Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4876/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-4876/2012


Председательствующий: Попова Э.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Г.О. - К. на решение Центрального районного суда города Омска от 08 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером _, расположенного по адресу: _, возложении обязанности произвести повторную кадастровую оценку земельного участка Г.О. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Г.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование требований указал, что в 2005 г. приобрел земельный участок по адресу _ с кадастровым номером _, общей площадью _ кв. м, с разрешенным видом использования - для общественно деловых целей под строение, на котором ранее располагалось строение - трамвайное ДЕПО, впоследствии иных назначений у строения не было. Согласно документам стоимость земельного участка составила _ руб., при этом в кадастровом паспорте стоимость земельного участка указана в размере _ руб. В процессе рассмотрения Советским районным судом г. Омска гражданского дела по иску ИФНС РФ по Советскому АО г. Омска к Г.О. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 - 2010 гг. ИФНС была представлена информация о кадастровой стоимости земельного участка в размере _ руб. Разрешенное использование земельного участка и его кадастровая стоимость были изменены без его уведомления, как собственника земельного участка. Просил признать незаконным действия ФБУ "Кадастровая палата по Омской области" по определению кадастровой стоимости земельного участка по адресу _" в 2009 - 2010 гг. в связи с ее несоответствием договору купли-продажи земельного участка от 19.04.2005 г. в размере _ руб.; обязать Кадастровую палату произвести повторную кадастровую оценку указанного земельного участка.
Г.О. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Г.О. - К. в судебном заседании пояснила, что отчет ФГУП ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка и постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" применительно к указанию кадастровой стоимости спорного земельного участка не оспаривает. Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере _ руб. значительно превышает рыночную стоимость - _ руб.
Представитель Управления Росреестра по Омской области А. в судебном заседании требования не признала. Пояснила, что Управлением не осуществлялись действия по определению кадастровой стоимости земельного участка, а лишь организовывалась работа по государственной кадастровой оценке земель в 2007 г. на территории г. Омска, определение кадастровой стоимости всех объектов оценки осуществляло ФГУП "ФКЦ "Земля" в лице филиала по Омской области - оценщика по государственному контракту. Управление Роснедвижимости по Омской области внесло сведения о кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п о внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п и Отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" от 27.11.2007 г. N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск". Указанный нормативный акт в редакции после ноября 2008 г. не признан незаконным. Право собственности у Г.О. на спорный земельный участок возникло 23.05.2005 г., прекратилось 30.08.2007 г. по причине отчуждения и вновь возникло с 11.06.2009 г. на основании решения Советского районного суда г. Омска от 29.04.2009 г., в связи с чем, Г.О. ИФНС предъявлены требования о взыскании земельного налога за 2009 - 2010 гг. Учитывая, что редакция статьи 66 ЗК РФ вступила в силу 26.06.2010 г., она не может распространять свое действие на прошлый период. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов г. Омска была проведена в 2007 г. на основании муниципального контракта от 01.08.2007 г. Прежняя редакция пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, предусматривающая, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, фактически не действовала, поскольку размер указанного процента и порядок его установления определены не были. Цена земельного участка, указанная в договоре купли-продажи, не может свидетельствовать о рыночной стоимости участка. Новая кадастровая стоимость участка определена с 01.01.2012 г. согласно приказу Минимущества Омской области N 36-п от 26.09.2011 г. в сумме _ руб.
Представитель ИФНС России по Советскому АО г. Омска Ж. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что размер задолженности по земельному налогу за 2009 и 2010 г. рассчитан исходя из кадастровой стоимости в размере _ руб., представленной в ИФНС Кадастровой палатой. Налог за указанные годы заявителем не уплачен. С 2007 по 2008 г. кадастровая стоимость составляла _ руб.
Представители ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области в судебное заседание не явился, извещен. В письменном отзыве указал на законодательное закрепление периода проведения государственной кадастровой оценке земель не реже одного раза в 5 лет, в процессе которой проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Спорный земельный участок поставлен на учет в ГКН с 31.03.2005 г., следовательно, он существовал на 01 января года проведения кадастровой оценки (2007 г.) и был оценен в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок должен использоваться для общественно-деловых целей под строение. Вид разрешенного использования спорного земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки был отнесен к 7 виду, кадастровая стоимость его на 2009 и 2010 г. составила _ руб. и была внесена в ГКН. ФБУ "Кадастровая палата по Омской области" не наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости, оснований для изменения сведений в ГКН не имеется. Заявил также о пропуске заявителем 3-месячного срока для обращения в суд.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Г.О. - К. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, самостоятельное изменение Управлением Росреестра по Омской области разрешенное пользование спорным земельным участком и его кадастровой стоимости без соответствующей публикации данных сведений, в связи с чем, отсутствовала возможность обжалования данных действий в установленном порядке, а также повлекло увеличение размера налогового сбора.
В отзывах на апелляционную жалобу представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С., представитель Управления Росреестра по Омской области А. просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда относительно отсутствия оснований для признания действий по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка и по организации его государственной кадастровой оценки незаконными.
В силу статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии лиц участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебным разбирательством установлено, что у Г.О. на основании договора купли-продажи возникло право собственности земельным участком с кадастровым номером _, площадью _ кв. м, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населенного пункта относительно административно-производственного корпуса, имеющего почтовый адрес _ и прекратилось 30.08.2007 г. по причине отчуждения. Вновь возникло с 11.06.2009 г. на основании решения Советского районного суда г. Омска.
Из кадастрового паспорта от 08 апреля 2005 года на указанный земельный участок следует, что нормативная цена земли, рассчитанная на 12 апреля 2005 года, составляет _ руб., ставка земельного налога - _ руб.
Исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником земельного участка самостоятельно.
Таким образом, у заявителя имелась и имеется возможность обратиться с заявлением в орган кадастрового учета об осуществлении государственного кадастрового учета по вопросу изменения вида разрешенного использования.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 18.11.2010 г. N 8896-р (с учетом изменений, внесенных Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.11.2010 г. N 9492-о) на основании решения ФГУ "Земельная кадастровая палат" по Омской области от 15.12.2010 г. N 36/10-10511 принадлежащему Г.О. земельному участку уточнен вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей под строение, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
На основании пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из части 3 этой же статьи следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, для установления налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка, используется государственная кадастровая оценка земель, а не рыночная стоимость земельного участка.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, не реже одного раза в 5 лет проводится государственная оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
Под рыночной стоимостью объекта оценки, как следует из статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Федеральные нормативные правовые акты не устанавливают тождества между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
На основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193 "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", Отчета от 27.11.2007 г. N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск", Управлением Роснедвижимости по Омской области 27.12.2007 г. в государственный земельный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером _ в размере _ руб.
Отчет ФГУП ФКЦ "Земля" являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; отчет и его составляющие показатели прошли проверку на предмет соответствия требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, в последующем установленные в отчете показатели были представлены на утверждение Правительству Омской области и утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области N 193-п от 26 ноября 2008 года).
Обратившись в суд с заявлением об оспаривании указанной выше кадастровой стоимости земельного участка в 2009 - 2010 гг. и возложении обязанности произвести повторную кадастровую оценку, Г.О. сослался на несоответствие такой стоимости данного земельного участка рыночной, указанной в договоре купли-продажи земельного участка N 606 от 19.04.2005 г. в размере _ руб.
Однако доводы заявителя опровергаются материалами дела, поскольку на основании Указа Губернатора Омской области N 110 от 19 июня 2003 года стоимость земельного участка до 2008 года составляла _ руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
То обстоятельство, что рыночная стоимость спорного земельного участка существенно выше кадастровой, не может свидетельствовать о необходимости изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, тем более, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п с учетом внесенных в него изменений постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193 и Отчет ФГУП ФКЦ "Земля", которыми определена и утверждена кадастровая стоимость, в частности спорного земельного участка в размере _ руб. и внесена в государственный кадастр, заявителем не оспариваются.
Данная величина на спорный период была отражена в кадастровом паспорте земельного участка.
Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка в размере _ руб. определена до начала налогового периода - 2009 года указанным выше постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п, вступившим в силу по состоянию на 01 января 2009 года, и доведенным до сведения налогоплательщика - заявителя Г.О. в установленном порядке.
Более того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отчета о рыночной стоимости участка заявителем в суд не представлено, Отчет ФГУП ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка заявитель не оспаривает, а выкупная стоимость земельного участка (цена договора), указанная сторонами в договоре в 2005 году, не может являться рыночной стоимостью земельного участка применительно к определению индивидуальной оценки рыночной стоимости в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. При этом не может быть принят во внимание довод заявителя со ссылкой на ст. 66 ЗК РФ о равенстве величин рыночной и кадастровой стоимости, так как п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции до 26 июля 2010 года) гласил о том, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости лишь в случаях определения его рыночной стоимости. Оснований для применения п. 3 ст. 66 ЗК РФ в новой редакции применительно к правоотношениям, возникшим на основании постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п, не имеется.
Более того, само Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" было опубликовано в средствах массовой информации, в частности в газете "Омский вестник" от 30.11.2008 года, к которой имелся открытый доступ всех желающих.
Учитывая, что сведения в ГКН о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в ГКН в ноябре 2008 года и находились в ГКН в период 2009 - 2011 годов на основании постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п, которое не отменено и не признано незаконным, оснований для изменения кадастровой стоимости суд первой инстанции обоснованно не усмотрел, в связи с чем, действия заинтересованных лиц признаны незаконными быть не могут, оснований для возложения на них обязанности произвести повторную кадастровую оценку земельного участка не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что, правильно применяя данные нормативные правовые акты к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соблюдении ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области требований норм материального права, определяющих порядок государственной оценки земель на основе их кадастровой стоимости, вследствие чего доводы апелляционной жалобы о необходимости повторной кадастровой оценки земельного участка за 2009 - 2010 годы, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права и не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда также указаны мотивы, по которым суд отказал в восстановлении заявителю срока на обжалование действий ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области при проведении кадастровой оценке. Оснований для иных выводов относительно отсутствия уважительных причин пропуска срока исковой давности судебная коллегия не находит.
Судом при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, соблюдены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

Решение Центрального районного суда города Омска от 08 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)