Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А27-20709/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А27-20709/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" на решение от 25.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семенычева Е.И.) и постановление от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Полосин А.Л.) по делу N А27-20709/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Челинская, 18, ОГРН 1034246003032, ИНН 4246003873) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (650024, г. Кемерово, ул. Глинки, 19, ОГРН 1044205091435, ИНН 4205035918) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" - Рохвалова Ю.А. по доверенности от 18.04.2013;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Зубков А.Л. по доверенности от 28.05.2013.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Шахтоуправление Анжерское" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, ОАО "Шахтоуправление Анжерское") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее -налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 18.09.2012 N 102 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 8 331 000 руб., пени в размере 526 519,20 руб., штрафа в размере 1 666 200 руб.
Решением от 25.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2011 года, представленной Обществом, о чем составлен акт проверки от 08.08.2012 N 33 с указанием на выявленные нарушения налогового законодательства.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 18.09.2012 N 102, согласно которому ОАО "Шахтоуправление Анжерское" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 4 180 218 руб., также Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 20 901 090 руб., а также пени в размере 1 320 948,89 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 09.11.2012 апелляционная жалоба Общества удовлетворена частично. Решение Инспекции от 18.09.2012 N 102 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение изменено в части отмены доначисленного налога на добычу полезных ископаемых в размере 6 954 090 руб., начисленных пени за несвоевременную уплату налога в размере 439 498,49 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в размере 1 390 818 руб., в остальной части решение Инспекции утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Основанием для начисления налога на добычу полезных ископаемых послужило необоснованное, по мнению налогового органа, занижение Обществом количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по общеустановленной налоговой ставке, а также необоснованное применение ставки 24 руб. за 1 тонну добытого угля.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 334, 336 - 338, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 31, 32 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122, пунктов 34 - 36 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 14.07.2009 N 207, Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215, исходили из того, что с целью учета состояния минерально-сырьевой базы запасы полезных ископаемых подлежат постановке на государственный баланс; сведения в государственный баланс на 1 января года вносятся на основании государственной отчетности предприятия, осуществляющего разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, за предыдущий год, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемого Роснедрами; по окончании отчетного периода баланс корректировке не подлежит.
Согласно Инструкции РД-07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.1997 N 121-1 и Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.07.1997 N 28, установлено, что под запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу и получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке. Списание балансовых запасов полезных ископаемых производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения N 5-ГР, 11-ШРП, утвержденных постановлением Госкомстата России от 09.02.2007 N 17.
Судами установлено, что согласно представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2011 года налогоплательщиком добыто угля по налоговой ставке 0% - 148 000 тонн, по ставке 24 руб. за 1 тонну добытого угля 2 900 тонн, в связи с чем сумма налога на добычу полезных ископаемых к уплате в бюджет определена налогоплательщиком в размере 69 600 руб.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: отчет по форме N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", ответ Управления по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) от 07.08.2012 N 11413, ответ Кемеровского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу от 06.08.2012 N 11323, ответ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 25.07.2012 N 10815, суды установили, что:
- - налогоплательщиком в проверяемом периоде осуществлялась добыча каменного угля марки КС, которая на основании Классификации углей относятся к маркам угля - коксующий, и в соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации должна облагаться по ставке 57 руб. за 1 тонну добытого угля;
- - что по состоянию на 01.01.2011 на государственном балансе полезных ископаемых Российской Федерации на участке недр ОАО "Шахтоуправление Анжерское" по лицензии КЕМ 12781 ТЭ числятся запасы коксующегося каменного угля марок КС и ОС, других марок (в частности ТС) на Госбалансе не числится;
- - что учет запасов, в том числе и по марочному составу, производится по результатам государственной экспертизы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области; в форме 5-ГР отражается добыча каменного угля по марочному составу в соответствии с марочным составом числящихся запасов на государственном балансе; отсутствие движения запасов (лицензия КЕМ 12781 ТЭ) по марке ТС в форме 5-ГР за 2011 год свидетельствует о том, что ОАО "Шахтоуправление Анжерское" не проводило переоценку запасов по марочному составу углей Лицензионного участка с обязательной ее государственной экспертизой.
Данные обстоятельства налогоплательщик не отрицает.
Учитывая, что Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих правомерность перемаркировки угля в соответствии с требованиями действующего законодательства с марки КС в марку ТС, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество не имело право заявлять о налогообложении добытых полезных ископаемых по рассматриваемому эпизоду по ставке 24 руб. за 1 тонну.
Довод Общества о том, что фактически добываемый на предприятии уголь соответствует марке ТС, который должен облагаться по ставке 24 руб. /тн, был предметом рассмотрения апелляционной инстанции, который обоснованно отклонил его, правомерно указав, что в отсутствие переоценки угля марки КС коксующийся на марку ТС в установленном порядке (с обязательной государственной экспертизой) у налогоплательщика отсутствует право на самостоятельное, без правовых оснований, и, соответственно, произвольное избрание ставки налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.
Результаты испытаний независимой лаборатории ООО "Стюарт инспекшн", на которые Общество ссылается в кассационной жалобе, также были предметом исследования арбитражного суда апелляционной инстанции, который, оценив протокол испытаний от 20.01.2011 N L9765-2 ООО "Стюарт инспекшн", акт отбора образцов проб от 11.01.2011 N 2322, установил, что цель лабораторных испытаний была иная - установление показателей для марки угля ТС, а не установление непосредственно самой марки угля с конкретного участка недр (лава N 27 пласта Румянцевский по лицензии КЕМ 12781 ТЭ). При этом апелляционный суд правильно отметил, что результаты этих испытаний не являются основанием для перемаркировки запасов.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года (а не данные статистической отчетности), довод Общества о том, что статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено использование для целей начисления налога на добычу полезных ископаемых данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, необоснован.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20709/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА

Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Е.В.ПОЛИКАРПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)