Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей М.С. Сафроновой, Н.В. Дегтяревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Семикеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012
по делу N А40-43040/12-107-231, принятое судьей М.В. Лариным
по иску (заявлению) ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" (ОГРН 1028600940565; 628616, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Северная, д. 6а/П)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
(ОГРН 1047702057765; 129223, г. Москва, Проспект Мира, ВВЦ, стр. 194)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Годзданкер Э.С. по дов. от 14.12.2012 N 99; Суругин Д.Н. по дов. от 14.12.2012 N 101
- от заинтересованного лица - Водовозов А.А по дов. от 26.09.2012 N 61; Семенов С.А. по дов. от 26.02.2013 N 13; Шиганов И.А. по дов. от 12.07.2012;
-
ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в суд к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) с требованием (с учетом уточнения, том 3 л.д. 1 - 4) о признании недействительным решения от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по НДС в размере 13 665 740 руб., акцизу на прямогонный бензин в размере 75 920 778 руб., соответствующих пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекция проводила выездную налоговую проверку Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 18.04.2011 N 52-22-18/179А (том 1 л.д. 105 - 147), рассмотрены возражения (том 1 л.д. 91 - 104) и материалы проверки (протокол от 25.05.2011 - том 3 л.д. 31 - 32), проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, с результатами которых налогоплательщик ознакомлен (протокол от 28.06.2011 - том 3 л.д. 29 - 30), рассмотрены материалы проверки с учетом дополнительных мероприятий (протокол от 28.06.2011 - том 3 л.д. 28).
По итогам рассмотрения вынесено решение от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности (том 1 л.д. 39 - 81), которым: налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 49 042 руб., по НДС в размере 156 495 432 руб., по акцизу в размере 12 056 335 руб., по транспортному налогу в размере 70 руб. (пункт 1), начислены пени по состоянию на 01.07.2011 за неуплату налога на прибыль организаций в размере 34 426 руб., НДС в размере 199 763 714 руб., акциза в размере 8 629 608 руб., транспортного налога в размере 61 руб. (пункт 2), предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 245 209 руб., НДС в размере 867 478 442 руб., акцизу по прямогонному бензину в размере 75 290 778 руб., транспортному налогу в размере 350 руб., уплатить штрафы и пени (пункт 3), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4).
Решением ФНС России от 15.12.2011 N СА-4-9/21392@ (том 1 л.д. 27 - 38) решение инспекции изменено путем отмены в части начисления НДС в размере 853 812 702 руб. по эпизоду, связанному с безвозмездно оказанными услугами по переработке давальческой нефти (пункт 3.2), с перерасчетом соответствующих пеней и штрафа, в остальной части оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 19.03.2012 - том 1 л.д. 3).
Общество оспаривает решение Инспекции в части начислений по акцизу по прямогонному бензину (пункт 2.1) и НДС, связанному с акцизом (пункт 3.1).
По оспариваемой части решения налоговый орган установил, что Общество в 2008 - 2009 года:
- в нарушении пункта 10 статьи 181 НК РФ не включало в налоговую базу по акцизам объем подакцизного товара - прямогонный бензин (ТС-1), выработанного из давальческого сырья и передаваемого собственнику на основании договора на оказание услуг по переработке сырой нефти, в результате чего, в бюджет не уплачен акциз в размере 75 290 778 руб.,
- в нарушении пункта 5 статьи 154 НК РФ при передаче прямогонного бензина (ТС-1), выработанного из давальческого сырья (сырой нефти) занижена налоговая база по НДС на необоснованно не исчисленные и не уплаченные суммы акцизов в размере 13 665 740 руб.
Судом установлено, что Общество на основании заключенных с ОАО "ННПО" договоров на оказание услуг по переработке сырой нефти от 31.12.2004 N ТВХ-0007-04 и от 31.12.2008 N ТВХ-0987-08 (том 2 л.д. 19 - 30) принимало от Заказчика (налогоплательщика) для переработки сырую нефть, производило из нее нефтепродукты, с дальнейшей отгрузкой грузополучателям, качество которых должно соответствовать ГОСТ, техническим условиям и спецификациям и удостоверяться, оформляемыми при отгрузке паспортами (сертификатами) качества.
Из актов приема-передачи нефтепродуктов (том 3 л.д. 17 - 19) следует, что Исполнитель изготавливал (перерабатывал) из сырья Заказчика следующие нефтепродукты:
- бензин газовый стабильный,
- дизельное топливо,
- топливо реактивное (ТС-1),
- присадки 2-х видов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 182 объектом налогообложения акцизами признаются операции по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
Налоговая база в силу пункта 1 статьи 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров при их реализации (передаче) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки.
Перечень подакцизных товаров, реализация (передача) которых является в силу статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами, установлен в статье 181 НК РФ и включает в себя, в том числе следующие виды товаров:
- пункт 7 - автомобильный бензин,
- пункт 8 - дизельное топливо,
- пункт 9 - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,
- пункт 10 - прямогонный бензин,
- пункт 11 - топливо печное бытовое.
При этом, пунктом 10 указанной статьи определено понятие "прямогонный бензин" исключительно для целей налогового законодательства, под которым понимается: бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. В свою очередь для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Следовательно, для признания вещества прямогонным бензином, необходимо одновременное выполнение двух условий:
- вещество должно быть получено в результате переработки нефти (в нашем случае) и не относится к автомобильному бензину или к продуктам нефтехимии,
- вещество должно являться смесью углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия (C) при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Инспекция, со ссылкой на Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения", утвержденную Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инспекция), а также анализ паспортов качестве на ряд партий, выработанного в результате переработки из сырой нефти на ОАО "ННПО" топлива для реактивных двигателей ТС-1 (том 3 л.д. 12 - 16), сделала вывод, что эти партии продукции имеют признаки (физико-химические и эксплуатационные показатели), позволяющие их отнести к прямогонному бензину, поскольку начальная и конечная точка кипения в паспортах относится к интервалу от 30 до 215 C.
Суд, рассмотрев доводы налогового органа, считает, что основания для отнесения произведенного на ОАО "ННПО" топлива для реактивных двигателей ТС-1 к прямогонному бензину, вне зависимости от интервала копия в паспортах качестве, не имеется ввиду следующего.
Из положений пункта 10 статьи 181 НК РФ следует, что основой для отнесения производимого путем переработки из нефти вещества к прямогонному бензину является его углеводородная составляющая, а также интервал кипения (от 30 до 215 C), под которым понимается промежуток между начальной и конечной точкой кипения.
Согласно определению указанных понятий в Большой энциклопедии нефти и газа, а также в ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава":
- начальная точка кипения (температура начала кипения) - температура, отмеченная (скорректированная если необходимо) в момент падения капли конденсата с конца холодильника во время перегонки в стандартных условиях,
- конечная точка кипения (температура конца кипения) - максимальная температура, отмеченная (скорректированная, если необходимо) в период завершающей стадии перегонки в стандартных условиях, при которой стандартная (100 мл) порция испытуемого вещества полностью перегоняется (выкипает) из стеклянной колбы, в которой она находилась, в приемник - холодильник.
В Российской Федерации до 31.12.2012 действовал Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 (далее - Технический регламент, в настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826), согласно которому:
- бензин (автомобильный и авиационный) - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием,
- дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия,
- судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках,
- топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в газотурбинных (воздушно-реактивных) двигателях.
В приложении к Техническому регламенту указаны следующие требования к характеристикам перечисленных видов топлива:
- автомобильный бензин - температура конца кипения - не более 210 C,
- дизельное топливо - фракционный состав - 95% объема перегоняется при температуре не выше 360 C (не является температура конца кипения),
- топливо для реактивных двигателей - фракционный состав - 10% отгоняется при температуре не выше 205 C (для аппаратов с дозвуковой скоростью), 220 C (для аппаратов со сверхзвуковой скоростью), 90% отгоняется при температуре не выше 300 C (для аппаратов с дозвуковой скоростью), 290 C (для аппаратов со сверхзвуковой скоростью).
В новом Техническом регламенте (том 3 л.д. 38 - 41), кроме требований к автомобильному бензину, дизельному топливу и топливу для реактивных двигателей установлены следующие требования к авиационному бензину: фракционный состав - 10% отгоняется при температуре не выше 82 C, 90% отгоняется при температуре не выше 170 C.
Соответственно, технические характеристики фракционного состава дизельного топлива, авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей не предусматривают температуру конца кипения (то есть полного 100% выкипания вещества), в отличие от автомобильного бензина и иных подходящих под него веществ.
Указанные виды топлива (дизельное топливо, авиационный бензин и топливо для реактивных двигателей) не имеют конечную точку кипения (100%), что соответствуют их физико-химическим и эксплуатационным характеристикам, вследствие чего, указанные виды топлива, несмотря на возможное кипение в интервале от 30 до 215 C, не могут быть приравнены к прямогонному бензину, одним из основных признаков которого является именно температура полного выкипания (не более 215 C).
Указанный вывод косвенно подтверждается самим содержанием статьи 181 НК РФ, в которой присутствует в качестве подакцизных товаров не только автомобильный бензин, но и дизельное топливо, при том, что в случае принятия точки зрения Инспекции, необходимости в законодательном установлении такого вида топлива как дизельное топливо, при наличии понятия "прямогонный бензин" не имелось.
Суд, считает, что налоговый орган ошибочно устанавливает принадлежность к прямогонному бензину любых видов топлива, максимальная (конечная) температура кипения которых составляет до 215 C, вне зависимости от их технических характеристик, установленных в основном нормативном акте (ГОСТ или Технический регламент).
Целью законодателя, вводившего в 2002 году в статью 181 НК РФ пункт 10 под названием "прямогонный бензин", понятие которого отсутствовало на момент введения и отсутствуют в настоящее время в каком-либо техническом нормативном акте, являлось исключение случае не обложения акцизами реализации (передачи) топлива, не имеющего наименование "автомобильный бензин", в связи с незначительным отклонением технических характеристик, но фактически являющегося автомобильным бензином и применяющегося именно в этом виде.
Именно такое топливо, по существу являющееся автомобильным бензином, и должно облагаться акцизами как прямогонный бензин.
В отношении иных видов топлива, технические характеристики и особенности которого прямо установлены ГОСТами и/или даже Техническими регламентами, в случае, если такие виды топлива прямо не поименованы в статье 181 НК РФ (как например - дизельное топливо), суд считает, что их обложение акцизами под видом "прямогонного бензина", только из-за того, что их интервал кипения якобы включает в себя интервал кипения прямогонного бензина (30 - 215 C), является неправомерным, как исходя из различных (не сопоставимых) технических характеристик прямогонного бензина и иных видов топлива (авиационное, для реактивных двигателей, судовое), так и исходя из экономических и эксплуатационных особенностей.
Более того, налоговый орган в нарушении общих положений НК РФ предлагает облагать конкретный вид топлива (топливо для реактивных двигателей) акцизами не полностью, то есть всю реализацию или переработку, а исключительно только ту партию, в паспортах которой конечный интервал кипения (по мнению Инспекции) указан менее 215 C, что фактически расценивается судом как дискриминация налогоплательщиков по видам выпускаемой (перерабатываемой) продукции и является недопустимым.
Таким образом, судом установлено, что полученное в результате переработки топливо для реактивных двигателей ТС-1 правомерно не отнесено Обществом к прямогонному бензину, в том числе те партии, в паспортах качества которых указан интервал кипения 98% менее 215 C, в связи с не соответствием технических и эксплуатационных характеристик ТС-1 отраженных в Техническом регламенте признакам прямогонного бензина, установленным пунктом 10 статьи 181 НК РФ, поэтому оспариваемое решение от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по НДС в размере 13 665 740 руб., акцизу на прямогонный бензин в размере 75 920 778 руб., соответствующих пеней и штрафов является незаконным, противоречащим НК.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов, ввиду отсутствия освобождения государственных органов, проигравших спор, от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основание статьи 110 АПК РФ и не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012 по делу N А40-43040/12-107-231 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2013 N 09АП-14281/2013 ПО ДЕЛУ N А40-43040/12-107-231
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. N 09АП-14281/2013
Дело N А40-43040/12-107-231
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей М.С. Сафроновой, Н.В. Дегтяревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Семикеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012
по делу N А40-43040/12-107-231, принятое судьей М.В. Лариным
по иску (заявлению) ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" (ОГРН 1028600940565; 628616, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Северная, д. 6а/П)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
(ОГРН 1047702057765; 129223, г. Москва, Проспект Мира, ВВЦ, стр. 194)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Годзданкер Э.С. по дов. от 14.12.2012 N 99; Суругин Д.Н. по дов. от 14.12.2012 N 101
- от заинтересованного лица - Водовозов А.А по дов. от 26.09.2012 N 61; Семенов С.А. по дов. от 26.02.2013 N 13; Шиганов И.А. по дов. от 12.07.2012;
-
установил:
ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в суд к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) с требованием (с учетом уточнения, том 3 л.д. 1 - 4) о признании недействительным решения от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по НДС в размере 13 665 740 руб., акцизу на прямогонный бензин в размере 75 920 778 руб., соответствующих пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекция проводила выездную налоговую проверку Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 18.04.2011 N 52-22-18/179А (том 1 л.д. 105 - 147), рассмотрены возражения (том 1 л.д. 91 - 104) и материалы проверки (протокол от 25.05.2011 - том 3 л.д. 31 - 32), проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, с результатами которых налогоплательщик ознакомлен (протокол от 28.06.2011 - том 3 л.д. 29 - 30), рассмотрены материалы проверки с учетом дополнительных мероприятий (протокол от 28.06.2011 - том 3 л.д. 28).
По итогам рассмотрения вынесено решение от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности (том 1 л.д. 39 - 81), которым: налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 49 042 руб., по НДС в размере 156 495 432 руб., по акцизу в размере 12 056 335 руб., по транспортному налогу в размере 70 руб. (пункт 1), начислены пени по состоянию на 01.07.2011 за неуплату налога на прибыль организаций в размере 34 426 руб., НДС в размере 199 763 714 руб., акциза в размере 8 629 608 руб., транспортного налога в размере 61 руб. (пункт 2), предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 245 209 руб., НДС в размере 867 478 442 руб., акцизу по прямогонному бензину в размере 75 290 778 руб., транспортному налогу в размере 350 руб., уплатить штрафы и пени (пункт 3), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4).
Решением ФНС России от 15.12.2011 N СА-4-9/21392@ (том 1 л.д. 27 - 38) решение инспекции изменено путем отмены в части начисления НДС в размере 853 812 702 руб. по эпизоду, связанному с безвозмездно оказанными услугами по переработке давальческой нефти (пункт 3.2), с перерасчетом соответствующих пеней и штрафа, в остальной части оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 19.03.2012 - том 1 л.д. 3).
Общество оспаривает решение Инспекции в части начислений по акцизу по прямогонному бензину (пункт 2.1) и НДС, связанному с акцизом (пункт 3.1).
По оспариваемой части решения налоговый орган установил, что Общество в 2008 - 2009 года:
- в нарушении пункта 10 статьи 181 НК РФ не включало в налоговую базу по акцизам объем подакцизного товара - прямогонный бензин (ТС-1), выработанного из давальческого сырья и передаваемого собственнику на основании договора на оказание услуг по переработке сырой нефти, в результате чего, в бюджет не уплачен акциз в размере 75 290 778 руб.,
- в нарушении пункта 5 статьи 154 НК РФ при передаче прямогонного бензина (ТС-1), выработанного из давальческого сырья (сырой нефти) занижена налоговая база по НДС на необоснованно не исчисленные и не уплаченные суммы акцизов в размере 13 665 740 руб.
Судом установлено, что Общество на основании заключенных с ОАО "ННПО" договоров на оказание услуг по переработке сырой нефти от 31.12.2004 N ТВХ-0007-04 и от 31.12.2008 N ТВХ-0987-08 (том 2 л.д. 19 - 30) принимало от Заказчика (налогоплательщика) для переработки сырую нефть, производило из нее нефтепродукты, с дальнейшей отгрузкой грузополучателям, качество которых должно соответствовать ГОСТ, техническим условиям и спецификациям и удостоверяться, оформляемыми при отгрузке паспортами (сертификатами) качества.
Из актов приема-передачи нефтепродуктов (том 3 л.д. 17 - 19) следует, что Исполнитель изготавливал (перерабатывал) из сырья Заказчика следующие нефтепродукты:
- бензин газовый стабильный,
- дизельное топливо,
- топливо реактивное (ТС-1),
- присадки 2-х видов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 182 объектом налогообложения акцизами признаются операции по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
Налоговая база в силу пункта 1 статьи 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров при их реализации (передаче) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки.
Перечень подакцизных товаров, реализация (передача) которых является в силу статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами, установлен в статье 181 НК РФ и включает в себя, в том числе следующие виды товаров:
- пункт 7 - автомобильный бензин,
- пункт 8 - дизельное топливо,
- пункт 9 - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,
- пункт 10 - прямогонный бензин,
- пункт 11 - топливо печное бытовое.
При этом, пунктом 10 указанной статьи определено понятие "прямогонный бензин" исключительно для целей налогового законодательства, под которым понимается: бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. В свою очередь для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Следовательно, для признания вещества прямогонным бензином, необходимо одновременное выполнение двух условий:
- вещество должно быть получено в результате переработки нефти (в нашем случае) и не относится к автомобильному бензину или к продуктам нефтехимии,
- вещество должно являться смесью углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия (C) при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Инспекция, со ссылкой на Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения", утвержденную Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инспекция), а также анализ паспортов качестве на ряд партий, выработанного в результате переработки из сырой нефти на ОАО "ННПО" топлива для реактивных двигателей ТС-1 (том 3 л.д. 12 - 16), сделала вывод, что эти партии продукции имеют признаки (физико-химические и эксплуатационные показатели), позволяющие их отнести к прямогонному бензину, поскольку начальная и конечная точка кипения в паспортах относится к интервалу от 30 до 215 C.
Суд, рассмотрев доводы налогового органа, считает, что основания для отнесения произведенного на ОАО "ННПО" топлива для реактивных двигателей ТС-1 к прямогонному бензину, вне зависимости от интервала копия в паспортах качестве, не имеется ввиду следующего.
Из положений пункта 10 статьи 181 НК РФ следует, что основой для отнесения производимого путем переработки из нефти вещества к прямогонному бензину является его углеводородная составляющая, а также интервал кипения (от 30 до 215 C), под которым понимается промежуток между начальной и конечной точкой кипения.
Согласно определению указанных понятий в Большой энциклопедии нефти и газа, а также в ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава":
- начальная точка кипения (температура начала кипения) - температура, отмеченная (скорректированная если необходимо) в момент падения капли конденсата с конца холодильника во время перегонки в стандартных условиях,
- конечная точка кипения (температура конца кипения) - максимальная температура, отмеченная (скорректированная, если необходимо) в период завершающей стадии перегонки в стандартных условиях, при которой стандартная (100 мл) порция испытуемого вещества полностью перегоняется (выкипает) из стеклянной колбы, в которой она находилась, в приемник - холодильник.
В Российской Федерации до 31.12.2012 действовал Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 (далее - Технический регламент, в настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826), согласно которому:
- бензин (автомобильный и авиационный) - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием,
- дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия,
- судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках,
- топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в газотурбинных (воздушно-реактивных) двигателях.
В приложении к Техническому регламенту указаны следующие требования к характеристикам перечисленных видов топлива:
- автомобильный бензин - температура конца кипения - не более 210 C,
- дизельное топливо - фракционный состав - 95% объема перегоняется при температуре не выше 360 C (не является температура конца кипения),
- топливо для реактивных двигателей - фракционный состав - 10% отгоняется при температуре не выше 205 C (для аппаратов с дозвуковой скоростью), 220 C (для аппаратов со сверхзвуковой скоростью), 90% отгоняется при температуре не выше 300 C (для аппаратов с дозвуковой скоростью), 290 C (для аппаратов со сверхзвуковой скоростью).
В новом Техническом регламенте (том 3 л.д. 38 - 41), кроме требований к автомобильному бензину, дизельному топливу и топливу для реактивных двигателей установлены следующие требования к авиационному бензину: фракционный состав - 10% отгоняется при температуре не выше 82 C, 90% отгоняется при температуре не выше 170 C.
Соответственно, технические характеристики фракционного состава дизельного топлива, авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей не предусматривают температуру конца кипения (то есть полного 100% выкипания вещества), в отличие от автомобильного бензина и иных подходящих под него веществ.
Указанные виды топлива (дизельное топливо, авиационный бензин и топливо для реактивных двигателей) не имеют конечную точку кипения (100%), что соответствуют их физико-химическим и эксплуатационным характеристикам, вследствие чего, указанные виды топлива, несмотря на возможное кипение в интервале от 30 до 215 C, не могут быть приравнены к прямогонному бензину, одним из основных признаков которого является именно температура полного выкипания (не более 215 C).
Указанный вывод косвенно подтверждается самим содержанием статьи 181 НК РФ, в которой присутствует в качестве подакцизных товаров не только автомобильный бензин, но и дизельное топливо, при том, что в случае принятия точки зрения Инспекции, необходимости в законодательном установлении такого вида топлива как дизельное топливо, при наличии понятия "прямогонный бензин" не имелось.
Суд, считает, что налоговый орган ошибочно устанавливает принадлежность к прямогонному бензину любых видов топлива, максимальная (конечная) температура кипения которых составляет до 215 C, вне зависимости от их технических характеристик, установленных в основном нормативном акте (ГОСТ или Технический регламент).
Целью законодателя, вводившего в 2002 году в статью 181 НК РФ пункт 10 под названием "прямогонный бензин", понятие которого отсутствовало на момент введения и отсутствуют в настоящее время в каком-либо техническом нормативном акте, являлось исключение случае не обложения акцизами реализации (передачи) топлива, не имеющего наименование "автомобильный бензин", в связи с незначительным отклонением технических характеристик, но фактически являющегося автомобильным бензином и применяющегося именно в этом виде.
Именно такое топливо, по существу являющееся автомобильным бензином, и должно облагаться акцизами как прямогонный бензин.
В отношении иных видов топлива, технические характеристики и особенности которого прямо установлены ГОСТами и/или даже Техническими регламентами, в случае, если такие виды топлива прямо не поименованы в статье 181 НК РФ (как например - дизельное топливо), суд считает, что их обложение акцизами под видом "прямогонного бензина", только из-за того, что их интервал кипения якобы включает в себя интервал кипения прямогонного бензина (30 - 215 C), является неправомерным, как исходя из различных (не сопоставимых) технических характеристик прямогонного бензина и иных видов топлива (авиационное, для реактивных двигателей, судовое), так и исходя из экономических и эксплуатационных особенностей.
Более того, налоговый орган в нарушении общих положений НК РФ предлагает облагать конкретный вид топлива (топливо для реактивных двигателей) акцизами не полностью, то есть всю реализацию или переработку, а исключительно только ту партию, в паспортах которой конечный интервал кипения (по мнению Инспекции) указан менее 215 C, что фактически расценивается судом как дискриминация налогоплательщиков по видам выпускаемой (перерабатываемой) продукции и является недопустимым.
Таким образом, судом установлено, что полученное в результате переработки топливо для реактивных двигателей ТС-1 правомерно не отнесено Обществом к прямогонному бензину, в том числе те партии, в паспортах качества которых указан интервал кипения 98% менее 215 C, в связи с не соответствием технических и эксплуатационных характеристик ТС-1 отраженных в Техническом регламенте признакам прямогонного бензина, установленным пунктом 10 статьи 181 НК РФ, поэтому оспариваемое решение от 07.07.2011 N 52-22-18/339-1р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по НДС в размере 13 665 740 руб., акцизу на прямогонный бензин в размере 75 920 778 руб., соответствующих пеней и штрафов является незаконным, противоречащим НК.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов, ввиду отсутствия освобождения государственных органов, проигравших спор, от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основание статьи 110 АПК РФ и не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2012 по делу N А40-43040/12-107-231 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
М.С.САФРОНОВА
Н.В.ДЕГТЯРЕВА
М.С.САФРОНОВА
Н.В.ДЕГТЯРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)