Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе,
апелляционное производство N 05АП-8100/2013
на решение от 19.06.2013
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-13920/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Интурист-Находка" (ИНН 2508011694, ОГРН 1022500709417)
к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (ИНН 2536066913, ОГРН 1022502287378)
о признании незаконным постановления от 18.04.2013 N 20-13-014/пн
при участии:
от регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО: Плохотнюк И.А., представитель про доверенности от 10.01.2013 N 20-13-МА-03/30, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 178.
В судебное заседание не явились:
ЗАО "Интурист-Находка", о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Интурист-Находка" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее по тексту - административный орган, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2010 N 20-10-024/пн о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росфиннадзор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что у суда отсутствовали основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным. Такое обстоятельство, как представление обществом отчета до вынесения оспариваемого постановления не может свидетельствовать о малозначительности правонарушения, а является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и не предполагает наступления каких-либо вредных последствий в качестве основания для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержала доводы апелляционной жалобы, обжалуемое решение просила отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ЗАО "Интурист-Находка", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, региональным отделением была проведена проверка ЗАО "Интурист-Находка" по вопросам соблюдения Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг".
В ходе проверки было установлено, что общество не представило в установленный срок до 15.02.2013 отчетность акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг за 2012 отчетный год.
По факту выявленного нарушения административным органом 05.04.2013 г. в присутствии представителя общества - Михайловского А.В. составлен протокол N 20-13-014/пр-ап об административном правонарушении.
18.04.2013 по результатам рассмотрения административного дела РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление N 20-13-014/пн о назначении ЗАО "Интурист-Находка" административного наказания, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, за нарушение срока представления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков отчета акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, вина общества, однако счел возможным освободить общество от ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательное требование к порядку ведения реестра.
На основании пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения содержащую следующую информацию:
1) общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
2) сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
3) сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");
4) сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.
Представляемая отчетность должна содержать указание на дату ее составления, а также должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати акционерного общества.
Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности, указанной в абзаце первом настоящего пункта, заверенную в надлежащем порядке копию действующих правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
Пунктом 4 вышеуказанного Приказа установлено, что акционерным обществам, самостоятельно осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, в течение 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего Приказа привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Приказа.
Из пункта 4.2 и пункта 5 Письма от 11.02.2010 N 10-ВМ-02/2620 о применении Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", следует, что во исполнение пункта 3 Приказа акционерным обществам следует предоставить отчетность за 2012 год в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения не позднее 15 февраля 2013 года.
Отчетность предоставляется в произвольной форме с соблюдением требований указанного пункта Приказа на бумажном носителе и в электронной форме (рекомендуемый вариант формы отчетности содержится в Приложении N 1 к настоящему письму).
За несоблюдение правил и норм, предусмотренных Приказом, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра, несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Таким образом, обществу необходимо было не позднее 15.02.2013 представить в РО ФСФР России в ДФО, являющееся территориальным органом ФСФР России, действующим на территории Дальневосточного федерального округа отчетность, акционерного общества самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, за 2012 отчетный год.
Как следует из материалов дела, в установленный срок обществом указанная отчетность в РО ФСФР России в ДФО не представлена, что подтверждается актом от 04.04.2013 "О не поступлении почтовой корреспонденции". Отчетность акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, за 2012 отчетный год представлена ЗАО "Интурист-Находка" в РО ФСФР России в ДФО 17.04.2013 (вх. N 20-13-2168), то есть с нарушением установленного срока.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, материалами дела установлен факт совершения обществом правонарушения - нарушение сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчета акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Относительно возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности апелляционная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 названного Постановления).
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Утверждая об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, административный орган не дал оценку конкретным обстоятельствам дела, ограничившись указанием на формальный состав правонарушения, не предполагающий наступление общественно-опасных последствий, и повышенную общественную опасность состава правонарушения.
Данные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о наличии угрозы охраняемым законом правоотношениям в конкретном случае, в связи с чем апелляционной коллегией соответствующие доводы апелляционной жалобы не принимаются.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая небольшой период просрочки, фактически общество представило отчет по первому требованию контролирующего органа, суд апелляционной инстанции считает, что совершенное обществом правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило и не могло причинить вреда интересам граждан, общества и государства.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае применение статьи 2.9 КоАП РФ будет соответствовать не только частным интересам лица, привлекаемого к ответственности, но и публичным интересам государства. Факт возбуждения административного дела и объявление устного замечания выполняют предупредительную функцию, в связи с чем, охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства.
Частью 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена арбитражным судом в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 по делу N А51-13920/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 N 05АП-8100/2013 ПО ДЕЛУ N А51-13920/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. N 05АП-8100/2013
Дело N А51-13920/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе,
апелляционное производство N 05АП-8100/2013
на решение от 19.06.2013
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-13920/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Интурист-Находка" (ИНН 2508011694, ОГРН 1022500709417)
к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (ИНН 2536066913, ОГРН 1022502287378)
о признании незаконным постановления от 18.04.2013 N 20-13-014/пн
при участии:
от регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО: Плохотнюк И.А., представитель про доверенности от 10.01.2013 N 20-13-МА-03/30, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 178.
В судебное заседание не явились:
ЗАО "Интурист-Находка", о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Интурист-Находка" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее по тексту - административный орган, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2010 N 20-10-024/пн о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росфиннадзор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что у суда отсутствовали основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным. Такое обстоятельство, как представление обществом отчета до вынесения оспариваемого постановления не может свидетельствовать о малозначительности правонарушения, а является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и не предполагает наступления каких-либо вредных последствий в качестве основания для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержала доводы апелляционной жалобы, обжалуемое решение просила отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ЗАО "Интурист-Находка", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, региональным отделением была проведена проверка ЗАО "Интурист-Находка" по вопросам соблюдения Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг".
В ходе проверки было установлено, что общество не представило в установленный срок до 15.02.2013 отчетность акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг за 2012 отчетный год.
По факту выявленного нарушения административным органом 05.04.2013 г. в присутствии представителя общества - Михайловского А.В. составлен протокол N 20-13-014/пр-ап об административном правонарушении.
18.04.2013 по результатам рассмотрения административного дела РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление N 20-13-014/пн о назначении ЗАО "Интурист-Находка" административного наказания, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, за нарушение срока представления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков отчета акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, вина общества, однако счел возможным освободить общество от ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательное требование к порядку ведения реестра.
На основании пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения содержащую следующую информацию:
1) общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
2) сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
3) сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");
4) сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.
Представляемая отчетность должна содержать указание на дату ее составления, а также должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати акционерного общества.
Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности, указанной в абзаце первом настоящего пункта, заверенную в надлежащем порядке копию действующих правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
Пунктом 4 вышеуказанного Приказа установлено, что акционерным обществам, самостоятельно осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, в течение 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего Приказа привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Приказа.
Из пункта 4.2 и пункта 5 Письма от 11.02.2010 N 10-ВМ-02/2620 о применении Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", следует, что во исполнение пункта 3 Приказа акционерным обществам следует предоставить отчетность за 2012 год в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения не позднее 15 февраля 2013 года.
Отчетность предоставляется в произвольной форме с соблюдением требований указанного пункта Приказа на бумажном носителе и в электронной форме (рекомендуемый вариант формы отчетности содержится в Приложении N 1 к настоящему письму).
За несоблюдение правил и норм, предусмотренных Приказом, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра, несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Таким образом, обществу необходимо было не позднее 15.02.2013 представить в РО ФСФР России в ДФО, являющееся территориальным органом ФСФР России, действующим на территории Дальневосточного федерального округа отчетность, акционерного общества самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, за 2012 отчетный год.
Как следует из материалов дела, в установленный срок обществом указанная отчетность в РО ФСФР России в ДФО не представлена, что подтверждается актом от 04.04.2013 "О не поступлении почтовой корреспонденции". Отчетность акционерного общества, самостоятельно осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, за 2012 отчетный год представлена ЗАО "Интурист-Находка" в РО ФСФР России в ДФО 17.04.2013 (вх. N 20-13-2168), то есть с нарушением установленного срока.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, материалами дела установлен факт совершения обществом правонарушения - нарушение сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчета акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Относительно возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности апелляционная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 названного Постановления).
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Утверждая об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, административный орган не дал оценку конкретным обстоятельствам дела, ограничившись указанием на формальный состав правонарушения, не предполагающий наступление общественно-опасных последствий, и повышенную общественную опасность состава правонарушения.
Данные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о наличии угрозы охраняемым законом правоотношениям в конкретном случае, в связи с чем апелляционной коллегией соответствующие доводы апелляционной жалобы не принимаются.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая небольшой период просрочки, фактически общество представило отчет по первому требованию контролирующего органа, суд апелляционной инстанции считает, что совершенное обществом правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило и не могло причинить вреда интересам граждан, общества и государства.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае применение статьи 2.9 КоАП РФ будет соответствовать не только частным интересам лица, привлекаемого к ответственности, но и публичным интересам государства. Факт возбуждения административного дела и объявление устного замечания выполняют предупредительную функцию, в связи с чем, охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства.
Частью 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена арбитражным судом в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2013 по делу N А51-13920/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)