Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-66568/2011

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А56-66568/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Косаревым В.С.
при участии:
от истца (заявителя): Комисаренко М.А. по доверенности от 10.01.2013
от ответчика: Шевцовой Е.Н. по доверенности от 18.12.2012 N 05-06/17040
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2027/2013) ЗАО "Скреблово" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2012 по делу N А56-66568/2011 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Скреблово"
к УФНС России по Ленинградской области
о признании недействительным решения

установил:

Закрытое акционерное общество "Скреблово" (место нахождения: 188273, Ленинградская область, Лужский район, п. Скреблово, ИНН 4710003596) (далее - ЗАО "Скреблово", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2012, заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2012 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А56-66568/2011 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 04.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению заявителя, поскольку Общество не получило от собственника земельного участка Администрации Лужского района Свидетельство на право бессрочного пользования земельным участкам, то собственником сорного земельного участка является Муниципальное образование Лужский район. Кроме того, Общество считает, что в нарушение требований статьи 136 АПК РФ, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не проводил предварительное судебное заседание.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявления Общества о признании незаконными действий должностных лиц ФГБУ ФКП "Росреестр" по внесению сведений в кадастровый учет.
Представитель Управления возражал против удовлетворения, как жалобы, так и ходатайства о приостановлении производства по делу, по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство Общества о приостановлении производства по настоящему делу, не находит оснований, предусмотренных статьями 143, 144 АПК РФ для удовлетворения заявленного ходатайства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ЗАО "Скреблово" проведена повторная выездная налоговая проверка, по итогам которой вынесено решение от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к ответственности. Этим же решением налоговый орган доначислил Обществу земельный налог за 2008 год в сумме 1 139 739 руб., за 2009 год в сумме 759 826 руб., а также предложил уплатить пени в сумме 210 498 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужило то, что ЗАО "Скреблово" исчислило налог с участка площадью 194 га, тогда как на основании постановления Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 Обществу предоставлен земельный участок общей площадью 5287 га.
Общество обжаловало решение Управления путем подачи апелляционной жалобы в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, решением ФНС РФ от 30.11.2011 N СА-4-9/2093@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, ЗАО "Скреблово" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При новом рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции, с учетом представленного налоговым органом кадастрового паспорта на спорный земельный участок, пришел к выводу о представлении налоговым органом доказательств, подтверждающих, что земельный участок, имеющий кадастровый номер 47:29:00-00-0002, используется налогоплательщиком в сельскохозяйственном назначении.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что принятый судебный акт не подлежит отмене.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются представительными органами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктами 1 и 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 "О перерегистрации права на землепользование АОЗТ "Скреблово" в Лужском районе" Обществу передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в размере 5287 га, которому присвоен кадастровый номер 47:29:00-00-000:0002.
Как следует из пункта 3 названного постановления, Обществу в составе 5287 га переданы мелкоконтурные естественные сельскохозяйственные угодья - 194 га, лесные площади - 4185 га, кустарники - 246 га и прочие - 662 га.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" площадь земельного участка с кадастровым номером 47:29:00-00-000:0002 составляет 52 870 000 кв. м, удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 7,33 руб. /кв. м, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 составляет 387 537 100,00 руб.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о правомерности исчисления земельного налога лишь в отношении 194 га сельскохозяйственных угодий подлежат отклонению, поскольку налогоплательщики не вправе самостоятельно расчетным путем определять кадастровую стоимость земельного участка.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
При новом рассмотрении дела Управлением из Отдела по Лужскому району филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области получен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 47:29:00-0:0002, согласно которому земельный участок имеет площадь 52 870 000 кв. м, кадастровую стоимость 387 537 100 руб., отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и правообладателем является заявитель на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Следовательно, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправление о предоставлении земли.
Поскольку в 2008 - 2009 годах заявитель обладал данным земельным участком на праве постоянного пользования, суд обоснованно указал на наличие у него обязанности по уплате земельного налога, исходя из площади земельного участка, указанного в постановлении Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 и в кадастровом паспорте на земельный участок.
Довод заявителя относительно того, что до ЗАО "Скреблово" не были доведены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в сроки, установленные статьи 396 НК РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно Постановлению N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Закона N 221-ФЗ.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога за спорный период, Общество имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в установленном порядке, однако с письменным заявлением в соответствующий орган не обращалось, что нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь положениями вышеприведенных норм законодательства, суд пришел к выводу о правомерности доначисления инспекцией спорных сумм земельного налога за 2008, 2009 годы исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, не установлено. Довод Общества о не проведении судом при новом рассмотрении настоящего дела предварительного судебного заседания, отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" Арбитражный суд, повторно рассматривающий дело, определяет объем конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству, в том числе необходимость проведения предварительного судебного заседания, с учетом обстоятельств данного дела и полноты имеющихся в деле доказательств. В случае необходимости истребования дополнительных доказательств, проведения экспертизы и совершения других процессуальных действий арбитражный суд выносит соответствующее определение.
В данном случае, исходя из предмета спора и представленных сторонами доказательств, документов, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела счел возможным не назначать предварительное судебное заседание.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства в результате исследования и оценки имеющихся в нем доказательств, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для отмены решения от 04.12.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2012 по делу N А56-66568/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Скреблово" (место нахождения: 188273, Ленинградская область, Лужский район, п. Скреблово, ОГРН 1024701557484) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 765 от 24.12.2012 при подаче апелляционной жалобы госпошлину в размере 1000 руб.

Председательствующий
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА

Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)