Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре М.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Сарапульский электрогенераторный завод" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
установил:
Открытое акционерное общество "Сарапульский электрогенераторный завод" (далее по тексту - ОАО "СЭГЗ") обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г.). В обоснование указывает, что владеет на праве собственности 24 земельными участками, расположенными в кадастровых кварталах N и N, уплачивает земельный налог. Оспариваемым нормативным правовым актом изменены в сторону увеличения удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Сарапул" по 9 группе вида разрешенного использования для кадастровых кварталов N и N на территории которых расположены находящиеся в собственности заявителя земельные участки. Указанные изменения привели увеличению кадастровой стоимости их земельных участков, что влечет для предприятия увеличение налоговых платежей, исчисляемых исходя из установленной кадастровой стоимости земельных участков. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просил признать его недействующим с момента принятия в части:
- - пункта 2, в части изменения пункта 18 раздела 12 "Город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым удельный показатель стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в рублях на квадратный метр изменен с "538,69" на "839,13";
- - пункта 2, в части изменения пункта 19 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым удельный показатель стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в рублях на квадратный метр изменен с "535,41" на "661,08";
- В судебном заседании представитель ОАО "СЭГЗ" ФИО 6 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики ФИО 7 заявление полагала необоснованным. Пояснила, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Основанием для принятия данного постановления явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в постановлении Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления, что соответствует требованиям Регламента Правительства Удмуртской Республики. В данном случае по аналогии закона сведения о новой (исправленной) кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровую ошибку, представлены в виде проекта постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г., как и в случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель. Правительство Удмуртской Республики не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную органом кадастрового учета. В результате кадастровая стоимость отдельных земельных участков и удельные показатели в разрезе кадастрового квартала были заменены на те, что существовали до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года. Полагает, что письмо Росрегистрации от 03.04.2009 г. N 3-1324-ГЕ, регламентирующее процедуру исправления ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и не подлежит применению.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по Удмуртской Республике) ФИО 8 заявление полагал необоснованным. Пояснил, что в связи с обращениями органов местного самоуправления об уменьшении сумм поступающих в местные бюджеты налогов Управлением Росреестра по Удмуртской Республике был проанализирован отчет оценщика и выявлена кадастровая ошибка, которая была воспроизведена в вышеуказанном постановлении Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. и в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. Основанием для принятия последнего явились пояснительная записка и проект постановления, представленные Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республики. Оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. по ряду земельных участков была возвращена кадастровая стоимость, установленная ранее постановлением Правительства Удмуртской Республики N 181 от 26.05.2003 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", действовавшим до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. Отдельных решений об устранении кадастровой ошибки в отношении кадастровой стоимости принадлежащих ОАО "СЭГЗ" земельных участков ими не принималось.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ОАО "СЭГЗ" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее по тексту - Правила N 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем, 18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (определение N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года N 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ОАО "СЭГЗ" на основании договоров купли-продажи земельных участков из государственных и муниципальных земель до разграничения государственной собственности на землю от 12.02.2008 г. и от 17.01.2012 г. N 2 является собственником следующих земельных участков:
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 16920 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 7084 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 13 000 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 20323 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 5947 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 3500 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 3195 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2010 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 244943 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 460 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1075 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1203 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 114 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 999 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 321 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 885 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2454 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2201 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 567 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 112 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1438 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 855 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 232259 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 25464,5 кв. м,
что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 17.07.2009 г. Согласно выписок из государственного кадастра недвижимости находящиеся в собственности заявителя земельные участки стоят на кадастровом учете.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ОАО "СЭГЗ" поскольку увеличение кадастровой стоимости находящихся в собственности заявителя земельных участков, отнесенных к категории земель "земли населенных пунктов", и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за данные земельные участки.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что с января 2009 года, то есть с начала налогового периода, ОАО "СЭГЗ" осуществляло расчет авансовых платежей по земельному налогу, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка), исчисленной с применением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов, в которых расположены земельные участки заявителя, которые утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года в ранее принятое постановление N 275 от 24 ноября 2008 года внесены изменения, повлекшие увеличение кадастровой стоимости земельных участков истца.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности заявителя, повлекло увеличение сумм уплачиваемого земельного налога.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР N 116 от 15 мая 2009 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР N 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05, в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поэтому несостоятельными являются доводы представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике о том, что направленную в Правительство Удмуртской Республики пояснительную записку следует рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, т.к. указанный документ не отвечает требованиям, изложенным в п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и по своей сути не является решением органа кадастрового учета.
Согласно п. 11 Правил N 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством Удмуртской Республики при принятии обжалуемого постановления N 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР N 116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года).
Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона N 221-ФЗ и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ N 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N 316 от 08 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Причем, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", чем обосновывало Управление Росреестра по Удмуртской Республике наличие кадастровой ошибки, и что могло бы свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя, а за основу приняты показатели кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденные постановлением Правительства РФ N 181 от 26 мая 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Данное постановление было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные утратившим силу постановлением Правительства Удмуртской Республики N 181 от 26 мая 2003 года, что противоречит общим правовым нормам о действии нормативного акта во времени.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением N 116 от 15 мая 2009 года результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов 18:30:000028 и 18:30:000027 по девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", т.е. в разрезе кадастровых кварталов по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которых находятся земельные участки, собственником которых является заявитель.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку удельные показатели принадлежащих заявителю земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами N 316 от 8 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвержден факт того, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением положений федерального законодательства, требования заявителя о признании данного постановления недействующим в части с момента его принятия подлежат удовлетворению.
Суд также находит обоснованными доводы заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, т.к. приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
Доводы представителей Правительства Удмуртской Республики и Управления Росреестра по Удмуртской Республике об отсутствии нарушения прав заявителя ввиду того, что расчет сумм налоговых платежей по уплате земельного налога произведен им в соответствии с отраженной в кадастровых паспортах земельных участков кадастровой стоимостью, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 без учета внесенных оспариваемых постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 изменений, суд находит необоснованными. В силу положений ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка как налоговая база при исчислении сумм земельного налога определяется в соответствии с земельным законодательством. Соответственно основанием для исчисления налоговой базы налогоплательщиком являются нормативные правовые акты субъекта РФ, которыми утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и определена кадастровая стоимость земельных участков. Поэтому изменение оспариваемым нормативным актом кадастровой стоимости земельных участков заявителя возлагает на него обязанность производить исчисление сумм земельного налога с учетом измененной кадастровой стоимости. Более того, из представленных заявителем документов следует, что органом кадастрового учета от 04.05.2012 г. N 1800/12-19322 принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о принадлежащих заявителю земельных участках в части определения их кадастровой стоимости. При этом содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя приведены в соответствие с оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года. Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют о нарушении прав заявителя оспариваемым нормативным актом, учитывая, что определение налоговой базы в отношении принадлежащих ему земельных участков должно производиться заявителем в соответствии с их кадастровой стоимостью согласно постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление открытого акционерного общества "Сарапульский электрогенераторный завод" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- - пункта 2, в части изменения цифры "538,69" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м) на цифру "839,13" в пункте 18 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года";
- - пункта 2, в части изменения цифры "535,41" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м) на цифру "661,08" в пункте 19 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 10.07.2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2012 года
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре М.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Сарапульский электрогенераторный завод" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
установил:
Открытое акционерное общество "Сарапульский электрогенераторный завод" (далее по тексту - ОАО "СЭГЗ") обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г.). В обоснование указывает, что владеет на праве собственности 24 земельными участками, расположенными в кадастровых кварталах N и N, уплачивает земельный налог. Оспариваемым нормативным правовым актом изменены в сторону увеличения удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Сарапул" по 9 группе вида разрешенного использования для кадастровых кварталов N и N на территории которых расположены находящиеся в собственности заявителя земельные участки. Указанные изменения привели увеличению кадастровой стоимости их земельных участков, что влечет для предприятия увеличение налоговых платежей, исчисляемых исходя из установленной кадастровой стоимости земельных участков. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просил признать его недействующим с момента принятия в части:
- - пункта 2, в части изменения пункта 18 раздела 12 "Город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым удельный показатель стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в рублях на квадратный метр изменен с "538,69" на "839,13";
- - пункта 2, в части изменения пункта 19 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым удельный показатель стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в рублях на квадратный метр изменен с "535,41" на "661,08";
- В судебном заседании представитель ОАО "СЭГЗ" ФИО 6 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики ФИО 7 заявление полагала необоснованным. Пояснила, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Основанием для принятия данного постановления явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в постановлении Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления, что соответствует требованиям Регламента Правительства Удмуртской Республики. В данном случае по аналогии закона сведения о новой (исправленной) кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровую ошибку, представлены в виде проекта постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г., как и в случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель. Правительство Удмуртской Республики не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную органом кадастрового учета. В результате кадастровая стоимость отдельных земельных участков и удельные показатели в разрезе кадастрового квартала были заменены на те, что существовали до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года. Полагает, что письмо Росрегистрации от 03.04.2009 г. N 3-1324-ГЕ, регламентирующее процедуру исправления ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и не подлежит применению.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по Удмуртской Республике) ФИО 8 заявление полагал необоснованным. Пояснил, что в связи с обращениями органов местного самоуправления об уменьшении сумм поступающих в местные бюджеты налогов Управлением Росреестра по Удмуртской Республике был проанализирован отчет оценщика и выявлена кадастровая ошибка, которая была воспроизведена в вышеуказанном постановлении Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. и в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. Основанием для принятия последнего явились пояснительная записка и проект постановления, представленные Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республики. Оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г. по ряду земельных участков была возвращена кадастровая стоимость, установленная ранее постановлением Правительства Удмуртской Республики N 181 от 26.05.2003 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", действовавшим до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 г. Отдельных решений об устранении кадастровой ошибки в отношении кадастровой стоимости принадлежащих ОАО "СЭГЗ" земельных участков ими не принималось.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ОАО "СЭГЗ" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее по тексту - Правила N 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем, 18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (определение N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года N 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ОАО "СЭГЗ" на основании договоров купли-продажи земельных участков из государственных и муниципальных земель до разграничения государственной собственности на землю от 12.02.2008 г. и от 17.01.2012 г. N 2 является собственником следующих земельных участков:
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 16920 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 7084 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 13 000 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 20323 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 5947 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 3500 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 3195 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2010 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 244943 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 460 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1075 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1203 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 114 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 999 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 321 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 885 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2454 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 2201 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 567 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 112 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 1438 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 855 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 232259 кв. м;
- в <адрес>, кадастровый номер N, площадью 25464,5 кв. м,
что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 17.07.2009 г. Согласно выписок из государственного кадастра недвижимости находящиеся в собственности заявителя земельные участки стоят на кадастровом учете.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ОАО "СЭГЗ" поскольку увеличение кадастровой стоимости находящихся в собственности заявителя земельных участков, отнесенных к категории земель "земли населенных пунктов", и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за данные земельные участки.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что с января 2009 года, то есть с начала налогового периода, ОАО "СЭГЗ" осуществляло расчет авансовых платежей по земельному налогу, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка), исчисленной с применением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов, в которых расположены земельные участки заявителя, которые утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года в ранее принятое постановление N 275 от 24 ноября 2008 года внесены изменения, повлекшие увеличение кадастровой стоимости земельных участков истца.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности заявителя, повлекло увеличение сумм уплачиваемого земельного налога.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР N 116 от 15 мая 2009 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР N 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05, в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поэтому несостоятельными являются доводы представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике о том, что направленную в Правительство Удмуртской Республики пояснительную записку следует рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, т.к. указанный документ не отвечает требованиям, изложенным в п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и по своей сути не является решением органа кадастрового учета.
Согласно п. 11 Правил N 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством Удмуртской Республики при принятии обжалуемого постановления N 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР N 116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года).
Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона N 221-ФЗ и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ N 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N 316 от 08 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Причем, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", чем обосновывало Управление Росреестра по Удмуртской Республике наличие кадастровой ошибки, и что могло бы свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя, а за основу приняты показатели кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденные постановлением Правительства РФ N 181 от 26 мая 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Данное постановление было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные утратившим силу постановлением Правительства Удмуртской Республики N 181 от 26 мая 2003 года, что противоречит общим правовым нормам о действии нормативного акта во времени.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением N 116 от 15 мая 2009 года результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов 18:30:000028 и 18:30:000027 по девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", т.е. в разрезе кадастровых кварталов по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которых находятся земельные участки, собственником которых является заявитель.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку удельные показатели принадлежащих заявителю земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами N 316 от 8 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвержден факт того, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением положений федерального законодательства, требования заявителя о признании данного постановления недействующим в части с момента его принятия подлежат удовлетворению.
Суд также находит обоснованными доводы заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, т.к. приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
Доводы представителей Правительства Удмуртской Республики и Управления Росреестра по Удмуртской Республике об отсутствии нарушения прав заявителя ввиду того, что расчет сумм налоговых платежей по уплате земельного налога произведен им в соответствии с отраженной в кадастровых паспортах земельных участков кадастровой стоимостью, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 без учета внесенных оспариваемых постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 изменений, суд находит необоснованными. В силу положений ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка как налоговая база при исчислении сумм земельного налога определяется в соответствии с земельным законодательством. Соответственно основанием для исчисления налоговой базы налогоплательщиком являются нормативные правовые акты субъекта РФ, которыми утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и определена кадастровая стоимость земельных участков. Поэтому изменение оспариваемым нормативным актом кадастровой стоимости земельных участков заявителя возлагает на него обязанность производить исчисление сумм земельного налога с учетом измененной кадастровой стоимости. Более того, из представленных заявителем документов следует, что органом кадастрового учета от 04.05.2012 г. N 1800/12-19322 принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о принадлежащих заявителю земельных участках в части определения их кадастровой стоимости. При этом содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя приведены в соответствие с оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года. Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют о нарушении прав заявителя оспариваемым нормативным актом, учитывая, что определение налоговой базы в отношении принадлежащих ему земельных участков должно производиться заявителем в соответствии с их кадастровой стоимостью согласно постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление открытого акционерного общества "Сарапульский электрогенераторный завод" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- - пункта 2, в части изменения цифры "538,69" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м) на цифру "839,13" в пункте 18 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года";
- - пункта 2, в части изменения цифры "535,41" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, руб./кв. м) на цифру "661,08" в пункте 19 раздела 12 "город Сарапул" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
ГЛУХОВА И.Л.
Копия верна:
Судья
ГЛУХОВА И.Л.
Удмуртской Республики
ГЛУХОВА И.Л.
Копия верна:
Судья
ГЛУХОВА И.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)