кв. м).
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Следовательно, в период действия данного постановления губернатора Самарской области кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 1 111 393 руб., что подтверждается кадастровой выпиской по земельному участку от 13.07.2007 года (л.д. 58 т. 1).
Из представленной образовательным учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год видно, что учреждение при исчислении подлежащей уплате суммы земельного налога за 2011 год в размере 16 671 руб. исходило из данной кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 30 т. 1).
Между тем с 01.01.2009 года вступило в действие постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в связи с чем постановлением губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 признано утратившим силу постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Пунктом 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов Самарской области.
В данном случае правительство Самарской области указанным постановлением N 473 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, в том числе и в границах муниципального района Кинельский (кадастрового района N 63:22:12 05 006, где расположен спорный земельный участок), в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости в кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях на один квадратный метр.
Поскольку разрешенным использованием спорного земельного участка является - "размещение объектов образования", удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в строке 140 определен в размере 816,73 руб. за кв. м, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно постановлению N 473 должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Постановление от 10.12.2008 N 473 было официально опубликовано в издании "Волжская коммуна" в период с 11.12.2008 г. и по 19.12.2008 г. и с этой же даты доведено до неопределенного круга лиц.
Таким образом, с 01.01.2009 года кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 82 443 993 руб. (100 944 кв. м x 816,73 руб.), в силу чего именно данная величина кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет налоговую базу по земельному налогу применительно к положениям пунктов 1 статей 390, 391 НК РФ.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о спорном земельном участке от 06.02.2012 года кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 82 443 993 руб. (л.д. 56 т. 1).
Земельное законодательство не предусматривает утверждения исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Поэтому, вопреки доводам суда 1 инстанции, отсутствие спорного земельного участка в приложении N 1 к постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2012 N 473 (кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области) не свидетельствует о том, что его кадастровая цена не установлена, поскольку в данном случае кадастровая цена земельного участка подлежит определению исходя из сведений, отраженных в приложении N 2 (средние значения удельных показателей кадастровой стоимости кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Из материалов дела видно, что по состоянию на 01.01.2011 года образовательное учреждение в указанном порядке в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка не обращалось, данного обстоятельства ответчик не оспаривает.
В связи с этим, образовательное учреждение при составлении налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год и определении налоговых обязательств в отношении спорного земельного участка ошибочно исходило из его прежней кадастровой стоимости в размере 1 111 393 руб. (11,01 за в. м.), тогда как по состоянию на 01.01.2011 года (являющегося налоговым периодом) должно было исчислять подлежащий уплате земельный налог по спорному земельному участку исходя из его кадастровой стоимости в размере 82 443 993 руб. из расчета стоимости одного кв. м в размере 816,73 руб.
В результате данной ошибки учреждение допустило занижение подлежащего уплате земельного налога за 2011 год на 1 219 989 руб. (1 236 660 руб. - 16 671 руб.).
В связи с этим Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональное училище N 43 налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год правомерно было принято решение от 16.03.2012 N 3321 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 242 767,40 руб., а также о доначислении недоимки по земельному налогу в размере 1 219 989 руб. и пени в размере 14 242,35 руб.
Ссылки ответчика в дополнительных к отзыву объяснениях, поступивших в апелляционный суд 14.03.2013 года, на то обстоятельство, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была увеличена не указанным постановлением от 10.12.2012 N 473, а постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2012 N 1 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" является несостоятельной, так как из содержания данного постановления следует, что изменения касаются только приложения N 1 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и только в отношении городских округов Самара, Тольятти и Новокуйбышевск, муниципальных районов Волжский и Кинель-Черкасский.
В отношении муниципального района Кинельский, на территории которого расположен спорный земельный участок, изменения не внесены.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Инспекции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, заявление Инспекции удовлетворить, взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 43 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области земельный налог в сумме 1 219 989 руб., штраф в сумме 242 767,40 руб. и пени в сумме 14 242,35 руб., всего в сумме 1 476 998,75 руб.
В соответствии со ст. 101, 110 АПК РФ с Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 43 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с искового заявления и апелляционной жалобы в сумме 29 770 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-18275/2012 отменить.
Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 43 (ОГРН 1026303275767, ИНН 6371000986) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области земельный налог в сумме 1 219 989 руб., штраф в сумме 242 767,40 руб. и пени в сумме 14 242,35 руб., всего в сумме 1 476 998,75 руб.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 43 (ОГРН 1026303275767, ИНН 6371000986) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 29 770 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.АПАРКИН

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)