Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2008 ПО ДЕЛУ N А35-4980/07-С

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2008 г. по делу N А35-4980/07-С


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Шеина А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 12.02.2008 г. по делу N А35-4980/07-С21 (судья Ольховиков А.Н.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области о признании недействительным решения
третье лицо:
администрация города Льгова Курской области
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика - Синякова Г.А., руководителя по приказу N 1 от 28.06.1999 г., Гапеевой Н.К., главного бухгалтера по доверенности от 04.12.2007 г.,
от налогового органа - Сафроновой Л.В., заместителя начальника отдела по доверенности от 26.02.2008 г., Корчемагиной Л.В., главного государственного налогового инспектора по доверенности от 12.02.2008 г.,
от администрации г. Льгова - Козупицы Н.Ф., представителя по доверенности N 42 от 15.01.2008 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - общество "Старт", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Белгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13 - 09/22 от 15.06.2007 г. "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части: применения ответственности за неуплату налога в виде взыскания штрафа в сумме 13161 руб. и за непредставление налоговому органу в установленный срок налоговой декларации по налогу на землю в виде взыскания штрафа в сумме 217156 руб. 50 коп.; начисления пени по земельному налогу в сумме 25328 руб. 34 коп.; предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 65806 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Льгова Курской области.
Решением от 12.02.2008 г. Арбитражный суд Курской области удовлетворил заявленные требования, признав решение N 13 - 09/22 от 15.06.2007 г. недействительным в части взыскания: штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в сумме 12517 руб. 20 коп., по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговой декларации в сумме 217156 руб. 50 коп.; пени по земельному налогу в сумме 24089 руб. 35 коп.; земельного налога в сумме 62586 руб.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие изложенных в решении суда выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, в силу положений части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с условиями договора купли-продажи от 13.04.1999 г. с внесенными в него изменениями от 07.10.1999 г., общество "Старт" приобрело право пользования земельным участком площадью 21990 кв. метров, в связи с чем, обязано было уплачивать налог на землю за пользование данным участком в 2004 г., независимо от наличия надлежащего оформления прав на земельный участок.
Общество "Старт" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке и на невозможность в связи с этим фактического использования земельного участка площадью 21990 кв. метров. Обязанность по уплате земельного налога по земле, непосредственно расположенной под объектами недвижимости, обществом не оспаривается.
Администрация г. Льгова поддержала позицию общества "Старт", пояснив, что у общества отсутствовала возможность использования всего земельного участка, на котором ранее был расположен имущественный комплекс Льговского СМУ "Жилстрой", так как общество фактически не использовало приобретенные им объекты недвижимости.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области произведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Старт" по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов за период с 01.01.2004 г. по 30.11.2006 г.
Выявленные при проведении проверки нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки N 13 - 08/13 от 11.05.2007 г., по результатам рассмотрения которого 15.06.2007 г. инспекцией принято решение N 13 - 09/22 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Названным решением налогоплательщик, в том числе, привлечен к ответственности в виде взыскания штрафов за неуплату земельного налога в сумме 13161 руб. и за непредставление налоговому органу налоговой декларации по налогу на землю в сумме 217156 руб. 50 коп. Кроме того, названным решением обществу начислены пени по земельному налогу в сумме 25328 руб. 34 коп. и земельный налог в сумме 65805 руб. за 2004 г.
Основанием доначисления указанной суммы налога, соответствующих пеней и санкций явился вывод инспекции о неисполнении налогоплательщиком обязанности по исчислению и уплате земельного налога с земельного участка площадью 21990 кв. метров, право пользования которым перешло к обществу при покупке недвижимости, а также по представлению налоговому органу налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г.
Считая решение налоговой инспекции от 15.06.2007 г. не соответствующим налоговому законодательству, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд, рассматривая заявленные требования, установил следующее.
13.04.1999 г. между администрацией города Льгова (продавец), действующей на основании решения городского совета депутатов города Льгова, и индивидуальным предпринимателем Синяковым Г.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Льгов, ул. Гагарина, д. 51, стоимостью 98000 руб., с рассрочкой платежа до 01.12.1999 г.
07.10.1999 г. в договор купли-продажи от 13.04.1999 г. внесены изменения, согласно которым покупателем по договору стало общество с ограниченной ответственностью "Старт". После полной оплаты стоимости недвижимого имущества в соответствии с условиями договора, имущество было передано обществу "Старт" по акту приема-передачи от 25.10.2000 г.
Указанное имущество располагалось на земельном участке площадью 22660 кв. метров. На момент заключения договора купли-продажи участок находился в бессрочном пользовании Льговского СМУ "Жилстрой" согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования землей N 000033 от 21.07.1992 г. Решением Арбитражного суда Курской области от 21.03.2002 г. по делу N А35-4924/01-"г" указанная организация признана банкротом, 04.12.2002 г. конкурсное производство в отношении нее завершено и организация исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обществом "Старт" с администрацией г. Льгова 12.11.2004 г. заключен договор N 186 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно которому им получен в аренду земельный участок площадью 21990 кв. метров, на котором расположены: контора площадью 122.3 кв. метра, веранда площадью 40.6 кв. метра, пилорама площадью 143.8 кв. метра, столярная мастерская площадью 479 кв. метров, мастерская площадью 34 кв. метра, пристройка площадью 22 кв. метра, котельная площадью 27.8 кв. метра и 34.4 кв. метра, пристройка площадью 29 кв. метров, склад площадью 161.7 кв. метра, склад площадью 179.5 кв. метра, гараж площадью 145,8 кв. метра, 81 кв. метр, гараж площадью 109 кв. метров. Срок действия договора определен с 01.10.2004 г. до 30.09.2005 г.
Аналогичный договор N 289 со сроком действия с 30.09.2005 г. до 28.09.2005 г. заключен обществом "Старт" с администрацией г. Льгова 22.09.2005 г.
16.12.2005 г. обществом заключен договор купли-продажи N 15 находящегося в муниципальной собственности земельного участка, на котором расположен(ы) объект(ы) недвижимого имущества, приобретенный(е) в собственность гражданами и юридическими лицами, предметом которого является земельный участок площадью 21990 кв. метров, кадастровый номер 46:32:01 01 01:0153, находящийся по адресу: Курская область, г. Льгов, ул. Гагарина, 51, на котором расположены объекты недвижимости: столярная мастерская с пристройкой, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 46-АВ N 398873 от 27.10.2005 г., гараж, свидетельство о государственной регистрации серии 46-АВ N 306954 от 27.10.2005 г., здание склада, свидетельство о государственной регистрации серии 46-АВ N 306952, здание конторы с верандой, свидетельство о государственной регистрации серии 46-АВ, N 906951 от 21.04.2005 г.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 20.01.2006 г., о чем выдано свидетельство серии 46-АВ N 384842.
По мнению налогового органа, общество стало собственником объектов недвижимости и фактическим землепользователем земельного участка площадью 21990 кв. метров, на котором эти объекты недвижимости располагаются, с момента их передачи по акту приема-передачи от 25.10.2000 г., однако, исчисление и уплату в бюджет земельного налога по данному участку не производило, в том числе в 2004 г. по срокам уплаты 15.09.2004 г. и 15.11.2004 г. не произведена уплата налога в суммах 32903 руб. по каждому сроку.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей в спорном периоде), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (статья 15 Закона N 1738-1).
В то же время, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не является основанием для освобождения фактического землевладельца или землепользователя от платы за землю постольку, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) устанавливается принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
Реализация данного принципа проводится также в статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса содержит аналогичную норму, согласно которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Арендная плата за использование такими земельными участками устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации к лицу, которое в силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу в установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ срок надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
В соответствии с абзацем 4 статьи 16 Закона N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому землепользователю пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. При этом, согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В силу пункта 4 Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной и инженерно - транспортной инфраструктуры.
Из изложенного следует, что основанием для перехода прав землепользования земельным участком от одного лица к другому является переход права собственности на объект недвижимости, расположенный на этом земельном участке.
При этом, законодатель разграничивает понятие земельного участка, занятого под объектом недвижимости и земельного участка, необходимого для использования такого объекта.
После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации организации, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, или федеральными казенными предприятиями, или органами государственной власти или местного самоуправления, могут реализовать свои права на землю лишь в форме права собственности или аренды земельного участка. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком при приобретении объекта недвижимости таким организациям с указанного момента перейти не может.
В силу статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
К недвижимым вещам статья 130 Гражданского кодекса (в действующей редакции) относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация права собственности общества с ограниченной ответственностью "Старт" на приобретенное имущество была произведена учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области в 2005 г. с выдачей свидетельств о государственной регистрации:
- N 306952 серии 46-АВ от 21.04.2005 г. о регистрации права собственности на здание склада, инвентарный номер 38:410:001:015560020, кадастровый (условный) номер 46 - 46 - 14/001/2005 - 479, площадью 138 кв. метров,
- N 306954 серии 46-АВ от 21.04.2005 г. о регистрации права собственности на здание гаража, инвентарный номер 38:410:001:0155600200, кадастровый (условный) номер 46 - 46 - 14/001/2005 - 481, площадью 189 кв. метров,
- N 306953 серии 46-АВ от 21.04.2005 г. о регистрации права собственности на здание склада, инвентарный номер 38:410:001:01556000020, кадастровый (условный) номер 46 - 46 - 14/001/2005 - 480, площадью 153.9 кв. метров,
- N 306951 серии 46-АВ от 21.04.2005 г. о регистрации права собственности на здание конторы, инвентарный номер 38:410:001:015560020, кадастровый (условный) номер 46 - 46 - 14/001/2005 - 478, площадью 141.9 кв. метров,
- N 348873 от 27.10.2005 г. серии 46-АВ о регистрации права собственности на здание столярной мастерской с пристройкой, инвентарный номер 38:410:001:015560020:0301:20000, кадастровый (условный) номер 46 - 46 - 14/004/2005 - 060, площадью 452.9 кв. метра.
Основанием государственной регистрации права собственности явилось решение Арбитражного суда Курской области от 21.06.2004 г. по делу N А35-4311/04-С18 о признании права собственности общества "Старт" на указанные объекты недвижимости. Причиной обращения общества "Старт" в арбитражный суд за признанием права собственности, как это следует из решения N А35-4311/04-С18, явился отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности.
Учитывая, что до момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости указанное право к приобретателю объекта недвижимости по договору перейти не может, к нему не могут перейти и правомочия собственника имущества, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса, а также бремя содержания имущества, предусмотрено статьей 210 Гражданского кодекса.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что материалами дела не доказан факт использования обществом "Старт" в течение всего 2004 г. земельного участка площадью 21990 кв. метров, приобретенного им с октября 2004 г. в аренду и с декабря 2005 г. в собственность.
Одновременно, учитывая принцип платности использования земли, установленный статьей 1 Закона "О плате за землю", суд пришел к обоснованному выводу о наличии у общества "Старт" обязанности по исчислению и уплате в бюджет земельного налога за землю, фактически занятую объектами недвижимости.
Исходя из имеющихся в деле правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, суд области правильно определил, что площадь земельного участка, за которую общество обязано было исчислить и уплатить земельный налог за период с 01.01.2004 г. по 01.10.2004 г., составляет 1075.7 кв. метра (141.9 кв. метра - земля под зданием конторы с верандой, 198 кв. метров - земля под гаражом, 153.9 кв. метра и 138.2 кв. метра - земля под двумя зданиями склада, 453.9 кв. метров - земля под столярной мастерской).
Сумма земельного налога за использование указанного земельного участка составляет 3219 руб. (1075.7 кв. метра x 3.99): 12 месяцев x 9 месяцев).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса предусматривает ответственность налогоплательщиков за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
С учетом размера суммы налога, не уплаченного налогоплательщиком в установленные сроки, пени за несвоевременную уплату налога составляют 1238 руб. 99 коп., штраф за неуплату налога - 643 руб. 80 коп.
Оснований для начисления налога, пени и санкций за неуплату налога в большем размере у налогового органа не имелось, в связи с чем судом правомерно признано недействительным начисление налога в сумме 62586 руб., пени в сумме 24089 руб. 35 коп., штрафа за неуплату налога в сумме 12517 руб. 20 коп.
Также суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение обоснованным и законным в части, касающейся штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации лицо может быть привлечено к налоговой ответственности при наличии в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия).
Статьей 108 Налогового кодекса установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Порядок проведения налоговой проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки регулируется главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации "Налоговый контроль".
В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса установлено, что в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 100.1 Налогового кодекса, действующей с 01.01.2007 г., дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.
Пунктом 4 статьи 101 установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
В силу пункта 5 статьи 101 в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан установить:
- 1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
- 2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
- 3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- 4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 статьи 101 установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности; размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 8 статьи 101 Кодекса).
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований названной статьи может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как следует из текста решения налогового органа и установлено судом области, обществом "Старт", имевшим обязанность по исчислению и уплате в бюджет земельного налога за 2004 г. исходя из размера фактически используемого им земельного участка, по состоянию на 15.06.2007 г. (момент принятия решения) не была представлена налоговому органу налоговая декларация по названному налогу по сроку представления 01.07.2004 г., т.е. в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления декларации.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса.
В то же время, согласно пункту 1 резолютивной части решения N 13 - 09/22 от 15.06.2007 г., общество привлечено к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса, которым предусмотрена ответственность за просрочку представления налоговой декларации на срок, не превышающий 180 дней.
Таким образом, налоговым органом, в нарушение статьи 101 Налогового кодекса, дана неправильная правовая квалификация совершенного налогоплательщиком правонарушения, что обоснованно расценено судом области как нарушение, лишающее юридической силы акт налогового органа, направленный на привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции в полном объеме.
Оценив все обстоятельства дела в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что инспекция не доказала правомерность доначисления обществу "Старт" земельного налога с земельного участка площадью 21990 кв. метров и правомерность привлечения его к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса.
Нормы материального права применены судом при рассмотрении дела верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание как основанные на неправильном толковании норм гражданского и земельного права, неправильном применении норм налогового законодательства.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина, уплаченная налоговым органом при обращении в апелляционный суд, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 12.02.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
А.Е.ШЕИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)