Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А70-1215/2013

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А70-1215/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4617/2013) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2013 по делу N А70-1215/2013 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (ОГРН 1027200780749, ИНН 7202010861) к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов о признании недействительным решения от 08.11.2012 N 383-тп/72,
при участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" - Михайлов Ю.М. по доверенности N 01-1/5473 от 15.11.2011 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов - Ильина Л.В. по доверенности N 5/Д-3 от 18.03.2013 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Невзорова Н.А. по доверенности N 3/Д-3 от 25.02.2013 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - Киселева Д.Л. по доверенности N 280-12 от 224.12.2012 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (далее по тексту - заявитель, Учреждение, ФГБО ВПО "Тюменский государственный университет") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов (далее по тексту - заинтересованное лицо, РЭК), в котром просило о признать незаконным решение РЭК N 383-тп/72 от 08.11.2012 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" энергопринимающих устройств ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет".
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее по тексту - третье лицо, ОАО "СУЭНКО").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2013 по делу N А70-1215/2013 в удовлетворении заваленного Учреждением требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции на основании части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 15, 16, 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, пунктов 7, 8, 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5, пришел к выводу о том, что в случае строительства объектов электросетевого хозяйства по индивидуальному проекту в размер платы за технологическое присоединение включается сумма налога на прибыль сетевой организации, рассчитанного в составе необходимой валовой выручки.
При этом суд первой инстанции признал обоснованным включение в расчет платы за технологическое присоединение суммы налога на прибыль в размере 3 013 827 руб., рассчитанной правильно.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы ФГБО ВПО "Тюменский государственный университет" настаивает на неправомерности включения в размер платы за технологическое присоединение налога на прибыль.
Податель жалобы, ссылаясь на положения статей 44, 274, 247, 313 НК Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на то, что налог на прибыль не может исчисляться и уплачиваться в привязке к хозяйственной операции по строительству объекта электросетевого хозяйства ТП-10/0,4кВ и КЛ-10кВ/0,4кВ по индивидуальному проекту для выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" энергопринимающих устройств Учреждения, и рассчитываться на бедующее время. Налог на прибыль уплачивается с конкретного финансового результата деятельности налогоплательщика в течение определенного срока (налогового периода).
По мнению подателя жалобы, поскольку четкий механизм расчета суммы налога на прибыль при установлении платы именинно за технологическое присоединение отсутствует, Учреждению не представляется возможным предоставить контррасчет суммы налога на прибыль, подлежащей включению в расчет платы за технологическое присоединение.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители РЭК и ОАО "СУЭНКО" возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ФГБО ВПО "Тюменский государственный университет" обратилось в ОАО "СУЭНКО" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для электроснабжения общежития квартирного типа, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 9 Января, 9б, к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" с расчетной мощностью 450 кВт.
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, ОАО "СУЭНКО" подготовило проект индивидуальных технических условий для строительства и присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих Учреждению, для энергоснабжения общежития квартирного типа.
Данными техническими условиями определено, что для выполнения мероприятий по технологическому присоединению вышеуказанного Объекта к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" потребуется выполнение работ по строительству ТП-10/0,4кВ и КЛ-10кВ/0,4кВ, строительство которых не включено в инвестиционную программу развития электрических сетей ОАО "СУЭНКО". ОАО "СУЭНКО" направило в РЭК заявление об установлении платы за технологическое присоединение к своим электрическим сетям энергопринимающих устройств, принадлежащих Учреждению.
По результатам рассмотрения заявления 29.06.2012 РЭК принято решение N 194-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" энергопринимающих устройств ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" в размере 12 077 542 руб.".
При этом в установленной РЭК плате не были учтены заявленные ОАО "СУЭНКО" расходы на уплату налога на прибыль в размере 3 013 827 руб..
На основании обращения ОАО "СУЭНКО" решением N 383-тп/72 от 08.11.2012 РЭК внесены изменения в решение N 194-тп/72 от 29.06.2012, установив размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" с учетом налога на прибыль.
ФГБО ВПО "Тюменский государственный университет" полагая, что включение в расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" налога на прибыль является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения 08.11.2012 N 383-тп/72.
09.04.2013 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пунктам 4 и 5 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков и основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 основ ценообразования).
Согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пункт 20 Основ ценообразования устанавливает, что в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктами 3, 30 и 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы прилагаются в том числе, расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службой по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.
Указанные полномочия на территории Тюменской области осуществляет Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.
Пунктами 8 и 9 Методических указаний предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям и рассчитывается в соответствии с разделами II и III Методических указаний или определяется посредством применения стандартизированных тарифных ставок в соответствии с разделом IV Методических указаний.
Плановые экономически обоснованные расходы сетевой организации на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ее сетям устройств юридических и физических лиц для целей определения размера платы за технологическое присоединение в соответствии с разделами II и III Методических указаний определяются путем расчета необходимой валовой выручки согласно Основам ценообразования, пункт 20 которых, как уже ранее было отмечено, предусматривает включение в структуру необходимой валовой выручки суммы налога на прибыль организаций.
Таким образом, сетевая организация обязана нести все затраты по оплате, в том числе налога на прибыль организаций. Затраты на оплату налога на прибыль сетевых организаций должны быть учтены при расчете платы за технологическое присоединение.
Учитывая изложенное, включение сумм налога на прибыль в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" энергопринимающих устройств Учреждения, рассчитанного в составе необходимой валовой выручки, предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
При этом расчет налога на прибыль осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает общие характеристики определения в целях налогообложения налогом на прибыль организаций (глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации) расходов налогоплательщика, которые, как уменьшающие полученные им доходы, учитываются при расчете налоговой базы данного налога.
В рассматриваемом случае построенные ОАО "СУЭНКО" за счет средств Учреждения объекты электросетевого хозяйства стоимостью 12 077 542 руб. (без учета налога на добавленную стоимость), являются доходом для целей налогообложения ОАО "СУЭНКО", поскольку именно у сетевой организации остается данное имущество, которое не подлежит передаче ни Учреждению, ни третьим лицам.
Такими образом, 12 077 542 руб. является чистой прибылью ОАО "СУЭНКО" после налогообложения, что составляет 80% доли в общей сумме налогооблагаемой базы с налогом на прибыль.
Налоговая ставка согласно статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлена в размере 20%, что в рассматриваемом случае составит 3 013 827 руб.
Таким образом, включение в расчет платы за технологическое присоединение суммы налога на прибыль в размере составит 3 013 827 руб. соответствует требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, завышение налоговой ставки по налогу на прибыль судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы Учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылками на положения статей 44, 274, 247, 313 Налогового кодекса Российской Федерации, о том, что налог на прибыль не может исчисляться и уплачиваться в привязке к одной хозяйственной операции по строительству объекта электросетевого хозяйства ТП-10/0,4кВ и КЛ-10кВ/0,4кВ по индивидуальному проекту для выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "СУЭНКО" энергопринимающих устройств Учреждения, и рассчитываться на будущее время, не опровергают вышеизложенных выводов суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, приведенные в апелляционной жалобе тезисы Учреждения со ссылками на статьи Налогового кодекса Российской Федерации о том, что налог на прибыль уплачивается с конкретного финансового результата деятельности налогоплательщика в течение определенного срока (налогового периода), являются правильными для целей налогообложения прибыли налогоплательщика, однако они не могут быть применены в целях установления тарифа за технологическое присоединение.
Вопросы ценообразования в электроэнергетике, в том числе вопрос о включении в плату за технологическое присоединение суммы налога на прибыль, не регулируются исключительно законодательством о налогах и сборах, поскольку тариф за технологическое присоединение определяется индивидуального по каждому случаю подключения к электрическим сетям. Определение налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении работ по присоединению к объектам электросетевого хозяйства осуществляется в общем порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, однако при определении суммы налога на прибыль, подлежащей включению в состав тарифа за технологическое присоединение, не могут быть соблюдены все требования налогового законодательства.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что отказав в удовлетворении заявленных Учреждением требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, Учреждением при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически Учреждением была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2013 по делу N А70-1215/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1375968 от 25.04.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)