Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Сильченко Т.В. по доверенности от 02.07.2012.
от ответчиков: Северо-Западного акцизного таможенного поста - не явился, извещен.
- Центральная акцизная таможня - Степановой М.В. по доверенности от 01.08.2012 N 05-21/17839.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25537/2012) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2012 года по делу N А56-10572/2012 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Торговый Дом "Эйрфлот Техникс"
к Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный), Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (127322, Москва, ул. Фонвизина, 16/29, ОГРН 1057747570418, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западного акцизного таможенного поста (197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 23/21; 194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, 40А, ОГРН 1117847584777, далее - таможенный пост, СЗТП) о классификации товара от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 и обязании Центральной акцизной таможни (109240, Москва, Яузская ул., 8, ОГРН 1027700552065; далее - таможенный орган, ЦАТ) устранить допущенные нарушения прав путем возврата обществу 1 931 741 руб. 44 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 31.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Центральная акцизная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 31.10.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, ссылаясь на распоряжение Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров"; зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.03.2011 N 20063, считает, что ввезенный обществом товар - "автолифт бортпитания", модель СТ40СО правомерно классифицирован таможенным органом в товарной позиции 8704 ТН ВЭД.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, заявитель возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2011 года в соответствии с внешнеторговым контрактом от 07.06.2011 N SVM-44/11-37104-EU и приложением к нему N 1 общество как получатель и декларант ввезло на таможенную территорию таможенного союза из Франции товар - автолифт бортпитания, модель СТ40СО, новый, на базе шасси MERCEDEZ-BENZ ATEGO 1618, N WDB9700781L572013, 2011 г/в, мощность 130 квт, 177 л.с., объем 4250 см куб., скорость максимальная - 25 км/ч, в связи с чем подало на Северо-Западный таможенный пост декларацию на товары (ДТ) N 10009193/151111/0016050 (т. 1, л.д. 35-36), представив необходимые документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством.
Согласно дополнению к ДТ указанный автолифт предназначен для доставки, подъема и погрузки контейнеров с питанием на борт гражданских воздушных судов, с высотой стыковки - 5900 мм, грузоподъемностью передней платформы 500 кг, задней - 1500 кг, не предназначен для выезда на дороги общего пользования.
В графе 31 означенной ДТ указаны достоверные и подробные наименование, технические характеристики, количество и целевое назначение импортированного товара; в графе 33 ДТ декларантом заявлен код товара согласно ТН ВЭД - 8705 90 900 1: "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: прочие: прочие: новые" (ставка таможенной пошлины - 5%). Соответствующие данному коду таможенные платежи уплачены обществом в полном объеме.
В ходе таможенного контроля должностными лицами таможенного поста сделан вывод о том, что классификация товара декларантом ошибочна.
Согласно решению Северо-Западного таможенного поста от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 о классификации товара ввезенному автолифту бортпитания присвоен иной код ТН ВЭД - 8704 22 910 9: "Моторные транспортные средства для перевозки грузов: прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т: прочие: новые: прочие" (ставка таможенной пошлины - 25%).
В связи с указанным классификационным решением общество скорректировало соответствующие сведения в ДТ и доплатило таможенные платежи в сумме 1 931 741 руб. 44 коп., что подтверждается имеющимися в деле платежными документами и не оспаривается таможенным органом.
17.11.2011 таможенный пост выпустил товар для внутреннего потребления.
Не согласившись с решением таможенного органа об иной классификации товара, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа правовых и фактических оснований для классификации товара по коду 8704 22 910 9 ТН ВЭД и признал незаконным решение Северо-Западного акцизного таможенного поста от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 о классификации товара.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 2, 3 ст. 52 ТК ТС).
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Частью 1 статьи 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД России (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит основные правила интерпретации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В оспариваемом решении таможенный орган классифицировал спорный товар по коду 8704 22 910 9 "Моторные транспортные средства для перевозки грузов: прочие".
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства предназначены для транспортировки грузов.
Таможенный орган полагает, что ввезенный обществом товар, несмотря на то, что является спецмашиной, должен классифицироваться по коду 8704 ТН ВЭД, поскольку наделен, в том числе, функцией перевозки продуктов и вещей.
Как следует из описания товарной позиции 8705 ТН ВЭД, в этой товарной позиции классифицируются "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8705 ТН ВЭД в нее включается ряд моторных транспортных средств, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции.
Таким образом, и те и другие товары, поименованные в данных товарных позициях являются транспортными средствами, поскольку транспортная функция (доставка, перевозка) присуща и тем и другим, и те и другие установлены на шасси, имеют двигатель, схожие системы управления и прочие агрегаты, однако принципиальное отличие транспортных средств товарной позиции 8705 состоит в основной цели (предназначении)- не для перевозки грузов, их транспортная функция является вспомогательной, а не основной.
В рассматриваемом случае из представленных декларантом документов следует, что спорный товар (автолифт бортпитания, модель СТ40СО, на базе шасси MERCEDEZ-BENZ ATEGO 1618, мощность 130 квт, 177 л/с, объем 4250 см куб) предназначен для доставки, подъема и погрузки контейнеров с питанием на борт гражданских воздушных судов, используется только в аэропортах и с максимальной скоростью 25 км/ч, для выезда на дороги общего пользования данное транспортное средство не предназначено. Более того, для выполнения специальных функций автолифт бортпитания оборудован изотермическим кузовом-фургоном, что позволяет обеспечить сохранность продуктов питания, увеличить срок их хранения, дает возможность работать указанному транспорту в широком диапазоне температур.
Данные выводы основаны на представленной обществом технической документации, руководстве по эксплуатации, техническом паспорте самоходной машины, спецификации (приложение N 1 к договору).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что общество при декларировании товара, ввезенного по ДТ N 10009193/151111/0016050, правомерно классифицировало его в позиции 8507 ТН ВЭД, поскольку автолифт бортпитания является специальным автотранспортным средством, основной функцией (целью) которого является доставка и загрузка питания на борт воздушного судна самолета, путем непосредственной стыковки с воздушным судном для безопасного помещения на него бортового питания.
В обоснование правомерности классификации ввезенного товара в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС таможенный орган ссылается на пункт 139 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров", являющегося приложением к распоряжению ФТС от 19.01.2011 N 6-р.
Согласно пункту 139 Сборника автомобили любых фирм-производителей с подъемной платформой (автолифты), предназначенные для транспортировки контейнеров или поддонов и для загрузки/выгрузки их в самолет, указанные на рисунке 23, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС.
Податель жалобы, указывая на обязательность распоряжения ФТС N 6-р, как опубликованного нормативного правового акта, не учел, что определяющей характеристикой отнесения указанных в распоряжении автолифтов к товарной позиции 8704 является их видовое соответствие (визуальное, конструктивное и т.д.) конкретному виду, изображенному на рисунке 23.
Апелляционный суд при сопоставлении рисунка 23 и изображения ввезенного обществом автолифта на иллюстрированной спецификации (т. 1, л.д. 49-84), усматривает существенные отличия между ввезенным обществом товаром и товаром, изображенным на рисунке, по визуальному, конструктивному, опционному и техническому критериям. Эти отличия имеют классификационное значение.
Кроме того, в постановлении ФАС СЗО от 02.08.2011 по делу А56-50325/2011 указано, что юридическая сила распоряжения N 6-р (пункта 139 Сборника) не может восприниматься в отрыве от положений ТН ВЭД, ОПИ ТН ВЭД, положений статьи 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании", то есть вне системы источников права, имеющих определенную иерархию.
Поскольку никаких иных доказательств в обоснование своих доводов таможенный орган не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности таможенным органом правомерного отнесения спорного товара к позиции 8704 ТН ВЭД. Следовательно, оспариваемое решение о классификации товара от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 правомерно признано судом незаконным.
Таким образом, таможенные платежи, уплаченные в результате принятия оспариваемого решения о классификации, являются излишне уплаченными и подлежащими возврату (зачету) в порядке, установленном статьей 90 ТК ТС, статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 31.10.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения у апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2012 года по делу N А56-10572/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А56-10572/2012
Разделы:Акцизы; Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А56-10572/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Сильченко Т.В. по доверенности от 02.07.2012.
от ответчиков: Северо-Западного акцизного таможенного поста - не явился, извещен.
- Центральная акцизная таможня - Степановой М.В. по доверенности от 01.08.2012 N 05-21/17839.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25537/2012) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2012 года по делу N А56-10572/2012 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Торговый Дом "Эйрфлот Техникс"
к Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный), Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (127322, Москва, ул. Фонвизина, 16/29, ОГРН 1057747570418, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западного акцизного таможенного поста (197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 23/21; 194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, 40А, ОГРН 1117847584777, далее - таможенный пост, СЗТП) о классификации товара от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 и обязании Центральной акцизной таможни (109240, Москва, Яузская ул., 8, ОГРН 1027700552065; далее - таможенный орган, ЦАТ) устранить допущенные нарушения прав путем возврата обществу 1 931 741 руб. 44 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 31.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Центральная акцизная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 31.10.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, ссылаясь на распоряжение Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров"; зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.03.2011 N 20063, считает, что ввезенный обществом товар - "автолифт бортпитания", модель СТ40СО правомерно классифицирован таможенным органом в товарной позиции 8704 ТН ВЭД.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, заявитель возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2011 года в соответствии с внешнеторговым контрактом от 07.06.2011 N SVM-44/11-37104-EU и приложением к нему N 1 общество как получатель и декларант ввезло на таможенную территорию таможенного союза из Франции товар - автолифт бортпитания, модель СТ40СО, новый, на базе шасси MERCEDEZ-BENZ ATEGO 1618, N WDB9700781L572013, 2011 г/в, мощность 130 квт, 177 л.с., объем 4250 см куб., скорость максимальная - 25 км/ч, в связи с чем подало на Северо-Западный таможенный пост декларацию на товары (ДТ) N 10009193/151111/0016050 (т. 1, л.д. 35-36), представив необходимые документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством.
Согласно дополнению к ДТ указанный автолифт предназначен для доставки, подъема и погрузки контейнеров с питанием на борт гражданских воздушных судов, с высотой стыковки - 5900 мм, грузоподъемностью передней платформы 500 кг, задней - 1500 кг, не предназначен для выезда на дороги общего пользования.
В графе 31 означенной ДТ указаны достоверные и подробные наименование, технические характеристики, количество и целевое назначение импортированного товара; в графе 33 ДТ декларантом заявлен код товара согласно ТН ВЭД - 8705 90 900 1: "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: прочие: прочие: новые" (ставка таможенной пошлины - 5%). Соответствующие данному коду таможенные платежи уплачены обществом в полном объеме.
В ходе таможенного контроля должностными лицами таможенного поста сделан вывод о том, что классификация товара декларантом ошибочна.
Согласно решению Северо-Западного таможенного поста от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 о классификации товара ввезенному автолифту бортпитания присвоен иной код ТН ВЭД - 8704 22 910 9: "Моторные транспортные средства для перевозки грузов: прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т: прочие: новые: прочие" (ставка таможенной пошлины - 25%).
В связи с указанным классификационным решением общество скорректировало соответствующие сведения в ДТ и доплатило таможенные платежи в сумме 1 931 741 руб. 44 коп., что подтверждается имеющимися в деле платежными документами и не оспаривается таможенным органом.
17.11.2011 таможенный пост выпустил товар для внутреннего потребления.
Не согласившись с решением таможенного органа об иной классификации товара, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа правовых и фактических оснований для классификации товара по коду 8704 22 910 9 ТН ВЭД и признал незаконным решение Северо-Западного акцизного таможенного поста от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 о классификации товара.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 2, 3 ст. 52 ТК ТС).
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Частью 1 статьи 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД России (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит основные правила интерпретации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В оспариваемом решении таможенный орган классифицировал спорный товар по коду 8704 22 910 9 "Моторные транспортные средства для перевозки грузов: прочие".
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства предназначены для транспортировки грузов.
Таможенный орган полагает, что ввезенный обществом товар, несмотря на то, что является спецмашиной, должен классифицироваться по коду 8704 ТН ВЭД, поскольку наделен, в том числе, функцией перевозки продуктов и вещей.
Как следует из описания товарной позиции 8705 ТН ВЭД, в этой товарной позиции классифицируются "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8705 ТН ВЭД в нее включается ряд моторных транспортных средств, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции.
Таким образом, и те и другие товары, поименованные в данных товарных позициях являются транспортными средствами, поскольку транспортная функция (доставка, перевозка) присуща и тем и другим, и те и другие установлены на шасси, имеют двигатель, схожие системы управления и прочие агрегаты, однако принципиальное отличие транспортных средств товарной позиции 8705 состоит в основной цели (предназначении)- не для перевозки грузов, их транспортная функция является вспомогательной, а не основной.
В рассматриваемом случае из представленных декларантом документов следует, что спорный товар (автолифт бортпитания, модель СТ40СО, на базе шасси MERCEDEZ-BENZ ATEGO 1618, мощность 130 квт, 177 л/с, объем 4250 см куб) предназначен для доставки, подъема и погрузки контейнеров с питанием на борт гражданских воздушных судов, используется только в аэропортах и с максимальной скоростью 25 км/ч, для выезда на дороги общего пользования данное транспортное средство не предназначено. Более того, для выполнения специальных функций автолифт бортпитания оборудован изотермическим кузовом-фургоном, что позволяет обеспечить сохранность продуктов питания, увеличить срок их хранения, дает возможность работать указанному транспорту в широком диапазоне температур.
Данные выводы основаны на представленной обществом технической документации, руководстве по эксплуатации, техническом паспорте самоходной машины, спецификации (приложение N 1 к договору).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что общество при декларировании товара, ввезенного по ДТ N 10009193/151111/0016050, правомерно классифицировало его в позиции 8507 ТН ВЭД, поскольку автолифт бортпитания является специальным автотранспортным средством, основной функцией (целью) которого является доставка и загрузка питания на борт воздушного судна самолета, путем непосредственной стыковки с воздушным судном для безопасного помещения на него бортового питания.
В обоснование правомерности классификации ввезенного товара в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС таможенный орган ссылается на пункт 139 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров", являющегося приложением к распоряжению ФТС от 19.01.2011 N 6-р.
Согласно пункту 139 Сборника автомобили любых фирм-производителей с подъемной платформой (автолифты), предназначенные для транспортировки контейнеров или поддонов и для загрузки/выгрузки их в самолет, указанные на рисунке 23, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС.
Податель жалобы, указывая на обязательность распоряжения ФТС N 6-р, как опубликованного нормативного правового акта, не учел, что определяющей характеристикой отнесения указанных в распоряжении автолифтов к товарной позиции 8704 является их видовое соответствие (визуальное, конструктивное и т.д.) конкретному виду, изображенному на рисунке 23.
Апелляционный суд при сопоставлении рисунка 23 и изображения ввезенного обществом автолифта на иллюстрированной спецификации (т. 1, л.д. 49-84), усматривает существенные отличия между ввезенным обществом товаром и товаром, изображенным на рисунке, по визуальному, конструктивному, опционному и техническому критериям. Эти отличия имеют классификационное значение.
Кроме того, в постановлении ФАС СЗО от 02.08.2011 по делу А56-50325/2011 указано, что юридическая сила распоряжения N 6-р (пункта 139 Сборника) не может восприниматься в отрыве от положений ТН ВЭД, ОПИ ТН ВЭД, положений статьи 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании", то есть вне системы источников права, имеющих определенную иерархию.
Поскольку никаких иных доказательств в обоснование своих доводов таможенный орган не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности таможенным органом правомерного отнесения спорного товара к позиции 8704 ТН ВЭД. Следовательно, оспариваемое решение о классификации товара от 16.11.2011 N 0016050/00001/000 правомерно признано судом незаконным.
Таким образом, таможенные платежи, уплаченные в результате принятия оспариваемого решения о классификации, являются излишне уплаченными и подлежащими возврату (зачету) в порядке, установленном статьей 90 ТК ТС, статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 31.10.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения у апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2012 года по делу N А56-10572/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)