Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-18445/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу N А41-18445/12


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
- от ООО "Новый Легион": Фельдман Ю.А., по доверенности от 09.06.2012;
- от Администрации г. Троицка Московской области: Овчинников И.О., по доверенности от 21.08.2012 N 32;
- от Комитета по управлению имуществом по г. Троицку Московской области: Овчинников И.О., по доверенности от 01.08.2012 N 5;
- от Департамента земельных ресурсов г. Москвы: Ефимов К.П., по доверенности от 24.12.2012 N 33-21-7654/12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Новый Легион" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2012 года по делу N А41-18445/12, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению ООО "Новый Легион" к Администрации г. Троицка Московской области, Комитету по управлению имуществом по г. Троицку Московской области, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новый Легион" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Троицка Московской области, Комитету по управлению имуществом по г. Троицку Московской области (далее - заинтересованные лица) (с учетом уточнений):
1. Признать незаконным отказ Администрации г. Троицка Московской области в предоставлении обществу в собственность в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с КН 50:54:0010103:108, площадью 1615 кв. м и с КН 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м.
2. Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы принять решение о предоставлении обществу земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с КН 50:54:0010103:108, площадью 1615 кв. м и с КН 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м в собственность по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
3. Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с КН 50:54:0010103:108, площадью 1615 кв. м и с КН 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м.
К производству по делу в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.10.2012 г. по делу N А41-18445/12 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заинтересованные лица отзыва на жалобу не представили.
В судебное заседание апелляционного суда стороны направили своих представителей. Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц возражали по доводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 13.11.1998 г., заключенного с Администрацией г. Троицка Московской области, за ООО "Новый легион" зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 50:54:0010103:16 площадью 645 кв. м по адресу: Московская область, г. Троицк, пр-т Октябрьский, д. 9-А, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 17 февраля 2012 г.
На основании постановления Главы города Троицка Московской области N 349 от 03.06.2002 г. "Об утверждении Акта государственной комиссии о вводе в эксплуатацию после строительства магазина промышленных и продовольственных товаров ООО "Новый Легион", акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией за ООО "Новый Легион" зарегистрировано право собственности на здание магазина промышленных и продовольственных товаров, 1 - этажное, общая площадь 697,30 кв. м, инв. N 88-745, лит. А, по адресу: Московская область, г. Троицк, пр-т Октябрьский, д. 9А, условный номер: 50:54:02:00706:001, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 15 июня 2004 г.
Согласно техническому паспорту от 19 сентября 2003 г. здание магазина инв. N 309:088-745 построено в 2001 г.
Таким образом, Администрация г. Троицка 13 ноября 1998 г. предоставила ООО "Новый Легион" земельный участок с КН 50:54:0010103:16 площадью 645 кв. м для строительства здания магазина, которое введено в эксплуатацию в 2002 г. площадью 697,30 кв. м. Участок был оформлен в собственность заявителя.
При этом, следует отметить, что между заявителем и Администрацией г. Троицка еще 14.07.1997 г. был заключен договор аренды земельного участка площадью 2100 кв. м для строительства вышеуказанного магазина промышленных и продовольственных товаров.
Однако, заявитель обратился за выкупом земельного участка в размере 645 кв. м оформив его в собственность.
Заявитель повторно обратился в администрацию района в рамках ст. ст. 35, 36 ЗК РФ за выкупом заявленных земельных участков на которых не находится принадлежащий ему объект недвижимости - здание магазина.
На обращения ООО "Новый Легион" о предоставлении в собственность земельных участков с КН 50:54:0010103:108, с КН 50:54:0010103:17 в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ, Администрация г. Троицка Московской области сообщила в письме от 17 января 2012 г., что учитывая отсутствие на испрашиваемых земельных участках зданий, строений, сооружений ООО "Новый легион" имеет право обратиться с заявлением о приобретении данных земельных участков в собственность по рыночной стоимости (п. 5 ст. 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области). Предоставить ООО "Новый легион" незастроенные земельные участки в рамках регулирования ст. 36 ЗК РФ не представляется возможным.
Арбитражный суд Московской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал, что установил отсутствие на земельных участках с КН 50:54:0010103:108, с КН 50:54:0010103:17 зданий, строений, сооружений заявителя. Согласно представленных материалов дела и пояснений сторон вышеуказанные земельные участки находятся в аренде у заявителя, в связи с чем, суд не нашел нарушений его прав отказом администрации в предоставлении их в собственность ООО "Новый Легион" по льготной цене.
В поданной апелляционной инстанции заявитель указывает на то, что судом не дана надлежащая оценка представленным обществом в материалы дела документам.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы жалобы, усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. При этом юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости здание магазина промышленных и продовольственных товаров, общая площадь здания составляет 697,30 м2, при этажности - 1 этаж.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:54:0010103:16 следует, что его общая площадь составляет 645 кв. м, разрешенное использование - под магазин.
Таким образом, земельный участок КН 50:54:0010103:16 фактически является пятном застройки под зданием заявителя.
Предельные размеры площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 2 статьи 35 ЗК РФ).
Заинтересованными лицами не представлено в материалы дела доказательств, что земельный участок КН 50:54:0010103:16 соответствует требованиям пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 ЗК РФ.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлено экспертное заключение (т. 1 л.д. 59 - 128), в котором произведен расчет площади земельного участка, необходимого для обслуживания магазина в соответствии со Сводом правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 г. N 820.
Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил, его действие распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Пунктом 1.3 Свода установлено, что его требования предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Пункт 10.1 "Учреждения и предприятия обслуживания" Свода правил предписывает при расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.
Согласно приложению "Ж" к указанному Своду правил для предприятий торговли непродовольственными товарами торговой площадью от 250 м2 до 650 м2 земельный участок, необходимый для эксплуатации должен составлять от 0,08 до 0,06 га на 100 м2 торговой площади объекта.
Как указал заявитель, торговые площади принадлежащего ему магазина составляют 483,4 м2, соответственно, площадь необходимого земельного участка должна составлять 3 867 м2 - 2 900 м2.
Представленное заявителем экспертное заключение подтверждает приведенный расчет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недостаточности земельного участка КН 50:54:0010103:16 для обеспечения эксплуатации здания, принадлежащего заявителю.
Заинтересованными лицами не представлено суду сведений о нахождении на земельных участках КН 50:54:0010103:108 и КН 50:54:0010103:17 зданий, строений, сооружений, иных объектов, принадлежащих иным лицам.
В изложенных обстоятельствах отказ Администрации г. Троицка Московской области в предоставлении обществу в собственность спорных земельных участков, не соответствует требованиям пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35, статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 приведенной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
По данным всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения в г. Троицк составила 39 873 чел.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы принять решение о предоставлении обществу спорных земельных участков, по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, а также обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.05.2005 г. N 11, если сторона, для которой заключение договора обязательно уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с Соглашением между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" территория города Троицка включена в территорию города Москвы.
По смыслу пункта 5.16 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП, решение вопроса о предоставлении земельного участка из земель поселений для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства также относится к полномочиям Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения требований заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении обществу спорных земельных участков, по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, а также об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельных участков.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2012 года по делу N А41-18445/12 отменить. Заявление ООО "Новый Легион" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Троицка Московской области в предоставлении обществу в собственность в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с кадастровым номером 50:54:0010103:108, площадью 1615, 0 кв. м и с кадастровым номером 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м. Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы принять решение о предоставлении обществу земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с кадастровым номером 50:54:0010103:108, площадью 1615,0 кв. м и с кадастровым номером 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м в собственность по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т, д. 9-А с кадастровым номером 50:54:0010103:108, площадью 1615, 0 кв. м и с кадастровым номером 50:54:0010103:17, площадью 505 кв. м

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Л.М.МОРДКИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)