Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Служба недвижимости" (ИНН 2320119104, ОГРН 1042311674228) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (судьи Николаев Д.В., Шимбарева Н.В., Герасименко А.Н.) по делу N А32-14641/2012, установил следующее.
ООО "Служба недвижимости" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 01.02.2012 N 20-21/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 22 622 041 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 2 271 830 рублей пеней, 4 724 409 рублей штрафа за неуплату НДС по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 14 рублей пеней по НДФЛ.
Решением суда от 07.12.2012 с учетом определения от 21.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2013, требования общества в части признания недействительными решение инспекции от 01.03.2012 N 20-21/2 о начислении 22 622 041 рубля НДС, 2 271 830 рублей пеней, 4 724 409 рублей штрафа за неуплату НДС по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) удовлетворены. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С налогового органа в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований общества. По мнению подателя жалобы, суды применили нормы права, не подлежащие применению. Налоговый орган указывает на несоответствие вывода судов о правомерности распределения суммы НДС по одному счету-фактуры на несколько налоговых периодов; непринятие во внимание доводы инспекции о ненадлежащем оформлении первичных документов общества, представленных в обоснование налоговых вычетов; объект "автономный энергоблок" участвует в операциях как в облагаемых НДС, так и в освобожденных от налогообложения, поэтому требования по счету-фактуре, касающемуся этого объекта не могут быть удовлетворены в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что в связи с процедурой ликвидации общества и на основании решения заместителя начальника инспекции от 15.09.2011 N 20-17/52дсп, проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам за период с 01.01.2008 по 30.06.2011.
По результатам проверки составлен акт от 22.12.2011 N 20-20/21, в котором отражены выявленные налоговым органом нарушения.
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев акт выездной налоговой проверки, приложенные к нему материалы с возражениями общества при участии представителя общества вынес решение от 01.02.2012 N 20-21/2 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемым решением обществу начислено 23 563 658 рублей НДС, 2 271 816 рублей пеней, 4 724 364 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса, 14 рублей пеней по НДФЛ.
Апелляционная жалоба общества о несогласии с начислением НДС за налоговые периоды II - IV кварталы 2009 года, III - IV кварталы 2010 года, I - II кварталы 2011 года решением Управления Федеральной налоговой службы Краснодарского края от 12.03.2012 N 20-12-100 оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В обоснование произведенных начислений 23 563 658 рублей НДС, в том числе: 3 216 108 рублей за II квартал 2009 года, 260 610 рублей за III квартал 2009 года, 255 151 рубля за IV квартал 2009 года, 466 468 рублей за III квартал 2010 года, 2 609 294 рублей за IV квартал 2010 года, 16 761 497 рублей за I квартал 2011 года, 52 913 рублей за II квартал 2011 года, инспекция сослалась на непредставление счетов-фактур, полученных от поставщиков и подрядчиков, в том числе в результате истребования документов у контрагентов общества (Заказчик - ООО "ДИАЛ Строй Инвест" и генподрядчик - АО "Путеви" Ужице); неправильное определения пропорции в по облагаемым и необлагаемым НДС операциям; неправомерность заявления вычетов по счета-фактурам в ином налоговом периоде чем тот, в котором возникло право на вычет.
Удовлетворяя требования общества в оспариваемой части решения инспекции, суды исходили из следующего.
Общество в соответствии со статьями 143 и 246 Кодекса в 2008-2011 годах являлось плательщиком НДС и налога на прибыль.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления НДС определена - по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов (счетов-фактур и актов выполненных работ, услуг). Налоговым периодом для расчета НДС в соответствии со статьей 163 Кодекса является квартал.
Согласно договору аренды с администрацией города Сочи (зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы Краснодарского края 11.10.2007 N 23-23-18/021/2007-480) земельный участок по адресу г. Сочи, Курортный проспект, 92/5 передан обществу для строительства многоквартирного жилого комплекса (далее - МЖК).
26 октября 2006 года общество получило разрешение на строительство МЖК со встроено-пристроенными помещениями социального назначения с подземной автостоянкой по ул. Бытха Хостинского района". Разрешение на строительство от 18.12.2008 N RU23309-622 выдано администрацией г. Сочи взамен ранее выданного и действует до 26.11.2009.
01 октября 2004 года общество (Застройщик-Инвестор) и ООО "ДИАЛ Строй Инвест" (Технический Заказчик) заключили договор, согласно которому Технический Заказчик оказывает услуги Застройщику-Инвестору по выполнению функций Заказчика при подготовке, согласовании и реализации строительства объекта, по обеспечению строительства объекта, по обеспечению технического и авторского надзора за строительством и сдаче в гарантийную эксплуатацию объекта, а также услуг по обеспечению проектирования, согласованию, техническому и авторскому надзору, строительству и сдачи в эксплуатацию необходимого для обслуживания объекта автономного энергоблока. Действия, связанные с представлением интересов Застройщика-Инвестора во всех государственных, общественных и частных предприятиях, организациях или учреждениях по всем вопросам организации и строительства объекта, Технический Заказчик обязуется совершать от своего имени и имени Застройщика-Инвестора. За выполнение услуг по указанному Договору Застройщик-Инвестор принимает на себя обязательства выплатить Техническому Заказчику вознаграждение. Застройщик-Инвестор обязуется осуществлять финансирование строительства объекта и принять по акту приема-передачи готовый объект.
В дополнительном соглашении к договору стороны изменили состав участников договора, введя третью сторону - ООО "Строй-Техника", возложив на нее функции Технического Заказчика, в связи ООО "ДИАЛ Строй Инвест" принял на себя функции Заказчика, а ООО "Строй-Техника" Технического Заказчика. В обязанности Заказчика входят контрольные функции по соответствию объемов и качества выполняемых строительно-монтажных работ.
ООО "ДИАЛ Строй Инвест" 13.09.2006 заключил контракт N Б-1/2006 с генподрядчиком АО "Путеви" Ужице на выполнение работ по строительству объекта.
Согласно указанному контракту (с изменениями и дополнениями) окончательная цена контракта составляет 1 540 430 401 рубль 76 копеек. Предметом данного контракта является выполнение генподрядчиком работ по разработке рабочей документации, строительству и сдаче Заказчику результатов выполненных работ в соответствии с условиями контракта, утвержденной проектной документацией и техническим заданием. Срок действия контракта - с момента подписания до исполнения всех обязательств, принятых на себя сторонами. Контрактом определен порядок сдачи-приемки работ - после окончания работ по контракту производится сдача объекта Заказчику по акту приемки объекта. Генподрядчик одновременно с направлением Заказчику сообщения о готовности к сдаче объекта приемочной комиссии передает Заказчику по акту приемки-передачи 4 экземпляра исполнительной документации в составе определенном СНиПом и нормами градостроительного законодательства. Сдача объекта Заказчику производится в течение 10 рабочих дней с даты получения Заказчиком письменного извещения генподрядчика о готовности объекта к сдаче по акту приемки объекта капитального строительства, но не ранее момента подписания акта о сдаче объекта.
На момент окончания проверяемого периода (30.06.2011) строительство объекта завершено в полном объеме и общество получило:
- - акт от 07.12.2008 N 1 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией - 1-я очередь автономного энергоблока;
- - акт от 12.12.2008 N 2 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией -1-я очередь МЖК. Разрешение администрации г. Сочи от 19.12.2008 N RU 23309-287 на объекта на ввод в эксплуатацию 1-ой очереди (Литер А секции N 1, 2, 3);
- - акт N 3 без даты приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией - 2-я очередь МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой. Разрешение администрации г. Сочи от 16.12.2009 N RU 23309/413 на ввод в эксплуатацию 2-ой очереди (Секция N 4 - два блока автоматизированной шестиуровневой автопарковки на 294 машино-мест);
- - акт от 25.11.2009 N 4 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией -3-я очередь МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой. Разрешение администрации г. Сочи от 25.03.2010 N RU 23 309/464. на ввод в эксплуатацию 3-ей очереди (Секция N 5).
По окончанию строительства МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой ООО "ДИАЛ Строй Инвест" выставило обществу счета-фактуры от 15.01.2009 N 1-МЖК на сумму 1 886 972 093 рубля 87 копеек, в том числе 287 252 227 рублей 60 копеек НДС, от 31.03.2009 N 2-МЖК на сумму 81 232 219 рублей 49 копеек, в том числе 12 162 541 рубль 96 копеек НДС, N 3-МЖК на сумму 485 432 010 рублей 24 копейки, в том числе 73 814 035 рублей 45 копеек НДС, от 15.04.2010 N 4-МЖК на сумму 939 012 рублей 10 копеек, в том числе 66 052 рубля 69 копеек НДС, от 11.01.2009 N 1-АЭ на сумму 219 701 331 рубль 09 копеек, в том числе 33 424 372 рубля 61 копейка НДС.
В соответствии со статьей 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех з налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая ценными бумагами.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
В ходе выездной налоговой проверки установлено осуществление обществом как операций, освобождаемых от обложения НДС (реализация квартир в МЖК), так и операций, признаваемых объектом налогообложения НДС (реализация парковочных мест, иных нежилых помещений, автономного энергоблока).
В силу статьи 162 Кодекса налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения ми оказания услуг.
Согласно статье 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
- 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения оказания услуг);
- В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса (в редакции от 22.07.2005 N 119-ФЗ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
- Подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
- Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работу услуг) имущественных прав отгруженных за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При составлении налоговой декларации по НДС используются итоговые данные книги покупок и книги продаж за соответствующий налоговый период в соответствии с Правилами ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и заставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Следовательно, право на возмещение НДС возникает при наличии совокупности трех условий: получения счета-фактуры соответствующей требованиям статьи 169 Кодекса, оприходования приобретенных товаров (работ, услуг) и подтверждения указанных операций соответствующими первичными документами.
Суды установили соблюдение обществом названных условий и учли, что общество заявило к вычету НДС в течение трехлетнего периода с момента возникновения права на его возмещение.
Порядок предоставления налоговых вычетов регулируется статьями 171, 172 Кодекса.
Суды верно указали, что сами по себе нормы статьи 172 Кодекса, определяющие условия применения вычета по НДС, содержат лишь указание на период, в котором право применения этого вычета возникает у налогоплательщика. Каких-либо норм, ограничивающих либо запрещающих налогоплательщику реализовать это право только в том периоде, в котором оно возникло, ни статья 172 Кодекса, ни в целом глава 21 Кодекса не содержат. Налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих применение налоговых вычетов по НДС в более поздних налоговых периодах по сравнению с периодами оприходования и оплаты товара при соблюдении налогоплательщиком условий на их применение, а также с разбивкой суммы НДС указанной в счете-фактуре, в случае, когда применение налоговых вычетов не наносит ущерб бюджету.
Суды установили, что общество за II - IV кварталы 2009 года заявило вычеты по счету-фактуре от 11.01.2009 N 1-АЭ, выставленному ООО "ДИАЛ Строй Инвест" в связи со строительством автономного энергоблока.
Суды выяснили, что автономный энергоблок сдавался в аренду, а затем часть его (оборудование) реализована, следовательно, он использовался в деятельности, подпадающей под налогообложение НДС, что подтверждает право общества заявить к вычету в полном объеме НДС, предъявленный по счету-фактуре от 11.01.2009 N 1-АЭ.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 692/09).
Суды установили, что общество вело раздельный учет "входного" НДС, по операциям, подлежащим налогообложению и операциям, освобожденным от налогообложения, для целей отражения в бухгалтерском и налоговом учетах. Данное обстоятельство не оспаривал налоговый орган.
Судебные инстанции проверили расчет пропорций по отнесению сумм НДС к операциям, облагаемых НДС и освобождаемым от налогообложения, осуществленный обществом и сделали вывод о его законности.
Как следует из материалов дела счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК выставлен Заказчиком в I квартале 2010 года. К этому времени все работы, связанные со строительством жилых помещений были завершены.
Суды установили, что по каждой из трех очередей строительства, квартиры входят в состав только 1 очереди строительства (1, 2 и 3 секции МЖК). При этом первая очередь МЖК введена в эксплуатацию 12.12.2008. Свидетельство о праве собственности на первую очередь строительства получено 25.12.2008, что подтверждается копией свидетельства. Поэтому суды сделали правильный вывод о том, что счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК не относится к работам по строительству жилых секций МЖК, так как последние введены в эксплуатацию более чем за год до выставления Заказчиком этого счета-фактуры. К жилым секциям МЖК относится счет-фактура от 15.01.2009 N 1-МЖК (сумма НДС 287 252 227 рублей 06 копеек), который был выставлен непосредственно после ввода в эксплуатацию этих секций (секции 1, 2 и 3). Из прилагаемого акта передачи затрат по второй и третьей очереди (четвертой и пятой секции) МЖК от 15.01.2010, следует, что счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК относится к работам по строительству 4 и 5 секции МЖК, которые были введены в эксплуатацию 15.01.2010 и 15.04.2010 соответственно.
Поэтому вывод судов о том, что НДС, предъявленный по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, не относится к операциям, не облагаемым НДС (к строительству квартир), а полностью относится к операциям, облагаемым налогом (возведению нежилых помещений). НДС, предъявленный Заказчиком по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, не подвергался пропорциональному разделению на НДС, относящийся к необлагаемым операциями, и НДС, относящийся к операциям, облагаемым налогом. При этом, НДС, предъявленный Заказчиком, по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, разделялся между соинвесторами исходя из их долей в праве на приобретение в собственность нежилых помещений, являющихся объектом строительства. Такое разделение осуществлялось на основании справок "для отражения в налоговом учете в составе объектов "Готовая продукция".
Согласно справке, составленной в отношении 2 очереди (4 секция) МЖК из общей суммы НДС, относящейся к 4 секции МЖК (50 955 574 рубля 72 копейки) к помещениям, подлежащим передаче соинвесторам (машино-места), относится НДС в сумме 39 876 642 рубля 46 копеек. Соответственно, НДС, относящийся к нежилым помещениям, остающимся в собственности Заявителя - ресторан и часть машино-мест, составляет 11 078 932 рубля 26 копеек.
Согласно справке, составленной в отношении 3 очереди (5 секция) МЖК из общей суммы НДС, относящейся к 5 секции МЖК (38 640 058 рублей 17 копеек), к помещениям, подлежащим передаче соинвесторам, относится НДС в сумме 6 595 857 рублей 93 копейки, а НДС, относящийся к нежилым помещениям, остающимся в собственности Заявителя составляет 32 044 200 рублей 24 копейки.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что налоговым органом неправомерно заявителю доначислен НДС за периоды 2009-2011 годы в сумме 22 622 041 рубль, 2 271 830 рублей пени за несвоевременную уплату налога, 4 724 409 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод инспекции о том, что заявителем неверно рассчитана пропорция сумм "входящего" НДС, принимаемых к вычету, либо учитываемых в стоимости работ, а пропорция определена заявителем исходя из площади, а не выручки от реализации, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
Как установлено судами обеих инстанций, ни в акте выездной налоговой проверки, ни в оспариваемом заявителем решении налогового органа о привлечении к ответственности, отсутствуют выводы о том, что общество неправильно осуществляло раздельный учет сумм НДС или некорректно составляло предусмотренную пунктом 4 статьи 170 Кодекса пропорцию.
Довод инспекции о том, что автономный энергоблок реализован по цене ниже себестоимости, также правомерно отклонен судами по изложенным в судебных актах основаниям.
В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению, исследованию и оценке доказательств.
Нормы права суды применили правильно, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по делу N А32-14641/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-14641/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А32-14641/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Служба недвижимости" (ИНН 2320119104, ОГРН 1042311674228) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (судьи Николаев Д.В., Шимбарева Н.В., Герасименко А.Н.) по делу N А32-14641/2012, установил следующее.
ООО "Служба недвижимости" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 01.02.2012 N 20-21/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 22 622 041 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 2 271 830 рублей пеней, 4 724 409 рублей штрафа за неуплату НДС по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 14 рублей пеней по НДФЛ.
Решением суда от 07.12.2012 с учетом определения от 21.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2013, требования общества в части признания недействительными решение инспекции от 01.03.2012 N 20-21/2 о начислении 22 622 041 рубля НДС, 2 271 830 рублей пеней, 4 724 409 рублей штрафа за неуплату НДС по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) удовлетворены. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С налогового органа в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований общества. По мнению подателя жалобы, суды применили нормы права, не подлежащие применению. Налоговый орган указывает на несоответствие вывода судов о правомерности распределения суммы НДС по одному счету-фактуры на несколько налоговых периодов; непринятие во внимание доводы инспекции о ненадлежащем оформлении первичных документов общества, представленных в обоснование налоговых вычетов; объект "автономный энергоблок" участвует в операциях как в облагаемых НДС, так и в освобожденных от налогообложения, поэтому требования по счету-фактуре, касающемуся этого объекта не могут быть удовлетворены в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что в связи с процедурой ликвидации общества и на основании решения заместителя начальника инспекции от 15.09.2011 N 20-17/52дсп, проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам за период с 01.01.2008 по 30.06.2011.
По результатам проверки составлен акт от 22.12.2011 N 20-20/21, в котором отражены выявленные налоговым органом нарушения.
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев акт выездной налоговой проверки, приложенные к нему материалы с возражениями общества при участии представителя общества вынес решение от 01.02.2012 N 20-21/2 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемым решением обществу начислено 23 563 658 рублей НДС, 2 271 816 рублей пеней, 4 724 364 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса, 14 рублей пеней по НДФЛ.
Апелляционная жалоба общества о несогласии с начислением НДС за налоговые периоды II - IV кварталы 2009 года, III - IV кварталы 2010 года, I - II кварталы 2011 года решением Управления Федеральной налоговой службы Краснодарского края от 12.03.2012 N 20-12-100 оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В обоснование произведенных начислений 23 563 658 рублей НДС, в том числе: 3 216 108 рублей за II квартал 2009 года, 260 610 рублей за III квартал 2009 года, 255 151 рубля за IV квартал 2009 года, 466 468 рублей за III квартал 2010 года, 2 609 294 рублей за IV квартал 2010 года, 16 761 497 рублей за I квартал 2011 года, 52 913 рублей за II квартал 2011 года, инспекция сослалась на непредставление счетов-фактур, полученных от поставщиков и подрядчиков, в том числе в результате истребования документов у контрагентов общества (Заказчик - ООО "ДИАЛ Строй Инвест" и генподрядчик - АО "Путеви" Ужице); неправильное определения пропорции в по облагаемым и необлагаемым НДС операциям; неправомерность заявления вычетов по счета-фактурам в ином налоговом периоде чем тот, в котором возникло право на вычет.
Удовлетворяя требования общества в оспариваемой части решения инспекции, суды исходили из следующего.
Общество в соответствии со статьями 143 и 246 Кодекса в 2008-2011 годах являлось плательщиком НДС и налога на прибыль.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления НДС определена - по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов (счетов-фактур и актов выполненных работ, услуг). Налоговым периодом для расчета НДС в соответствии со статьей 163 Кодекса является квартал.
Согласно договору аренды с администрацией города Сочи (зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы Краснодарского края 11.10.2007 N 23-23-18/021/2007-480) земельный участок по адресу г. Сочи, Курортный проспект, 92/5 передан обществу для строительства многоквартирного жилого комплекса (далее - МЖК).
26 октября 2006 года общество получило разрешение на строительство МЖК со встроено-пристроенными помещениями социального назначения с подземной автостоянкой по ул. Бытха Хостинского района". Разрешение на строительство от 18.12.2008 N RU23309-622 выдано администрацией г. Сочи взамен ранее выданного и действует до 26.11.2009.
01 октября 2004 года общество (Застройщик-Инвестор) и ООО "ДИАЛ Строй Инвест" (Технический Заказчик) заключили договор, согласно которому Технический Заказчик оказывает услуги Застройщику-Инвестору по выполнению функций Заказчика при подготовке, согласовании и реализации строительства объекта, по обеспечению строительства объекта, по обеспечению технического и авторского надзора за строительством и сдаче в гарантийную эксплуатацию объекта, а также услуг по обеспечению проектирования, согласованию, техническому и авторскому надзору, строительству и сдачи в эксплуатацию необходимого для обслуживания объекта автономного энергоблока. Действия, связанные с представлением интересов Застройщика-Инвестора во всех государственных, общественных и частных предприятиях, организациях или учреждениях по всем вопросам организации и строительства объекта, Технический Заказчик обязуется совершать от своего имени и имени Застройщика-Инвестора. За выполнение услуг по указанному Договору Застройщик-Инвестор принимает на себя обязательства выплатить Техническому Заказчику вознаграждение. Застройщик-Инвестор обязуется осуществлять финансирование строительства объекта и принять по акту приема-передачи готовый объект.
В дополнительном соглашении к договору стороны изменили состав участников договора, введя третью сторону - ООО "Строй-Техника", возложив на нее функции Технического Заказчика, в связи ООО "ДИАЛ Строй Инвест" принял на себя функции Заказчика, а ООО "Строй-Техника" Технического Заказчика. В обязанности Заказчика входят контрольные функции по соответствию объемов и качества выполняемых строительно-монтажных работ.
ООО "ДИАЛ Строй Инвест" 13.09.2006 заключил контракт N Б-1/2006 с генподрядчиком АО "Путеви" Ужице на выполнение работ по строительству объекта.
Согласно указанному контракту (с изменениями и дополнениями) окончательная цена контракта составляет 1 540 430 401 рубль 76 копеек. Предметом данного контракта является выполнение генподрядчиком работ по разработке рабочей документации, строительству и сдаче Заказчику результатов выполненных работ в соответствии с условиями контракта, утвержденной проектной документацией и техническим заданием. Срок действия контракта - с момента подписания до исполнения всех обязательств, принятых на себя сторонами. Контрактом определен порядок сдачи-приемки работ - после окончания работ по контракту производится сдача объекта Заказчику по акту приемки объекта. Генподрядчик одновременно с направлением Заказчику сообщения о готовности к сдаче объекта приемочной комиссии передает Заказчику по акту приемки-передачи 4 экземпляра исполнительной документации в составе определенном СНиПом и нормами градостроительного законодательства. Сдача объекта Заказчику производится в течение 10 рабочих дней с даты получения Заказчиком письменного извещения генподрядчика о готовности объекта к сдаче по акту приемки объекта капитального строительства, но не ранее момента подписания акта о сдаче объекта.
На момент окончания проверяемого периода (30.06.2011) строительство объекта завершено в полном объеме и общество получило:
- - акт от 07.12.2008 N 1 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией - 1-я очередь автономного энергоблока;
- - акт от 12.12.2008 N 2 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией -1-я очередь МЖК. Разрешение администрации г. Сочи от 19.12.2008 N RU 23309-287 на объекта на ввод в эксплуатацию 1-ой очереди (Литер А секции N 1, 2, 3);
- - акт N 3 без даты приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией - 2-я очередь МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой. Разрешение администрации г. Сочи от 16.12.2009 N RU 23309/413 на ввод в эксплуатацию 2-ой очереди (Секция N 4 - два блока автоматизированной шестиуровневой автопарковки на 294 машино-мест);
- - акт от 25.11.2009 N 4 приемки-передачи законченного строительством объекта приемочной комиссией -3-я очередь МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой. Разрешение администрации г. Сочи от 25.03.2010 N RU 23 309/464. на ввод в эксплуатацию 3-ей очереди (Секция N 5).
По окончанию строительства МЖК со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и пристроенной автостоянкой ООО "ДИАЛ Строй Инвест" выставило обществу счета-фактуры от 15.01.2009 N 1-МЖК на сумму 1 886 972 093 рубля 87 копеек, в том числе 287 252 227 рублей 60 копеек НДС, от 31.03.2009 N 2-МЖК на сумму 81 232 219 рублей 49 копеек, в том числе 12 162 541 рубль 96 копеек НДС, N 3-МЖК на сумму 485 432 010 рублей 24 копейки, в том числе 73 814 035 рублей 45 копеек НДС, от 15.04.2010 N 4-МЖК на сумму 939 012 рублей 10 копеек, в том числе 66 052 рубля 69 копеек НДС, от 11.01.2009 N 1-АЭ на сумму 219 701 331 рубль 09 копеек, в том числе 33 424 372 рубля 61 копейка НДС.
В соответствии со статьей 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех з налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая ценными бумагами.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
В ходе выездной налоговой проверки установлено осуществление обществом как операций, освобождаемых от обложения НДС (реализация квартир в МЖК), так и операций, признаваемых объектом налогообложения НДС (реализация парковочных мест, иных нежилых помещений, автономного энергоблока).
В силу статьи 162 Кодекса налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения ми оказания услуг.
Согласно статье 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
- 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения оказания услуг);
- В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса (в редакции от 22.07.2005 N 119-ФЗ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
- Подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
- Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работу услуг) имущественных прав отгруженных за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При составлении налоговой декларации по НДС используются итоговые данные книги покупок и книги продаж за соответствующий налоговый период в соответствии с Правилами ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и заставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Следовательно, право на возмещение НДС возникает при наличии совокупности трех условий: получения счета-фактуры соответствующей требованиям статьи 169 Кодекса, оприходования приобретенных товаров (работ, услуг) и подтверждения указанных операций соответствующими первичными документами.
Суды установили соблюдение обществом названных условий и учли, что общество заявило к вычету НДС в течение трехлетнего периода с момента возникновения права на его возмещение.
Порядок предоставления налоговых вычетов регулируется статьями 171, 172 Кодекса.
Суды верно указали, что сами по себе нормы статьи 172 Кодекса, определяющие условия применения вычета по НДС, содержат лишь указание на период, в котором право применения этого вычета возникает у налогоплательщика. Каких-либо норм, ограничивающих либо запрещающих налогоплательщику реализовать это право только в том периоде, в котором оно возникло, ни статья 172 Кодекса, ни в целом глава 21 Кодекса не содержат. Налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих применение налоговых вычетов по НДС в более поздних налоговых периодах по сравнению с периодами оприходования и оплаты товара при соблюдении налогоплательщиком условий на их применение, а также с разбивкой суммы НДС указанной в счете-фактуре, в случае, когда применение налоговых вычетов не наносит ущерб бюджету.
Суды установили, что общество за II - IV кварталы 2009 года заявило вычеты по счету-фактуре от 11.01.2009 N 1-АЭ, выставленному ООО "ДИАЛ Строй Инвест" в связи со строительством автономного энергоблока.
Суды выяснили, что автономный энергоблок сдавался в аренду, а затем часть его (оборудование) реализована, следовательно, он использовался в деятельности, подпадающей под налогообложение НДС, что подтверждает право общества заявить к вычету в полном объеме НДС, предъявленный по счету-фактуре от 11.01.2009 N 1-АЭ.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 692/09).
Суды установили, что общество вело раздельный учет "входного" НДС, по операциям, подлежащим налогообложению и операциям, освобожденным от налогообложения, для целей отражения в бухгалтерском и налоговом учетах. Данное обстоятельство не оспаривал налоговый орган.
Судебные инстанции проверили расчет пропорций по отнесению сумм НДС к операциям, облагаемых НДС и освобождаемым от налогообложения, осуществленный обществом и сделали вывод о его законности.
Как следует из материалов дела счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК выставлен Заказчиком в I квартале 2010 года. К этому времени все работы, связанные со строительством жилых помещений были завершены.
Суды установили, что по каждой из трех очередей строительства, квартиры входят в состав только 1 очереди строительства (1, 2 и 3 секции МЖК). При этом первая очередь МЖК введена в эксплуатацию 12.12.2008. Свидетельство о праве собственности на первую очередь строительства получено 25.12.2008, что подтверждается копией свидетельства. Поэтому суды сделали правильный вывод о том, что счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК не относится к работам по строительству жилых секций МЖК, так как последние введены в эксплуатацию более чем за год до выставления Заказчиком этого счета-фактуры. К жилым секциям МЖК относится счет-фактура от 15.01.2009 N 1-МЖК (сумма НДС 287 252 227 рублей 06 копеек), который был выставлен непосредственно после ввода в эксплуатацию этих секций (секции 1, 2 и 3). Из прилагаемого акта передачи затрат по второй и третьей очереди (четвертой и пятой секции) МЖК от 15.01.2010, следует, что счет-фактура от 15.01.2010 N 3-МЖК относится к работам по строительству 4 и 5 секции МЖК, которые были введены в эксплуатацию 15.01.2010 и 15.04.2010 соответственно.
Поэтому вывод судов о том, что НДС, предъявленный по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, не относится к операциям, не облагаемым НДС (к строительству квартир), а полностью относится к операциям, облагаемым налогом (возведению нежилых помещений). НДС, предъявленный Заказчиком по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, не подвергался пропорциональному разделению на НДС, относящийся к необлагаемым операциями, и НДС, относящийся к операциям, облагаемым налогом. При этом, НДС, предъявленный Заказчиком, по счету-фактуре от 15.01.2010 N 3-МЖК, разделялся между соинвесторами исходя из их долей в праве на приобретение в собственность нежилых помещений, являющихся объектом строительства. Такое разделение осуществлялось на основании справок "для отражения в налоговом учете в составе объектов "Готовая продукция".
Согласно справке, составленной в отношении 2 очереди (4 секция) МЖК из общей суммы НДС, относящейся к 4 секции МЖК (50 955 574 рубля 72 копейки) к помещениям, подлежащим передаче соинвесторам (машино-места), относится НДС в сумме 39 876 642 рубля 46 копеек. Соответственно, НДС, относящийся к нежилым помещениям, остающимся в собственности Заявителя - ресторан и часть машино-мест, составляет 11 078 932 рубля 26 копеек.
Согласно справке, составленной в отношении 3 очереди (5 секция) МЖК из общей суммы НДС, относящейся к 5 секции МЖК (38 640 058 рублей 17 копеек), к помещениям, подлежащим передаче соинвесторам, относится НДС в сумме 6 595 857 рублей 93 копейки, а НДС, относящийся к нежилым помещениям, остающимся в собственности Заявителя составляет 32 044 200 рублей 24 копейки.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что налоговым органом неправомерно заявителю доначислен НДС за периоды 2009-2011 годы в сумме 22 622 041 рубль, 2 271 830 рублей пени за несвоевременную уплату налога, 4 724 409 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод инспекции о том, что заявителем неверно рассчитана пропорция сумм "входящего" НДС, принимаемых к вычету, либо учитываемых в стоимости работ, а пропорция определена заявителем исходя из площади, а не выручки от реализации, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
Как установлено судами обеих инстанций, ни в акте выездной налоговой проверки, ни в оспариваемом заявителем решении налогового органа о привлечении к ответственности, отсутствуют выводы о том, что общество неправильно осуществляло раздельный учет сумм НДС или некорректно составляло предусмотренную пунктом 4 статьи 170 Кодекса пропорцию.
Довод инспекции о том, что автономный энергоблок реализован по цене ниже себестоимости, также правомерно отклонен судами по изложенным в судебных актах основаниям.
В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению, исследованию и оценке доказательств.
Нормы права суды применили правильно, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по делу N А32-14641/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)